Режиссер:
Педро Альмодовар. Сценарий: Агустин Альмодовар, Педро Альмодовар (по роману Тьерри Жонке), Оператор: Хосе Луис Алькайне, Композитор: Альберто Иглесиас.
В главных ролях: Антонио Бандерас, Елена Анайя. В ролях: Мариса Паредес, Жан Корнет, Роберто Аламо, Эдуард Фернандес.
Награды: Phoenix Film Critics Society Awards — лучший иностранный фильм. Washington DC Area Film Critics Association Awards — лучший иностранный фильм..
По роману Тьерри Жонке Педро Альмодовар снял, как обычно, "авторское кино", лишь по недоразумению обозначенное как "триллер". Сюжет кажется бредовым, но, по большому счету, докопаться не до чего: ведь главный герой фильма, гениальный пластический хирург, которого играет Антонио Бандерас, – сумасшедший ученый, а с сумасшедших ученых взятки гладки. Такова уж традиция, как литературная, так и кинематографическая. Какую бы нелепость ни сотворил человек, всё можно списать на его безумие.
Тут меня так и тянет пересказать сюжет. Тот, кто не смотрел фильм, однако намеревается это сделать, пусть дальше не читает. Фабула в фильме такая. Гениальный хирург Роберт – потомственный псих. Маразм у него в крови, что, впрочем, не мешает ему быть гениальным хирургом. Его карьера складывается крайне удачно, однако по жизни преследуют неудачи. Сначала сгорела в автокатастрофе его жена, потом какой-то баклан попытался изнасиловать его дочь, тоже, кстати, сумасшедшую. Это происшествие окончательно сорвало девке планку, и она покончила жизнь самоубийством. Фильм, тем не менее, начинается вовсе не с этих плачевных эпизодов, а с того, что в своем загородном доме, в подземелье, оборудованном как больница, Роберт держит в заточении какую-то девушку. Девушка как две капли воды похожа на бывшую жену Роберта; кем же она является на самом деле – от зрителя утаивается. На теле пленницы постепенно заживает пересаженная кожа; девушка как будто даже начинает испытывать симпатию к своему тюремщику. Зритель думает, что перед нами сейчас развернется садомазохистская история в духе "Ночного портье". И тут сюжет делает финт ушами: оказывается, что девушка – на самом деле мальчик. Таким образом Роберт отомстил чуваку, изнасиловавшему его дочь. Ну, а поскольку он сумасшедший, то зачем-то наделил парня обликом своей жены и ненароком в него влюбился. А парень, естественно, просто подыгрывал ему, надеясь не только спастись, но и отомстить в свою очередь.
Фильм выглядит довольно неправдоподобным и… каким-то пидорским, что ли. Когда Висенте, превращенный в Веру, бегает по лестнице или, например, пытается драться, то у актрисы чисто женские движения. Да и в постель к Роберту Вера прыгает довольно охотно. Возможно, тем самым Альмодовар хотел показать, что достаточно переменить искусственным образом человеку пол, чтобы незамедлительно поменялись его повадки и половые пристрастия. Грань между мужчиной и женщиной очень тонка, намного тоньше, чем это кажется, говорит Альмодовар. Ну, им пидорам, виднее, бог с ними.
Что касается постановки, то я ожидал большего. Альмодовар снял два подряд разочаровывающих фильма – "Возвращение" и "Разомкнутые объятия". Я рассчитывал, что "игра в жанр" (в данном случае, в триллер) получится интересной и захватывающей, но этого не случилось. Альмодовар совсем не дружит с саспенсом, но фильм всё-таки берет своё за счет необычного и довольно противного сюжета.