Смешной фильм о забавном парне, этаком рассеянном с улицы Бассейной. Говорят, герой картины, Антуан Дуанель, – альтер-эго Франсуа Трюффо. Во всяком случае, в фильме такие повороты сюжета, что нарочно не придумаешь, ибо такие задумки обычно не срабатывают.
Дуанеля выгоняют из армии, и он пытается найти себя на гражданской службе. Ему приходится сложно, поскольку он склонен уходить мыслями куда-то далеко. Романтик, меланхолик, воспринимающий мир… нет, не в розовом, а в каком-то светло-зеленом призрачном свете. Когда Дуанель попадает в неожиданную ситуацию, его словно выбрасывает из безмятежного сонного мира, который он рассматривал вялыми спокойными глазами. Он тут же начинает бешено суетиться и, соответственно, совершать ошибки. Одна такая ошибка стоила ему администраторского места в небольшой гостинице, куда его пристроили по знакомству, но зато стала причиной устройства на новую работу – в частное сыскное агентство, где немолодые мужики и тетки выполняют заказы других немолодых мужиков и теток: шпионят за их женами и мужьями.
Жану-Пьеру Лео, сыгравшему Дуанеля (он же сыграл Дуанеля-подростка и в дебюте Трюффо "400 ударов"), удается быть одновременно и глупым, и смешным, и трогательным. Несколько раз он заставил меня хохотать в голос. Рассказывая эту историю, которая начинается "как-то не в тему" и точно так же заканчивается, а точнее обрывается на полуслове, Франсуа Трюффо как бы показывает, что индифферентного человека, склонного пустяки воспринимать серьезно, а серьезные вещи принимать за пустяки, невзгоды обойдут стороной: у невзгод совсем иная цель.