Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Французский связной / The French Connection (1971)


Французский связной
Средняя оценка: оценка: 4.5
1971. США. 104 минуты.
Жанр: боевик / детектив / триллер / криминальный.

Режиссер: Уильям Фридкин, Рой Шайдер, Фернандо Рей.
Сценарий: Эрнест Тайдимен, Ховард Хоукс, Эдвард М. Кийес (по одноименному роману Роберта Мура),
Оператор: Оуэн Ройзман,
Композиторы: Дон Эллис, Джимми Уэбб.

В главных ролях: Джин Хэкман.
В ролях: Тони Ло Бьянко, Марсель Боззюффи, Фредерик де Паскуале.

Награды:
5 "Оскаров": лучший фильм, режиссер, адаптированный сценарий, актер (Дж.Хэкман), монтаж.
3 "Золотых глобуса" — лучший фильм в жанре драма, лучший режиссер, актер в жанре драма (Дж.Хэкман).
2 BAFTA — лучший актер (Дж.Хэкман), монтаж.
National Board of Review, USA — актер (Дж.Хэкман).
David di Donatello Awards — лучший иностранный фильм.
Directors Guild of America, USA — выдающаяся постановка.
Edgar Allan Poe Awards — лучший фильм.
Kansas City Film Critics Circle Awards — лучший фильм, лучший актер (Дж.Хэкман).
Motion Picture Sound Editors, USA — лучший монтаж.
New York Film Critics Circle Awards — лучший актер (Дж.Хэкман).
Writers Guild of America, USA — лучший адаптированный сценарий.

National Film Registry.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Французский связной"

Французский связной оценка: 4.5

В конце 60-х — начале 70-х Уильям Фридкин сожительствовал с дочкой легендарного режиссера Говарда Хоукса. Как-то раз он разговорился с "тестем", и тот сказал: "Слушай, я всю жизнь снимал полное дерьмо. На самом деле, людей не интересует ни стиль, ни психологические исследования. Их интересует только действие. Так что ты должен снять самую крутую на свете автомобильную погоню". Хоукс сказал и достучался до сердца Фридкина. И не только Хоукс. В интервью, которое Уильям дал в конце 90-х годов Американскому киноинституту, он цитирует запомнившийся ему наказ русского антрепренера Сергея Дягилева артисту Нижинскому: "Удиви меня".

И вот, в 1971 году Фридкин решил зрителя удивить, а за основу своей новой картины взял бестселлер "Французский связной". Сюжет повествует о том, как двое офицеров из отдела по борьбе с наркотиками Джимми Дойл и Бадди Руссо случайно нападают на след: должна совершиться крупная сделка — французский наркоторговец прибывает в Америку, чтобы сбыть местным преступникам 60 килограммов героина. Они устанавливают слежку, преследуют бандитов то на двух ногах, то на четырех колесах, стреляют и дерутся. Несколько тривиальная фабула расцвечена колоритными производственными деталями, но не это в фильме главное. Главное в нем — предельная реалистичность.

"Экран — плоская среда, в нем нет ни высоты, ни глубины, — скажет впоследствии Фридкин. — Иллюзию глубины или что-то даже большее, чем глубина, ему задает камера, которой надлежит дать свободу". При этом он уверен, что "режиссер должен обладать достаточной гибкостью для того, чтобы уметь выбирать наиболее выгодные точки для захвата действия. Это своего рода кинематографический кубизм". Снимая в Нью-Йорке "Французского связного", Фридкин широко использовал ручные камеры, заставляя операторов погружаться в толпу, крепил их на бамперах несущихся автомобилей; революционно отказывался от оркестровых аранжировок, просил от актеров импровизации — словом, вовсю использовал свои навыки режиссера-документалиста.

От стилизованности фильмов-нуар, от искусственности классических полицейских картин 60-х годов не осталось и следа. Буквально на глазах деформировался жанр криминального боевика, произошла его де-гламуризация. На экран выплескивалась грязь межсезонья, действие происходит то в трущобах, то в фешенебельных кварталах, выглядящих при этом такими же серыми, усредненными, бытовыми и неприютными.

По сути, Фридкин снимал чернуху. И это ни в коей мере не сработало бы, если бы он не следовал заветам "тестя". Молодой режиссер принял слова Хоукса близко к сердцу и изначально задался целью сделать отличный экшн. Некогда Феллини сказал: "Фильм делается на монтажном столе". Фридкин ему вторил: "Мой фильм был создан в монтажной, при этом монтировать было легко и приятно, поскольку каждая сцена была продумана досконально, и нам оставалось только довести ее до ума при помощи ножниц". И в этом состоит кардинальное отличие творческого подхода Фридкина от "творческого подхода" нынешних режиссеров, также широко использующих при съемках боевиков ручную камеру (известен, например, такой факт, что при съемках экшн-сцены для "Неудержимых" Сильвестр Сталлоне проинструктировал оператора следующим образом: "Снимай, как снимается, потом смонтируем как надо"). Ну и, конечно, сцена погони Джимми Дойла на автомобиле, отнятом у обывателя, за поездом с киллером на борту, стала хрестоматийной!

Релиз, снятый за смешной 1 миллион 800 тысяч долларов, собрал в прокате более 50 миллионов, а "чернушная" палитра Фридкина была взята на вооружение всеми голливудскими режиссерами, снимающими криминальное кино. Влияние "Французского связного" на жанр "полицейского фильма" сравнима с влиянием "Криминального чтива" на жанр гангстерского кино в начале 90-х. В 1972 году опус Уильяма Фридкина получил пять премий "Оскар": лучший фильм, режиссер, адаптированный сценарий, монтаж и лучшая актерская работа. Примечательно, что приз ушел Джину Хэкмену, которого Фридкин наотрез отказывался брать в проект. Он мечтал, чтобы эту роль сыграл Пол Ньюмен, однако малый бюджет не позволил ангажировать звезду такого ранга.

Из статьи для журнала "Настоящее кино" (30.08.2011).

(21.02.2012)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: