Режиссер:
Клинт Иствуд. Сценарий: Айрис Ямашита (по роману Тадамичи Курибаяши Цуйоко Йосидо "Picture Letters from Commander in Chief"), Оператор: Том Штерн, Композиторы: Кайл Иствуд, Майкл Стивенс, Продюсеры: Клинт Иствуд, Роберт Лоренц, Стивен Спилберг.
В главных ролях: Кен Ватанабе, Казунари Ниномия, Цуёши Ихара. В ролях: Рио Касе, Шидо Накамура, Хироши Ватанабе, Такуми Бандо.
Награды:
"Оскар" — лучший звук. "Золотой глобус" — лучший фильм на иностранном языке. National Board of Review, USA — лучший фильм. Broadcast Film Critics Association Awards — лучший фильм на иностранном языке. Chicago Film Critics Association Awards — лучший фильм на иностранном языке. Dallas-Fort Worth Film Critics Association Awards — лучший фильм на иностранном языке. Los Angeles Film Critics Association Awards — лучший фильм. Motion Picture Sound Editors, USA — лучший звук (премия американских звукооператоров). San Diego Film Critics Society Awards — лучший фильм, лучший режиссер..
Интересные факты о фильме:
Фильм поставлен по книге, составленной из писем генерала императорской японской армии Тадамичи Курибаяши, возглавлявшем оборону Иводзимы (в фильме его роль играет Кен Ватанабе).
Фильм представляет собой японскую часть дилогии, вторая (американская) картина которой — "Флаги наших отцов", съёмки которого проходили также на Иводзиме практически в то же время; члены съёмочных групп встречались и сотрудничали друг с другом, но официально лишь один человек снялся с обоих фильмах.
Это первый фильм Клинта Иствуда на иностранном языке.
Первоначальное название — "Красное солнце, черный песок".
Работая над ролью, Кен Ватанабе прочитал все письма, посланные с Иводзимы своей семье генералом императорской японской армии Тадамичи Курибаячи.
Бюджет фильма — около 15 миллионов долларов. На момент окончания широкого проката картины она собрала 13 с половиной миллионов в США и 39 с половиной миллионов — в ЯпонииВерсия для печати
Клинт Иствуд снял какое-то совершенно неуловимое кино. Такое ощущение, что ты вот-вот сообразишь, о чём это, ещё секунда — и ты уловишь некую большую и главную мысль, лежащую в основе — но проходит минута, пять минут, полчаса, а ты всё так же ничего не понимаешь.
Отчасти моё непонимание можно объяснить ужасным качеством экранной копии, на которой я приобрёл фильм, будучи верным концепции сайта. Перевод в этой копии был настолько отвратителен, что бОльшую часть времени я старался вообще не слушать, чего говорит переводчик, читая английские субтитры. С другой стороны — возможно, фильм представляет собой вовсе не самостоятельное произведение, а лишь половину фильма; ведь концепция "Писем с Иводзимы — Флагов наших отцов" состоит в том, чтобы дать два симметричных взгляда на одни и те же события, показав тот же хронотоп глазами двух разных армий, разных наций, разных культур. И с этой точки зрения, для того, чтобы проникнуть в суть произведения, надо сначала посмотреть его до конца, то есть увидеть обе части дилогии.
Но мне всё же кажется, что главная причина неуловимости в этом фильме — потрясающая, словно "не касающаяся ногами земли" режиссура Клинта Иствуда. Иствуд уже, пожалуй, проскочил тот этап режиссёрского взросления, когда ему надо было что-то кому-то доказывать, и теперь просто наслаждается возможностью визуализировать — что угодго, будь то мысли, чувства или чужие письма.
Фильм "Письма с Иводзимы" рассказывает нам о самом драматическом этапе второй мировой войны в тихоокеанском театре военных действий — битве за остров Иводзима, в которой погибло 7 тысяч американских солдат и 20 тысяч японских. Но рассказывает, умудряясь практически не касаться темы, неуловимо. В фильме толком нет батальных сцен. Нет масштабных сражений. Нет грохочущей, выбивающей почву из-под ног стрелянины "Спасения рядового Райана". Вроде бы — вот она, война, вокруг — и в то же время, в центре всё время остаются конкретные люди, которые не стираются и не смешиваются в военной неразберихе.
Японский мир Иводзимы — это бесконечная череда нор, каких-то подземных катакомб, которые, кажется, репрезентуют своеобразный ад на земле. Там, за морем, находятся Япония, США, Германия, Советский Союз, идёт большая война, и люди ходят по улицам городов — но здесь, на Иводзиме, всё это кажется мифом. Здесь есть лишь земля, которую надо копать, приказ покончить с собой, если заканчиваются патроны, и долгие-долгие переходы в подземелье от одного укреппункта до другого. В этой бесконечности подземных коридоров — вся сущность войны. Это не яркое, прекрасное сражение. Это не восхитительный миг, когда ты лежишь на траве и смотришь в небо, думая, что через секунду твоя душа воссоединится с богом. Это просто земля, окружающая тебя со всех сторон, и сыпящаяся тебе на голову, когда взрывается очередная бомба. Из праха созданные — в прах обратятся.
Один из самых удивительных моментов — когда солдаты совершают самоубийства, потому что так приказал Генерал-лейтенант. Не буду вдаваться в детали — это будет уже спойлер, но простота, деловитость, с которой они это делают, сама диспозиция, и, главное, развязка этой сцены — завораживают. Иствуд здесь словил самую суть различий в подходе к войне, её сущности, её философии между западной цивилизацией и Японией. Они ведут ту же самую войну — и одновременно с этим совершенно другую.
Весь фильм передан через реальные истории реальных людей, солдат и генералов, писавших письма с острова домой, в Японию — письма, которые никто не увидит, и не прочтёт. Внутренний мир героев, часть за частью, эпизод за эпизодом, раскрывает перед нами весь масштаб и весь ужас войны — бессмысленной и беспощадной, как русский бунт. Люди, которые делают то, чего они не хотят делать, чтобы причинить боль и смерть людям, которые делают то, чего они не хотят делать. Комедия абсурда.
Эти письма — оставшиеся в итоге после тех, кого уж нет, и чьё имя, возможно, уже забыто, — соединяющее звено между памятью и историей, между живыми людьми и теми, кто тоже когда-то жил, воевал, и хотел бы, быть может, лишь одного — чтобы имя его не было забыто.
История расставит всё по своим местам. Жаль только, что прошлого не вернуть, и никак-никак не изменить.
Отдельно хочется сказать пару слов о Ватанабе. Мужественный красавец, столь полюбившийся нам после самурайского эпоса про Тома Круза, постепенно превращается в одного из наиболее значимых не-американских актёров мирового кино. Что ж, желаем, чтоб и дальше, и больше, и обязательно. И с удовольствием будем ждать его новых появлений.