Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Письма с Иводзимы / Letters from Iwo Jima (2006)


Письма с Иводзимы
Средняя оценка: оценка: 4
2006. США. 140 минут.
Жанр: военный.

Режиссер: Клинт Иствуд.
Сценарий: Айрис Ямашита (по роману Тадамичи Курибаяши Цуйоко Йосидо "Picture Letters from Commander in Chief"),
Оператор: Том Штерн,
Композиторы: Кайл Иствуд, Майкл Стивенс,
Продюсеры: Клинт Иствуд, Роберт Лоренц, Стивен Спилберг.

В главных ролях: Кен Ватанабе, Казунари Ниномия, Цуёши Ихара.
В ролях: Рио Касе, Шидо Накамура, Хироши Ватанабе, Такуми Бандо.

Награды:

"Оскар" — лучший звук.
"Золотой глобус" — лучший фильм на иностранном языке.
National Board of Review, USA — лучший фильм.
Broadcast Film Critics Association Awards — лучший фильм на иностранном языке.
Chicago Film Critics Association Awards — лучший фильм на иностранном языке.
Dallas-Fort Worth Film Critics Association Awards — лучший фильм на иностранном языке.
Los Angeles Film Critics Association Awards — лучший фильм.
Motion Picture Sound Editors, USA — лучший звук (премия американских звукооператоров).
San Diego Film Critics Society Awards — лучший фильм, лучший режиссер..

Интересные факты о фильме:


  • Фильм поставлен по книге, составленной из писем генерала императорской японской армии Тадамичи Курибаяши, возглавлявшем оборону Иводзимы (в фильме его роль играет Кен Ватанабе).
  • Фильм представляет собой японскую часть дилогии, вторая (американская) картина которой — "Флаги наших отцов", съёмки которого проходили также на Иводзиме практически в то же время; члены съёмочных групп встречались и сотрудничали друг с другом, но официально лишь один человек снялся с обоих фильмах.
  • Это первый фильм Клинта Иствуда на иностранном языке.
  • Первоначальное название — "Красное солнце, черный песок".
  • Работая над ролью, Кен Ватанабе прочитал все письма, посланные с Иводзимы своей семье генералом императорской японской армии Тадамичи Курибаячи.
  • Бюджет фильма — около 15 миллионов долларов. На момент окончания широкого проката картины она собрала 13 с половиной миллионов в США и 39 с половиной миллионов — в Японии

    Версия для печати

Дмитрий Савочкин: Письма мёртвых людей.

Письма с Иводзимы оценка: 4

Клинт Иствуд снял какое-то совершенно неуловимое кино. Такое ощущение, что ты вот-вот сообразишь, о чём это, ещё секунда — и ты уловишь некую большую и главную мысль, лежащую в основе — но проходит минута, пять минут, полчаса, а ты всё так же ничего не понимаешь.

Отчасти моё непонимание можно объяснить ужасным качеством экранной копии, на которой я приобрёл фильм, будучи верным концепции сайта. Перевод в этой копии был настолько отвратителен, что бОльшую часть времени я старался вообще не слушать, чего говорит переводчик, читая английские субтитры. С другой стороны — возможно, фильм представляет собой вовсе не самостоятельное произведение, а лишь половину фильма; ведь концепция "Писем с Иводзимы — Флагов наших отцов" состоит в том, чтобы дать два симметричных взгляда на одни и те же события, показав тот же хронотоп глазами двух разных армий, разных наций, разных культур. И с этой точки зрения, для того, чтобы проникнуть в суть произведения, надо сначала посмотреть его до конца, то есть увидеть обе части дилогии.

Но мне всё же кажется, что главная причина неуловимости в этом фильме — потрясающая, словно "не касающаяся ногами земли" режиссура Клинта Иствуда. Иствуд уже, пожалуй, проскочил тот этап режиссёрского взросления, когда ему надо было что-то кому-то доказывать, и теперь просто наслаждается возможностью визуализировать — что угодго, будь то мысли, чувства или чужие письма.

Фильм "Письма с Иводзимы" рассказывает нам о самом драматическом этапе второй мировой войны в тихоокеанском театре военных действий — битве за остров Иводзима, в которой погибло 7 тысяч американских солдат и 20 тысяч японских. Но рассказывает, умудряясь практически не касаться темы, неуловимо. В фильме толком нет батальных сцен. Нет масштабных сражений. Нет грохочущей, выбивающей почву из-под ног стрелянины "Спасения рядового Райана". Вроде бы — вот она, война, вокруг — и в то же время, в центре всё время остаются конкретные люди, которые не стираются и не смешиваются в военной неразберихе.

Японский мир Иводзимы — это бесконечная череда нор, каких-то подземных катакомб, которые, кажется, репрезентуют своеобразный ад на земле. Там, за морем, находятся Япония, США, Германия, Советский Союз, идёт большая война, и люди ходят по улицам городов — но здесь, на Иводзиме, всё это кажется мифом. Здесь есть лишь земля, которую надо копать, приказ покончить с собой, если заканчиваются патроны, и долгие-долгие переходы в подземелье от одного укреппункта до другого. В этой бесконечности подземных коридоров — вся сущность войны. Это не яркое, прекрасное сражение. Это не восхитительный миг, когда ты лежишь на траве и смотришь в небо, думая, что через секунду твоя душа воссоединится с богом. Это просто земля, окружающая тебя со всех сторон, и сыпящаяся тебе на голову, когда взрывается очередная бомба. Из праха созданные — в прах обратятся.

Один из самых удивительных моментов — когда солдаты совершают самоубийства, потому что так приказал Генерал-лейтенант. Не буду вдаваться в детали — это будет уже спойлер, но простота, деловитость, с которой они это делают, сама диспозиция, и, главное, развязка этой сцены — завораживают. Иствуд здесь словил самую суть различий в подходе к войне, её сущности, её философии между западной цивилизацией и Японией. Они ведут ту же самую войну — и одновременно с этим совершенно другую.

Весь фильм передан через реальные истории реальных людей, солдат и генералов, писавших письма с острова домой, в Японию — письма, которые никто не увидит, и не прочтёт. Внутренний мир героев, часть за частью, эпизод за эпизодом, раскрывает перед нами весь масштаб и весь ужас войны — бессмысленной и беспощадной, как русский бунт. Люди, которые делают то, чего они не хотят делать, чтобы причинить боль и смерть людям, которые делают то, чего они не хотят делать. Комедия абсурда.

Эти письма — оставшиеся в итоге после тех, кого уж нет, и чьё имя, возможно, уже забыто, — соединяющее звено между памятью и историей, между живыми людьми и теми, кто тоже когда-то жил, воевал, и хотел бы, быть может, лишь одного — чтобы имя его не было забыто.

История расставит всё по своим местам. Жаль только, что прошлого не вернуть, и никак-никак не изменить.

Отдельно хочется сказать пару слов о Ватанабе. Мужественный красавец, столь полюбившийся нам после самурайского эпоса про Тома Круза, постепенно превращается в одного из наиболее значимых не-американских актёров мирового кино. Что ж, желаем, чтоб и дальше, и больше, и обязательно. И с удовольствием будем ждать его новых появлений.

(25.03.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: