Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Джон Картер / John Carter (2012)


Джон Картер
Средняя оценка: оценка: 3
2012. США. 132 минуты.
Жанр: фантастика / приключенческий.

Режиссер: Эндрю Стэнтон.
Сценарий: Эндрю Стэнтон, Марк Эндрюс, Майкл Чабон (по произведения Эдгара Райса Берроуза),
Оператор: Дэниэл Майндел,
Композитор: Майкл Джаккино.

В главных ролях: Тейлор Китч, Линн Коллинз, Саманта Мортон.
В ролях: Уиллем Дефо, Марк Стронг, Томас Хейден Чёрч, Кирен Хайдз, Доминик Уэст, Полли Уокер, Дэвид Швиммер, Джон Фавро.

Интересные факты о фильме:

В начале 1931 года Роберт Клампетт – создатель поросенка Порки и множества мультфильмов Looney Tunes – предложил Эдгару Берроузу экранизировать "Джона Картера с Марса" в виде первого в истории полнометражного анимационного мультфильма. Берроуз принял предложение. Клампетт и Берроуз с энтузиазмом погрузились в пре-продакш картины, создавая скетчи, миниатюрные скульптуры героев, делая наброски сценария, а также сделав черно-белый тестовый футаж, который должен был продемонстрировать, в каком направлении они видели экранизацию книги. Берроуз и Клампетт рассматривали будущую картину как серьезную фантастику. Однако студия MGM видела фильм в совершенно другом свете – легкая комедия с хулиганистым героем. Несовпадение во взглядах привело к тому, что спустя год проект лег на полку.

В конце 1950-х годов Рэй Харрихаусен выражал заинтересованность в постановке картины.

В 1970-х годах еще до "Звездных войн" Джордж Лукас был заинтересован в постановке фильма.

О проекте вновь серьезно заговорили лишь в 1980-х, когда Disney решила сделать уже игровую картину на волне успеха "Звездных воин" и "Конана-варвара". Теду Эллиоту и Терри Россио поручили написать сценарий. Марио Кассар и Эндрю Вайна должны были спродюсировать картину на своей студии Carolco. Джону МакТирнану предложили поставить картину, а Тома Круза планировалось взять на главную роль. Однако существенный производственный масштаб и несовершенство на тот момент спецэффектов не позволили проекту сдвинуться с мертвой точки.

Премьера фильма: 2012 год, ровно сто лет спустя, после того как первый рассказ из марсианского цикла Эдгара Райcа Берроуза "Под марсианскими лунами" был впервые опубликован в журнале "All-Story" (февраль 1912); и спустя восемьдесят лет, после того как было объявлено о намерениях экранизировать книгу.

С кинопоиска.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Мишки Гамми возвращаются

Джон Картер оценка: 2

В начале 00-х кинокомпания "Уолт Дисней" вдохнула новую жизнь в пиратскую тему блокбастером "Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины". А ведь, казалось бы, фильмы про пиратов остались в далеком прошлом вместе с Дугласом Фербенксом и Эрроллом Флинном. И вот теперь "Уолт Дисней" выпустила на экраны блокбастер "Джон Картер", бюджет которого превосходит "Черную жемчужину" в два раза (к тому же в фильме нет ни одной звезды, – то есть, все бабло отдано на откуп спецэффектам). Фильм снят по мотивам книжек Эдгара Райса Берроуза, которые разлетались в эпоху Дугласа Фербенкса и немого кино как горячие пирожки. В общем, я полагал, что "Джон Картер" будет таким же заводным, расчетливо старомодным, как и "Пираты", поэтому-то, искренне полагал я, за основу и взято бульварное чтиво Берроуза, напрочь лишенное каких-либо художественных достоинств, зато достаточно лихое.

Читаю отклики в интернете: люди сходившие в кино, оглушенные долби-сарраундом и еще не успевшие прийти в себя, чувствуют, что "что-то здесь не то" и осторожно высказываются в том плане, что фильм, типа, неплохой, просто он детский. Что ж, фильм действительно тупой, убогий, примитивный, – взрослому человеку очень скучно смотреть этот фильм, – но это не означает, что он детский. Детские сказки не обязаны быть примитивными. Даже наоборот: они ни в коем случае не должны быть примитивными. И уж точно они не должны быть такими нудными, тяжеловесными, однообразными, как "Джон Картер"… Проклятье! Это еще хуже, чем второй эпизод "Звездных войн".

Джон Картер, кавалерист и авантюрист, попадает на Марс через таинственный портал где-то в апалачских горах. На Марсе Картер – супермен. Человеку, привыкшему к земному тяготению, на Марсе очень привольно. Картер прыгает на 500 в высоту и на столько же в длину, а также в ширину. Природа Марса похожа на пленэры, где снимают обыкновенные земные вестерны: пустыня, выжженная травка, каменистые холмы. На Марсе обитают две расы. Одна раса – люди, другая раса – тоже люди, только четырехрукие и долговязые, с клыками, растущими из-под ушей. Все друг с другом воюют. Плохая раса открыла гиперболоид инженера Гарина "девятый луч". С помощью энергии этого луча можно жечь врагов. Хорошая раса таковой луч открыть не успела, поэтому терпит поражение за поражением. Хорошая баба, почти изобретшая девятый луч (по совместительству дочь монарха, или президента) знакомится с Картером, они влюбляются друг в друга, и она помогает ему искать портал, чтобы он мог вернуться на Землю (тот потом передумает возвращаться, поэтому враги вернут его насильно).

В фильме много компьютерных массовок и противной мелькотни, дурацкий дизайн летательных марсианских аппаратов, незапоминающаяся архитектура марсианских городов, глупые диалоги, до невозможности затянутые сцены, тривиальный сюжет, следить за которым также интересно, как за игрой футбольных команд из второго дивизиона. Естественно, что из вышеперечисленного самым серьезным минусом является работа художников. Марс, показанный в фильме, попросту неинтересен; лишенная минимального разнообразия скучная планетка, на которую не хочется вернуться. Совершенно непонятно, во что вбухали 250 миллионов! У меня нет никаких сомнений, что фильм может и отобьет бюджет в прокате за счет рекламы, но космических дивидендов не принесет точно.

Также в этой галиматье фигурирует Эдгар Райс Берроуз (по прихоти сценаристов, племянник Джона Картера) – юнец с дебильной рожей, заторможенной реакцией и никогда не закрывающимся ртом.

Пожалуй, единственный персонаж фильма, вызывающий симпатию, — марсианский пес.

(11.03.2012)

Версия для печати


Феликс Зилич: Рецензия на фильм "Джон Картер"

оценка: 4

Некоторые фильмы привыкли говорить со зрителем прямым текстом, вторые – намеками, третьи – лупят по голове подушкой. Эффект “Картера” – это эффект глубинной бомбы. Ты ощущаешь, что нечто большое и тяжелое ухнуло тебе в подсознание, сдетонировало там, разнесло все в клочья, но на поверхности остались только пузыри. И вот ты сидишь, словно проигравший персонаж “Мортал Комбата” после удачного фаталити, и пытаешься сделать так, чтобы кишки не полезли у тебя из носа.

Все эти недели я не хотел писать про экранизацию Берроуза, не понимая, почему меня с неё так люто вставило, но сейчас собрался с мыслями и смел их в одну кучку. Правда, начать разговор стоит все же с порции баттхерта.

Человеческий мозг привык искать кратчайшие пути, но чаще предпочитает выключать свои извилины и тупо идти за лидером. Будто баран или крошечная стайная рыбка из тропического моря. Если ему сказать, что “Джон Картер” – это новый “Аватар”, он сначала удивится, возмутится, но через пару часов будет верить, что придумал это сравнение сам. Блин, товарищи, сколько можно сравнивать “Картера” с фильмом Кэмерона, “Клоническими войнами” и “Принцем Персии”. Вы разве не понимаете, почему и для кого были придуманы пиарщиками эти аналогии. Для маленьких fucking детей с ограниченным их десятью годами жизни кругозором. Представляете, вы ведете ребенка в кино на “Картера” и он спрашивает: папаня, а какого лешего мы собрались на эту поебень? Сынок, отвечаешь ты с видом авторитета с района: это же новый “Аватар”, если пропустишь – пацаны на улице засмеют.

Я не уверен, что у меня в ленте есть десятилетние школьники, но почему почти все отзывы на фильм Стэнтона выглядят и звучат именно так. Нет, если нравится – дерзайте, сравнивайте с “Черепашками-ниндзя” или “Мышами-рокерами с Марса” (последние, кстати, очень в тему), но тогда не обижайтесь, если в следующий раз врач запишет в вашей медицинской карточке “пациент заторможен в развитии”.



“Самурай”

Мысль “я где-то это уже видел” не покидала меня первые полчаса фильма Эндрю Стэнтона. В голову приходили попсовые параллели, но подлинный ответ свалился пару дней спустя. Мать вашу, так это же истории Мусаши Миямото. Перескажу в двух словах, если кто не знает. Была гражданская война, где сторона, на которой сражался главный герой, с треском проиграла. Герой – молодой дезертир – бежит через всю страну от погони. Грязный, косматый, затравленный и ненавидящий весь свет. Убивает по дороге всех солдат, которых встречает, прячется в горах и питается каким-то говном, пока не встречает бритоголового монаха из ордена, про который рассказывают, что именно он последние годы правит страной. Монах заманивает героя в ловушку, после чего запирает его на несколько лет в подвале местного замка, где с героем происходит серьезная психологическая трансформация. Бла-бла-бла – и так далее.





В этом контексте, Тейлор Кич – почти безупречный выбор на главную роль. Любой актер с уже откормленным звездным статусом обязательно тащил бы за собой шлейф предыдущих ролей. У Кича их попросту нет, поэтому в роли Картера, затравленного и ненавидящего весь мир лузера, которого даже современники считают “грязной обезьяной”, он идеален. Джон Картер у Эдгара Берроуза – безупречный южанский джентельмен. Живой ответ на вопрос куда делись настоящие мужчины с Юга. Куда-куда – на Марс, блин! Скажи-ка, дядя, ведь недаром…

Джон Картер у Эндрю Стэнтона – самый настоящий паропанковый джанки.

“Реквием по мечте”

А теперь подумайте какое слово в “Картере” не произносится ни разу, хотя оно прямо таки висит в воздухе. Правильно, это слово “опиум”. Если вспомните книги про конец XIX века – будь то Диккенс или Алан Мур – обязательно обнаружите море сюжетов про то, как неудачники, проигравшие войну или потерявшие любовь, предпочитают “опиумную кому” суровой реальности. Люди зарабатывают кучу бабла, а потом отдают это бабло хозяину местного опиумного притона, чтобы он приглядывал за ними, пока они тихо затухают в подвале за трубкой от кальяна: выносят утку, меняют одежду, вливают в горло спящего воду и горячий суп. В фильме это сказано и показано прямым текстом. Джон Картер десять лет зарабатывает на “опиумную кому”, потом делает собственного племянника “ситтером”, наследником и телохранителем, а сам отправляется в мир волшебных грёз.

Вы помните более мощный фильм про наркотическую зависимость? Я – нет. И Арановский – тоже. Сидит, наверное, сейчас и кусает локти.



”Лабиринт Фавна”

Молодой писатель Эдгар Берроуз нанят своим дядей-наркоманом, чтобы следить за его “опиумной комой”. У старого авантюриста нет друзей, только враги и недоброжелатели, но Эдгар прекрасно помнит бравого офицера, который всегда казался в детстве клёвым и непобедимым героем. Суровая послевоенная реальность и мир собственных фантазий постепенно смешиваются в голове начинающего автора. Он пишет бесконечно длинную повесть про то, что Джон Картер уже покинул этот мир и геройствует где-то в пустынях Марса. Останки дяди все еще лежат на деревянной койке, они пердят, гадят под себя, сопят и стонут, но Эдгар представляет, что это лишь тени подлинных событий. На самом деле, дядя сражается с великанами, ёбет принцесс, спасает Вселенную. Денег у Картера много, здоровья, видимо, тоже, поэтому марсианские хроники растягиваются на долгие годы. Никто не знает о том, что Картер существует, Берроуз становится известным, но продолжает хранить свою тайну.

Щас мне скажут, что в фильме этого нет — Зилич, ты здоров? Прежде, чем задать этот вопрос, задумайтесь на минуту, вы уверены, что хотите, чтобы в фильме это говорилось прямым текстом? Да, это была бы “оскаровская” номинация, но фильм был бы при этом унылым говном типа “Альберта Ноббса”. Фильмы про писателей и их богатый внутренний мир – это всегда пафосная блевотина. И писатели в этом вовсе не виноваты. Просто режиссеры привыкли сусально умиляться бытовой хуйне. Типа вот сидит Наполеон Динамит, задрот и неудачник, но зато в его голове Богатый Внутренний Мир. Тьфу блин! Хочешь снять кино про Лавкрафта – не говори про смерть от рака желудка, лучше заставь его сражаться с Ктулху. Это даст лучшее представление об его творчестве и “внутреннем мире”, чем подробные хроники его жизни в Провиденсе.

Эндрю Стэнтон так и сделал. Молодчина! А если вам не понравился юный Эдгар Райс – найдите фотку в гугле и подрочите. Как вы думаете, на кого он похож больше – на Джимми Стюарта или на Майкла Гарибальди?



“Inception”

А теперь про главное. Про глубинную бомбу, о которой я упомянул в начале.

Фильм Эндрю Стэнтона очень сильно ебошит по мозгу, но делает это очень странным, метафизическим образом. Настолько странным, что многие сваливают этот эффект на “плохую режиссуру, убогий сценарий, жалкий кастинг”. Есть и другое мнение — “Фильм – говно, поэтому и похож на сон” Вашу мать, да у меня, похоже, целая лента матерых юнгианцев и психоаналитиков! Помните, я выкладывал фрагмент из рецензии Брэдшоу, где у того был безумный бугурт: мол, фильм оставляет впечатление, что твою голову засунули в шмат белого хлеба, который увеличивается с каждой минутой и ты не можешь об этом сказать, потому что тесто набилось в рот и никто не слышит твоего вопля. Брэдшоу – профессионал, он почувствовал эту самую “глубинную бомбу”, но испугался и предпочел охаять.

Щас поясню еще один момент. Когда крутой режиссер снимает что-то про сны и субъективное видение, то обычно чётко расставляет акценты и этим еще больше выпячивает своё эго: мол, смотрите, я – Теренс Малик, мои слезы лечат рак, а мой пот прожигает обшивку звездолетов. Но Эндрю Стэнтон всю жизнь работает на “Пиксаре”, где личность каждого режиссера максимально смазана и настроена на работу в коллективе. Стэнтон не может придти на работу, включить “альфу”, показать, подобно Верхувену, дабы все заткнулись, что у него самый большой хер на съемочной площадке. Не может. Еще не научился. Также Стэнтон не может быть Капитаном Очевидностью типа Арановского и разжевывать зрителям каждую деталь. Он верит, у зрителей есть свой мозг. Глупый и наивный старик.

Джон Картер создает подлинную реальность сна. Посмотрите на первый постер, он из мира ваших детских сновидений. Не тех сновидений, в которые вас заставил поверить “Дисней”. Нет-нет, из настоящих. “Матрица” и “Инсэпшн” – прекрасные фильмы, я их безумно люблю, но они слишком рациональны, в них есть ответы на все вопросы. А “Джон Картер” – это “Тру Инспэшн”. У Лео была в качестве тотема маленькая юла, у Картера – медальон. Пурефой вместо Тома Харди, Марк Стронг в качестве Архитектора. Или наоборот.

Здесь стоит чуточку подробнее. Знаете, иногда в снах бывают такие моменты, когда вы смотрите сюжетный сон и вдруг в него врывается в качестве персонажа кто-то из ваших знакомых или друзей. Нагло так врывается, без спросу. Персонаж Пурефоя идеально передает эту фишку. Его персонаж ярок, все это заметили, но он совершенно из другой оперы. И он постоянно пытается подмигнуть герою, дать какой-то знак. Я долго врубался что он делает, пока не вспомнил, что видел нечто подобное пару дней назад в собственном сюжетном сне и меня прямо продрало. Я уж молчу про то, что актеры взяты пачкой из сериала “Рим”, что добавляет сюрреального эффекта. Также легко узнаваем из опыта собственных сновидений персонаж Марка Стронга. Особенно, когда он сопровождает Картера в путешествии по городу, меняя облик. Меня почти трясло в этой сцене.

На самом деле, вы заметили, в последнем абзаце у меня начал заплетаться язык. Зилич попытался запустить руку себе в голову и обжегся, там до сих пор что-то бурлит как в Солярисе, что-то мутное и непонятное. За пару предложений это не выскажешь и не передашь. Собственно, говорить об этом можно очень долго и развесисто, но в этом нет общего смысла, у каждого он свой, исходя из личного опыта. Поэтому пока поставлю точку.

(13.04.2012)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: