Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Сцены из супружеской жизни / Scener ur ett äktenskap (1973)


Сцены из супружеской жизни
Средняя оценка: оценка: 4
1973. Швеция. 155 минут.
Жанр: драма.

Режиссер: Ингмар Бергман.
Сценарий: Ингмар Бергман,
Оператор: Свен Нюквист.

В главных ролях: Эрланд Йозефсон, Лив Ульман.
В ролях: Биби Андерссон, Ян Мальмшё, Гуннель Линдблум, Джуди Винтер.

Награды:
"Золотой глобус" — лучший иностранный фильм.
David di Donatello Awards — лучший иностранный фильм.
Kansas City Film Critics Circle Awards — лучший иностранный фильм.
National Board of Review, USA — лучший иностранный фильм.
National Society of Film Critics Awards, USA — лучший фильм, сценарий, актриса (Л.Ульман), актриса второго плана (Б.Андерссон).
New York Film Critics Circle Awards — лучший сценарий, актриса (Л.Ульман).
Golden Camera, Germany — лучшая немецкая актриса (Дж.Винтер)..

Интересные факты о фильме:

Киноверсия телесериала, длящегося 275 минут и состоящего из 6 серий.

После выхода телесериала, по словам Бергмана, количество разводов в Швеции существенно увеличилось, а также увеличилось число пар, ищущих брачных консультантов.

Своим актерам Бергман предложил на выбор либо фиксированную ставку, либо процент от прибыли. Лив Ульман, помня о коммерческом провале "Шепотов и криков", выбрала зарплату, остальные актеры — проценты. Впоследствии Ульман пожалела, что сделала столь опрометчивый выбор.

Бергман всегда хотел сделать телевизионный хит, и ему это наконец удалось — "Сцены из супружеской жизни" стали самым популярным шведским телефильмом года. Режиссеру даже пришлось поменять номер телефона, чтобы отделаться от шквала звонков. Было и такое: к Бергману подходили на улице отчаявшиеся семейные пары и просили совета.

Сценарий киноверсии использовался для многочисленных театральных постановок.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Сцены из супружеской жизни "

Сцены из супружеской жизни оценка: 4

Шестисерийный телефильм "Сцены из супружеской жизни" – самый популярный фильм Ингмара Бергмана, пользовавшийся большим признанием телезрителей. Киноверсия, которую Бергман выпустил годом позже, снискала успех за рубежом. Снимая для ТВ, Бергман попытался быть проще, ближе и понятнее массам. В связи с этим вспоминается еще один представитель "авторского кино" – Ларс фон Триер, самым популярным фильмом которого также стал телевизионный минисериал – "Королевство".

"Ведь могут, могут эти так называемые мастера экрана делать нормальное кино, когда захотят! А точнее, когда их милостиво пригласят телепродюсеры, собаку съевшие на "Золотом кольце" и "Глухаре". Вот тогда и появляется добротное зрелище для народа, а не для всяких там мозгляков, которые собираются маленькими группками в занюханных артхаусных кинозальчиках и делают вид, что способны разобраться в льющихся с экрана потоках сознания режиссеров, обезумевших от собственной безнаказанности".

В "Сценах из супружеской жизни" в первой же сцене Бергман несколькими точными штрихами набрасывает психологические портреты своих героев – 42-летнего Юхана и его 35-летней жены Марианны, которые сидят на диванчике и дают какой-то женщине интервью, являя всем своим довольным, лоснящимся видом образец идеальной супружеской пары.

Однако практически сразу становится ясно, что все не так просто. В ответ на просьбу интервьюера "рассказать о себе" Юхан охотно выдает монолог, звучащий довольно саркастично. Этот саркастичный монолог напоминает, кстати, знаменитый и не менее саркастический монолог Рентона в самом начале картины "На игле". То, о чем "мечтает" Рентон, Юхан давно реализовал, но стал ли он счастлив?

В отличие от Юхана, Марианне сказать о себе практически нечего: она только два раза повторяет "у нас две девочки".

Юхан – эгоист, сконцентрированный исключительно на себе. Марианна больше завязана на семье.

В следующем эпизоде появляются редкие для данной картины "special guest stars" – еще одна супружеская пара, друзья Юхана и Марианны. В отличие от благополучной семьи наших героев, у этих господ семейная жизнь пошла прахом. Юхан с Марианной становятся свидетелями безобразной разборки, учиненной прямо за столом. Юхан предлагает перейти в салон, покурить, выпить чего покрепче. Он и жена предпочитают не вмешиваться, пусть чуваки выпустят пар.

Еще через несколько эпизодов станет понятно, почему Юхан держал рот на замке и не торопился ни примирять, ни как-то утихомиривать скандалистов. Во-первых, он не может никого слушать кроме себя. Во-вторых, он побаивался, что в порыве откровенности дорогие гости могут выболтать, что он сам запланировал бросить семью и уйти к молодой любовнице.

Именно это вскоре и происходит. Юхану всё осточертело. Брак – это клетка, куда сажаешь себя добровольно, и Юхан, отсидев там десять лет, предпринял попытку выбраться, при этом, естественно, ориентируясь только на свои собственные чувства. Он, конечно, попытается сразу, одним махом покончить с проблемой. Он просто ставит Марианну перед фактом и наутро сваливает, чтобы избежать лишней болтовни. Однако таким парням как он, самовлюбленным занудам, вечно необходимо ухо, готовое его выслушать. Не каждое ухо способно на такие испытания, поэтому Юхан будет возвращаться снова и снова. Его связывает с Марианной в первую очередь ее готовность слушать. Сам он, естественно, слушать не способен: как только Марианна произносит чуть больше трех предложений, он засыпает…

Бергман затронул тему, близкую многим. Как только человек, убежав от рутины, обретает чувство свободы, – а семейные отношения рано или поздно превращаются в рутину, – отношения налаживаются. Уже не приходится наклеивать на физиономию искусственную улыбку и что-то изображать перед друзьями, родственниками и другими посторонними людьми. Не приходится уже хотя бы потому, что ты для всех становишься "никем", с тебя нет никакого спросу.

В фильме есть один показательный момент: герои, вроде бы давно разошедшиеся и восстановившие друг с другом нормальные отношения (они рады редким встречам, иногда даже спят вместе), решают официально оформить разрыв, то есть, развестись. И как только они усаживаются рядом, вдвоем, и начинают делить имущество, моментально вспыхивает яростная ссора. Не потому, что они такие жадные, а потому, что им опять приходится решать сообща семейные вопросы: призрак ненавистного прошлого, от которого они сбежали, восстает перед ними во всей красе и обретает плоть.

(16.03.2012)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: