Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Укрытие / Take Shelter (2011)


Укрытие
Средняя оценка: оценка: 4
2011. США. 120 минут.
Жанр: артхаус.

Режиссер: Джефф Николс.
Сценарий: Джефф Николс,
Оператор: Адам Стоун,
Композитор: Дэвид Уинго.

В главных ролях: Майкл Шеннон, Джессика Честейн.
В ролях: Това Стюарт, Ши Уигхэм, Кэти Миксон, Наташа Рэндолл.

Награды:
МКФ в Каннах — Гран-при конкурса "Неделя критики", Приз общества драматических авторов и композиторов.
Independent Spirit Awards — приз продюсерам.
National Society of Film Critics Awards, USA — актриса второго плана (Дж.Честейн).
New York Film Critics Circle Awards — актриса второго плана (Дж.Честейн).
МКФ в Палм-Спрингс — актриса второго плана (Дж.Честейн).
Austin Film Critics Association — лучший режиссер, актер (М.Шэннон), актриса второго плана (Дж.Честейн), прорыв года (Дж.Честейн).
КФ в Цюрихе — Приз "Золотой глаз" за лучший международный фильм.
Central Ohio Film Critics Association — актер года (М.Шэннон), актриса года (Дж.Честейн).
Chicago Film Critics Association Awards — лучший актер (М.Шэннон).
МКФ в Хихоне — Специальный приз жюри.
КФ в Голливуде — актриса года (Дж.Честейн).
Los Angeles Film Critics Association Awards — актриса второго плана (Дж.Честейн).
San Diego Film Critics Society Awards — лучший актер (М.Шэннон), специальный приз (Дж.Честейн).
Toronto Film Critics Association Awards — лучший актер (М.Шэннон), актриса второго плана (Дж.Честейн).
Vancouver Film Critics Circle — актриса второго плана (Дж.Честейн)..

Версия для печати

Владимир Гордеев: Новая последняя волна

оценка: 3.5

Этот фильм похож на кавер-версию "Последней волны" Питера Уира – фильма, кстати, охуенного, но нынче совершенно забытого.

В том давнем австралийском фильме 1977 года главный герой, адвокат, берется защищать группу аборигенов, обвиненных в убийстве соплеменника. Фильм Уира сделан как детектив, триллер, но в то же время он выходит далеко за жанровые рамки. Визионёрство, психоделия, – всё то, на чем завязан фильм, каким-то таинственным образом умудряются сосуществовать с увлекательным сюжетом.

В этом и заключается отличие "Последней волны" от "Укрытия". К героям обоих фильмов через кошмарные сны (а также через видения наяву) приходит осознание грядущей катастрофы. Но только если "Последняя волна" сделана в жанре "детектив", то "Укрытие" — типичная артхаусная драма со всеми "классическими" недостатками, в основном присущими полу-любительскому кино.

Попытка следовать реализму в конечном итоге приводит Джеффа Николса к штампованию клише: крупные планы унылых рож героев, цедящих по слову в минуту, нудные… а, черт возьми, даже не хочу продолжать!

Короче говоря, фильм поставлен очень скучно и тривиально. Но, тем не менее, он интересен. Интересен хотя бы потому, что затрагивает любопытную тему.

Персонажи обоих фильмов прекрасно понимают, что катастрофы им "просто видятся". Эти люди осознают свое "сумасшествие". В то же время им мешает отмахнуться от этого осознания чувство страха.

Да и как отмахнешься? Видения вызывают беспокойство за себя, своих родных.

Чисто психологически, у героя "Последней волны" положение, конечно, попроще. Он проводит расследование, допрашивает австралийских аборигенов, домогается до шаманов... Ему есть куда двигаться… Буквально всё ему подсказывает, что одолевшая его паранойя – вовсе никакая не паранойя.

Герой же "Укрытия" вечно наедине с собой, со своими психозами. Поэтому все, что ему остается, – это поступить так, как поступали деды: выкопать в земле яму, накрыться крышкой и уповать на то, что все обойдется.

(23.03.2012)

Версия для печати


Мор: Рецензия на фильм "Укрытие"

Укрытие оценка: 3

У Майкла Шеннона лицо человека, у которого будут проблемы. Так оно незамедлительно и происходит. Его герой, Кертис, страдает ночными кошмарами, а также видениями, которые намекают на приход ужасного шторма. Несмотря на то, что сам он скептически относится к кошмарам, они становятся все сильнее, заканчиваются припадками, так что Кертис берет кредит, который его семья выплатить не в состоянии, использует оборудование фирмы, чтобы выкопать во дворе противоштормовое убежище, и продолжает сходить с ума. Ближе к середине фильма ты понимаешь, что "Убежище" — не рассказ о развитии экзотической психологической болезни, а триллер о том, придет в итоге шторм или нет.

Не желая останавливаться на том, насколько разумны действия Кертиса и что хотел сообщить сценарист, рисуя нового Ноя, строящего ковчег, пока остальные крутят пальцем у виска, хочу понять, насколько эффективны действия Кертиса. Предположим, шторм — реальность, и малый шанс на то, что он спасет семью, позволит избежать гибели. Но его больная дочь, операцию которой он проебал, потеряв работу, все равно погибнет, только чуть позже. Но зато эффектно — видя закручивающиеся смерчи, жена вздохнет с облегчением.

Несмотря на то, что в фильме отличный оператор, а также недурно нагнетается напряжение, постановка вопроса мне не близка, а многочисленные награды вызывают вопросы. Хотя если бы в моих снах было указание на то, как спасти тех, кого я люблю, я бы учла и этот мизерный шанс. Проще опозориться, чем потерять друзей.

(24.03.2012)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Кто-нибудь ещё это видит?

Укрытие оценка: 5

Я начал писать рецензию на этот фильм, и она погибла, потому что я полез качать предыдущий фильм Джеффа Николса, Огнестрельные истории, и пока ползал по клоакам интернетов, запустил себе какую-то хуйню, которая позакрывала все окна.

Бывает.

Поэтому я не буду теперь растекаться мыслию по древу. Любой, кто когда-нибудь занимался делом, которое вдруг за секунду исчезает, потому что собака задела провод и компьютер вырубился — меня поймёт. Когда тебе надо что-то написать второй раз — задор начинать издалека пропадает. Так что я перейду сразу к делу.

"Укрытие" — единственный фильм прошлого года, которому я поставил оценку выше "4". Гомняный был год, чего греха таить, как и предыдущий. И если бы не Джефф Николс — о котором я сейчас вообще услышал впервые, и, конечно, за творчеством которого я теперь буду следить — вообще не за что было бы зацепиться. Но теперь есть.

Тренды-2011: ретро и апокалипсис — странным гармоничным образом сошлись в этом невероятно сложном произведении. Николс снял фильм-сон, фильм-ночной_кошмар, и в то же время изысканую метафору обычной, будничной жизни среднестатистического человека. Никогда ранее я не видел на экране так точно переданного ощущения беспомощности, слабости человека перед жизнью, ЖИЗНЬЮ как таковой, окружающей нас реальности, не злой, не доброй — просто безразличной. Николс снял фильм о том, как сложно жить, как сложно иметь семью, как сложно, в конце концов, просто быть человеком — и это очень роднит "Укрытие" с другим метафорическим апокалипсисом 2011-го года — "Туринской лошадью" Беллы Тарра.

Ключевой образ фильма — человек, который смотрит на небо — является одновременно красивым, и пугающим. Небо — вероятно, самый чистый и ясный образ в искусстве (чего стоит идиотская фраза Канта по его поводу), и в то же время человек Николса не ждёт от него ничего хорошего. Этот же оксюморон пытался эксплуатировать и фон Триер — но гораздо менее удачно, по моему мнению.

Герой фильма балансирует на тонкой грани между принятием важного решения и осознанием собственного безумия (которое все его решения делает априори неважными). Если я ошибаюсь — я просто шизофреник, а значит моя жизнь и жизнь моей семьи разрушена. Если же я прав — надвигается буря. Выбор безрадостный, и принимать решения становится всё сложнее и сложнее. Николс показывает нам, как человек постепенно, шаг за шагом, погружается в безумие — и вместе с тем, как он стоически противостоит ему, как он пытается пройти по этой тонкой грани, и найти ту линию поведения, которая если не спасёт всех, то хотя бы принесёт как можно меньше бед его семье, о которой он должен заботиться. Восхитительно в этом плане выглядит реакция его жены, пытающейся, так же, как и герой, оставаться рациональной, когда уровень иррациональности зашкаливает (Джессика Честейн нахваталась за эту роль призов, как собака блох). И чем дольше герой строит укрытие от бури, тем больше ты понимаешь, что это укрытие — от него самого.

Укрытие — универсальный, фантастически чёткий образ, который показывает всю тяжесть жизни в реальном мире. Ты хотел бы сбежать. Ты хотел бы спрятаться. Ты хотел бы переложить свои проблемы на кого-то другого. Но увы — остаться здесь навсегда не получится. Укрытие — место для того, чтобы переждать непогоду, для того, чтобы отдохнуть. Но в нём невозможно жить. "Дорогой. Открой дверь. Ты должен сделать это сам". Ты должен встретиться с жизнью лицом к лицу — с сумасшедшей матерью, равнодушным братом, боссом-говнюком, который выгнал тебя с работы, другом, который сдал тебя и разболтал всем твою тайну, с больной дочерью, заложенным домом, отсутствием медицинской страховки, грабительским кредитом в банке — всё это. Всё это. Ты должен встретить лицом к лицу.

У фильма невероятно стрёмная концовка. Но фраза "это разочарование", которую я собирался произнести про себя, неожиданно застряла у меня где-то между бронхами и гортанью. Когда погас экран и поплыли титры, меня вдруг начало крыть, да так, как последний раз меня крыло 3 года назад, на просмотре "Все умрут, а я останусь". Только тогда меня разбивал истерический смех, а сейчас по щекам катились слёзы. Сложно сказать, с чем это было связано.

Николс снял охуительный фильм. И вытянул этот сраный год до уровня "ничего, бывало и хуже".

Пугался с вами тому, как страшно жить,
Дядька Димка.

(25.03.2012)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: