Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


ИЗО / IZO (2004)


ИЗО
Средняя оценка: оценка: 3
2004. Япония. 128 минут.
Жанр: артхаус / боевик / трэш / фантастика.

Режиссер: Такаши Миике.
Сценарий — Сигенори Такечи,
композитор — Кодзи Эндо.

В главных ролях: Рюхей Мацуда.
В ролях: Кадзуя Накаяма, Такеши Китано, Сусуму Терадзима, Кен Огата.

Награды:
2004 — лучшие спецэффекты (Sitges — Catalonian International Film Festival).

Интересные факты о фильме:

В качестве основы для фильма Такаси Миике взял сюжет драмы Госы Хидео "Hitokiri".

Главный герой фильма — Изо Окада, ронин отчаянно пытающийся решить свои финансовые трудности. Его проблемам приходит конец, когда он попадает в клан Тоса. Изо кажется, что он вышел в люди. Но глава клана постепенно делает из него жестокого убийцу. После серии кровавых убийств Изо понимает, как низко он пал.

Что из этого получилось у Миике, мы видели.

Смотри также: Фильмы про путешествия во времени

Версия для печати

Мор: "Изо": концептуальная этика японского анархиста

ИЗО оценка: 4

"У него есть тело — и пока нет тела. У него есть душа — и пока нет души. Если честно, он — воплощение абсурдности" (с)

Смотреть "Изо" абсолютно невозможно, но фильм при этом — потрясающий. Это концептуальный трэш, доведение выбранного момента до дьявольской, маргинальной черты и подыгрывающие происходящему скрипки вторых ролей. Очень яростная демонстрация тотального богоборчества без раздумий. Такаши Миике, в свое время напугавший жюри кинофестивалей "Кинопробой" или показавший историю настоящего отморозка в "Якудза: кладбище чести", взял все свои приемы и достиг такой концентрации интеллектуального беспредела, что это само по себе вызывает уважение. Я подозревала, что Ишимацу из "Кладбища чести", которого зритель воспринимал как не какую-то абстрактную угрозу или плохиша с экрана, а угрозу непосредственно себе, будет возведен в энную степень, но Миике еще и добавил в историю ядерных грибов — да таких, что фильм считается одним из самых ненормальных в его фильмографии. При этом режиссеру удалось создать серьезный философский труд.

Кратко сюжет можно обрисовать следующим образом: наемный убийца Изо попадает в руки своих врагов и умирает жестокой, страшной смертью. В последний момент сила ярости переносит Изо через пространство и время в современный Токио, где жажда мести превращает его в машину смерти, а способность перемещаться по времени привлекает внимание богов. Он должен был умереть, но не умирает, и боги вызывают самых искусных воинов — от бойцов сегуната до якудза современности, чтобы остановить Изо. Фильм — путь Изо, рожденный только ненавистью и яростью, в конце которого он собирается убить самих богов, саму жизнь, уничтожить все законы.

Большую часть фильма Изо идет и убивает, его цель — отомстить процессу существования, уничтожить все, что окажется на пути. Сказать, что в фильме много крови, — это означает ничего не сказать. Конечности разлетаются в разные стороны, кровавые потоки хлещут фонтанами, а встречи становятся все более сумасшедшими, демонстрируя зазеркальную философию, смешанную с извращенной режиссером восточной этикой. К примеру, Изо насилует саму Мать-землю. Постоянное убийство (как и любая методичная работа) быстро надоедает, поэтому Миике разнообразил действо настойчиво мудреными речами правящих и фигурой японского барда, который периодически наполовину выкрикивает, наполовину выдыхает песни под сопровождение исторической хроники. Японец, играющий в стиле "испанская гитара" под суровым взглядом черно-белого Сталина, сам по себе является воплощением происходящего беспредела. Изо невозможно остановить. "Чему ты хочешь отомстить?" "Всему существующему". Миике сопровождает путь Изо женщиной, вытаскивающей из вагины меч, парнями, похожими на страховых агентов, которые внезапно превращаются в вампиров из кино старой школы, школьницами, маленькими трогательными детьми, хватающими его за оружие, солдатами-зомби и карикатурными политиками. Стереотипное поведение героев стандартных картин заставляет ожидать, что сейчас парень раскается, но он зарубит и симпатичную девочку, и милого мальчика, и буддистского монаха, и свою мать, теряя при этом остатки человека в себе. Ничто не остановит Изо.



Пожевав символизм, восхитилась главной линией, которую Миике провел с присущим ему цинизмом. Изо идет против всех принятых законов, он — та переменная, которой пренебрегли, но которая вернулась из загробного мира. Он не раздумывает, не сомневается, не решает, не прислушивается, а просто шагает и уничтожает то, что встает у него на пути. Его главная цель — отомстить не кому-то лично, а Закону, по которому вращаются Вселенные. А потому единственная возможность спастись — отойти. Но — вот ведь незадача — его противники боги, осуждающие поход против морали, а потому враги не собираются отходить с дороги, они будут плакать, стенать, умолять, их задача — заставить его раскаяться. Каждый человек, который встречается Изо на пути, будь то маленькая девочка или парни с битами, должны заставить его повернуть назад. Лобовое противостояние двух сторон продолжается весь фильм. Это история о встрече двух упрямств, двух твердолобых вер в своей правоте. Начиная с середины, это упрямство начинает раздражать. Именно поэтому злятся те, кто появляются перед безбашенным воителем, крича "Как же ты туп! Тупой урод, Изо!".

"Изо" — это вещь, демонстрирующая вульгарность, безвкусность похода против законов как таковых. Изо настолько неизящен, что его пренебрежение приличиями вызывает эстетическое отторжение, и вот тут-то мы и сталкиваемся с гениальностью Миике. Он выворачивает моральное писание наизнанку, показывая его словно бы с другой стороны. Он делает возможным поход Изо, выдавая мелочность богов, пытающихся вызвать сострадание мертвого с помощью женщин и детей, но тропа Изо по мере продвижения вызывает целый спектр эмоций — от первого восхищения до весьма скорой усталости и ощущения никчемности происходящего. Режиссер умело играет не на этическом, а именно на эстетическом отвращении зрителя, которое формируется по мере движения отступника по цепочке миров, — вызывающее уважение мастерство. Меня особенно впечатлила картина блуждания по закрытым бумажными перегородками комнатам, заполненным зомби-солдатами.

Разбирать сущность и достоинства фильма можно долго, несомненно одно — это пример редкой вещи, в которой трэшевая составляющая находится на службе интеллекта.

(19.10.2006)

Версия для печати


Владимир Гордеев: шИЗО вне СИЗО

ИЗО оценка: 2

Коротко об "Изо": двухчасовое мочилово. Детальнее: киношный восточный "Doom" с нарочитым отказом от какой бы то ни было философской идеи, которой, на самом деле, никто и не ждал.

Фактически, это эпилог, придуманный Такаши Миике к самурайскому фильму 1969 года Tenchu, второе название Hitokiri — "Небесная кара" (между прочим, в фильме снялся известный писатель Юкио Мисима незадолго до своей смерти). Фильм заканчивается сценой распятия самурая Изо. Фильм Миике этой сценой начинается. Воскресший Изо идет сквозь года с вечно обнаженным мечом, но топчется на месте (в смысле, за пределы Японии он выбраться не может — наверное, Годзилла мешает). Но он идет по ступенькам социальной лестнице вверх, не гнушаясь регулярно забегать назад и мочить всех кого попало, даже невинных детишек, которые, с покорностью подставляя нежные шейки и помаргивая серьезными глазенками, спрашивают: "Изо, за что ты нас так?"

"А чтоб вам всем пусто было", — с буддисткой прямотой отвечает Изо, продолжая орудовать мечом.

Небрежно сделанные сцены мочилова перемежаются кинохроникой, отмеряющей время, и песнями японского Егора Летова. В Европу приходит Гитлер, че-то там умничает, гипнотизирует германский народ, ведет его в бой, японские камикадзе отправляются в последний полет на Пирл-Харбор, — Изо похуй. Он рубит головы. Японцы воспринимают это стоически. Раз рубит, значит, так надо. Да и чего суетиться, если Изо убить нельзя? Вот уже по улицам Токио бегает омон с автоматами, а Изо как ходит с мечом, так и ходит. И пули ему не страшны, в том числе и серебряные. Разобравшись с правительством Японии (пал даже крашеный Такеши Китано, сыгравший роль министра военной культуры), Изо цинично вытрахал мать-сыру-землю, а потом покусился на японских богов, одетых как японский император (в стране сильны монархические традиции). Судя по всему, с симпатией Изо относится только к певцу, который сидит перед костром и орет песни про "Общество "Память" и "Всё, идущее по плану". И все-таки справедливость восторжествует, боги дадут Изо пизды, комбинация кнопок, дающих "вечную жизнь" не сработает, и безбашенный самурай умрет. Непонятно только, зачем в таком случае он воскресал, и с чего вдруг у бодрого Миике пробудились упаднические настроения, или, может быть, это конформизм?

Оценка фильму — две звезды, по одной на каждой час.

(19.10.2006)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: