Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Искупление / Shokuzai (2012)


Искупление
Средняя оценка: оценка: 3.5
2012. Япония. 1 сезон.
Жанр: драма / триллер / сериал.

Режиссер: Киеси Куросава.
Сценарий: Киеси Куросава, Канаэ Минато ,
Оператор: ,
Композитор:.

В главных ролях: Кеко Коидзуми.
В ролях: Аои Ю, Мираи Морияма, Марика Мацумото и др.

Версия для печати

Мор: Вина как фильм ужасов

Искупление оценка: 3.5

Неожиданное дело! Киеси Куросава, режиссер небанальных фильмов ужасов, снял пятисерийный сериал. Прошлый год был рекордным по количеству кинорежиссеров, ушедших за опытом или славой на ТВ, — Дарабонт, Хейнс, Скорсезе и многие другие перенесли на экран свои фантазии. Оказывается, произошло такое и в Японии — киносериалы показали доходность и массовость, а также возможность не просто снимать жвачку, а самовыражаться. Бум сериалов, мода на сериалы, когда их стало нестыдно смотреть и, что самое странное, нестыдно делать. Всего за несколько лет сериальная волна так накрыла мир, что в уютный телевизор (а для нас — интернет) мигрировали даже голливудские звезды. Куросава верен себе — вместо прямолинейных ужасов показывает клаустрофобическую зацикленность чувства вины, заставляющего людей действовать в абсурдном ключе. "Здесь нет ужасов, одна вина", — негодовала я. "Что может быть ужаснее вины?" — ответил Зилич.

Маленькую Эмири увел от подружек в спортзал и там изнасиловал и убил загадочный человек. Его видело четверо девочек, но по причине шока не смогли или не захотели вспомнить его лицо. Мать Эмири заставила их пообещать, что они помогут найти убийцу, и это обещание разным образом испортило их жизнь. Но Куросава, рассказывающий в первых сериях сюрреалистические истории девушек, далее ведет примерно к тому же, чем закончился "Олдбой", — иногда несчастья не первый акт, а второй. Они лишь расплата.

Первая серия поражает тихим театральным безумием, замкнутым на подавлении и перерождении. Ее символизм крайне меня впечатлил. Одна из девочек выросла, стала настоящей красавицей, но очень застенчива и боится людей. Она кажется невинной, хрупкой. Ей устраивают свидание с богатым сыном руководителя большой компании, тот сразу говорит, что с детства она казалась ему замечательной. Мужчина выглядит подозрительно, а его память вызывает еще большую опаску, но мир видится девушке враждебным, а мужчина предлагает сделку. "Я ненормальная, у меня нет месячных. Я словно не хочу вырастать из-за того, что случилось в детстве, — робко говорит героиня. — Я не смогу быть тебе хорошей женой". "У меня тоже проблемы", — отвечает ей незнакомец. И у него действительно проблемы — в детстве он крал французских кукол, его сексуальность зафиксировалась на полном контроле, невинности, сексуальная тяга превратилась в желание владеть живой куклой. И девушке каждую ночь придется играть роль куклы, стоя напротив кровати в одежде игрушки и не произнося ни слова.





Зацикленность нового мужа никак не связана с эротическими переодеваниями, это именно проблема контроля. Женщина не должна обладать личностью, только внешностью. Он полностью отрезает героиню от жизни, сначала давая возможность звонить с контролируемого им телефона, а затем прося ни с кем не встречаться. Нытливая мягкость на самом деле является формой тирании. Куросава гениально показывает тенденцию мужчины-насильника перекладывать перверсивную часть влечения на жертву. Т.е. вскоре особость героини из достоинства превращается в порок, вызывает упреки. "Это ненормально", — говорит она, протестуя против вечерней вахты. "Ты сама ненормальная, ты создана именно для этого", — возражает муж. Завладеть психикой жертвы и выстроить систему контроля, заставив ее поверить, что так все и должно происходить, — первый этап полного подчинения. Незаметные перемещения мужчины и его вкрадчивые просьбы выглядят по-настоящему жутко. Вместо защиты он предложил девушке рабство, она быстро это осознает.



Отсутствие секса, абсолютная холодность и невозможность выражать свои чувства приводят к срыву. Но стоит героине захотеть ласки, психологический барьер организма падает. Одетая в черное платье, девушка идет по коридору, по ее ноге струится кровь — она становится условно "взрослой". "Ты разочаровала меня!" — нервно кричит муж. Ты плохая. Ты все делаешь не так. Ты неправильная. Ты разочаровываешь. Ты некрасивая. Ты недостаточно хороша. Это простейшие фразы действуют на психику человека очень сильно, если он готов им доверять. Но инициация свершилась, и девушка убивает рабовладельца, разбивая ему череп лампой. От белого к черному, от доверия к убийству. Появление матери Эмири в конце серии, которой героиня отчитывается о собственном искуплении старого греха, делает женщину то ли призраком вины, то ли всесильным злодеем, поселившим сомнение в души девочек. Но дальше все будет развиваться совершенно не так.

Куросава интересно раскладывает идеи по сериям, слаба лишь последняя, в которой и дается разгадка. Но женщина-призрак тоже получает по заслугам. Распространяющий скверну, сам от нее и погибнет. Вторая история — совершенная инкапсуляция человека внутри чувства вины, доведенная до полного абсурда. Молодая учительница, помня об убийстве из детства, усердно тренируется в кендо, всю жизнь готовя себя к защите детей. Но когда она едва не убивает психопата, применяя навыки и выполняя предназначение, вместо удовлетворения выходит на новый виток самоуничижения. Страшнее чувства вины действительно ничего нет. Вина отвратительна, а в комбинации с чувством долга может принимать поистине уродливые формы.

Не могу сказать, что "Искупление" — удачный сериал, но с точки зрения ужасов психологии и комплексов он весьма впечатляет. Перегибы внутренних представлений, кодексов и страхов Куросава раскрывает в лоб, отчего они выглядят несколько абсурдно, но слой в виде мелких деталей делает неприятные истории достоверными. Вторая серия раскрывает тему вины, третья "я недостаточно хороша для" и так далее. В любом случае, серия French doll, а также четвертая, где рассказывается история девочки, полностью забившей на обещание (что сильно контрастирует с классической обреченностью в начале), хороши. Фанаты Куросавы и "японского мозгоебства" (тм), явным представителем которого является Shokuzai, пропустить не должны ни в коем случае.

(16.05.2012)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: