Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Троя / Troy (2004)


Троя
Средняя оценка: оценка: 3.5
2004. США / Великобритания. 163 минуты.
Жанр: боевик / военный / исторический.

Режиссер: Вольфганг Петерсен.
Сценарий: Давид Бенёф по мотивам поэмы Гомера,
Музыка: Джеймс Хорнер.

В главных ролях: Эрик Бана, Орландо Блум, Брэд Питт.
В ролях: Брендан Глисон, Питер О'Тул, Гарретт Хэдлунд, Шон Бин, Роуз Бирн, Брайан Кокс, Диана Крюгер.

Награды:
2004 — Choice Movie Actor in Drama/Action Adventure, Брэд Питт — (Teen Choice Award)

2004 — Best Supporting Actor in Film/TV, Питер О'Тул — (IFTA Award)

2005 — Лучшая музыка, Джеймс Хорнер — (ASCAP Film and Television Music Award).

Интересные факты о фильме:

Фильм изначально предложили ставить Терри Гиллиаму. Он прочитал пять страниц сценария, после чего вежливо отклонил предложение.

Для работы над этим фильмом Вольфганг Петерсен отказался от предложения снимать "Бэтмен против Супермена", а Брэд Питт ушёл из проекта "Фонтан" Даррена Аронофски. Роль Питта перехватил Хью Джекмен, проект Петерсена закрыли вообще.

Из-за войны в Ираке съёмки были перенесены из Марокко в Байа Калифорния в Мексике (и частично на Мальту). Поскольку территория съёмок была излюбленным местом для откладывания яиц черепахами, студия наняла двух биологов, чтобы они обеспечили безопасность черепашьих яиц.
Мы не знаем, как они это делали.

Съёмки этого фильма попали под два урагана. Первый ураган налетел ночью, и основной удар пришёлся на ту сторону территории, где бы дом Брэда Питта. Питт проснулся, но он так устал накануне, что снова заснул и спал при бушующем урагане. Второй ураган налетел в последнюю неделю съёмок, когда почти всё уже было закончено, и вещи упакованы.

Ахиллес и Патрокл тренируются в фильме на развалинах древнего храма на Мальте, датированного приблизительно третьим (!!!) тысячелетием до нашей эры.

Брэд Питт, игравший Ахиллеса, на съёмках повредил себе ахиллесово сухожилие.

Брэд Питт для этого фильма:
- бросил курить
- тренировался 6 месяцев, занимаясь бодибилдингом, рукопашным боем и фехтованием
- набрал 12 килограмм мышечной массы (чтобы его тело выглядело, как греческая статуя)
- побрил грудь

Диана Крюгер для своей роли набрала 7 килограмм.

Гарретт Хедлунд получил роль Патрокла через месяц после того, как приехал в Лос-Анжелес, чтобы делать актёрскую карьеру.

Да, для своей роли он набрал почти почит 15 килограмм. Затем, для роли в Friday Night Lights — ещё 10, и стал весить 95 килограмм при норме для него в 70.

Брэд Питт и Эрик Бана не пользовались дублёрами. Для сцен боёв (особенно боя друг с другом) они договорились платить деньги пострадавшей стороне в случае нечаянных ударов: 50 тысяч долларов за лёгкое повреждение, и 100 тысяч за тяжёлое. После съёмки сцены, где Питт убивает Бану, Питт остался должен Бане 750 тысяч долларов, при том, что Бана не остался должен Питту ни цента.
Думаем, фильм от этого только выиграл.

Кстати, согласно Гомеру и древнегреческим преданиям, Гектор был прекрасным наездником, и укротителем животных. Бана до этой роли никогда раньше не сидел в седле.

Вольфганг Петерсен изначально хотел обойтись не только без богов, но и без Елены. Он считал, что боги просто утяжеляют сюжет, для которого они, в общем-то, несущественны, а для роли Елены он не сможет подобрать актрису, которая бы отвечала ожиданиям зрителей. Но студия настояла на том, чтобы Елена была в кадре, и тогда Петерсен выбрал на эту роль малоизвестную актрису — по той же причине.

Питер О'Тул ненавидел работать с Вольфгангом Петерсеном, и сказал, что не будет смотреть законченный фильм.

Узнав о проекте "Трои", турецкое правительство очень заинтересовалось. Министерство Культуры и Туризма Турции предложило съёмочной группе снимать фильм в Канаккале, где находятся развалины реальной Трои, но Уорнер Бразерз отказалась. Тогда турки предложили хотя бы премьеру фильма провести в реальной Трое. Но премьера была проведена в Берлине, где хранится золото Шлимана, вывезенное из Трои.
Чтобы турки не расстраивались, Уорнер Бразерз подарили им nhjzycrjuj коня, сделанного для съёмок. В настоящий момент он экспонируется на развалинах Трои, в Канаккале.

Изначально музыку для фильма писал Габриэл Йаред. Он потратил на это больше года, после чего его саундтрек был забракован продюссерами из-за "старомодности". Джеймсу Хорнеру дали 5 недель на всё — про всё. Он справился.

В итоговом фильме, кстати, в качестве композитора указан Хорнер — но в рекламных трейлерах (если кто-то присматривается) можно увидеть имя Йареда в качестве композитора.

Диана Крюгер сама озвучивала своего персонажа при переводе фильма на немецкий язык.

Кстати, по просьбе Вольфганга Петерсена, Брэда Питта при переводе этого фильма на немецкий озвучивал не Тобиас Майстер, который озвучивает его обычно, а Матрин Кесслер, который обычно озучивал Николаса Кейджа. Многие немецкие зрители были удивлены тем, что Брэд Питт вдруг заговорил голосом Кейджа.

В Италии вместо того, чтобы перевести название "Troy" адекватным латинским "Troia", прокатчики оставили английский вариант. Дело в том, что за прошедшие тысячи лет слово "Troia" успело обрасти такими дополнительными значениями, как "свинья" и "проститутка", и название не звучало бы для итальянцев героическим.

Дальше пошли спойлеры.

Когда Ахиллес проходится по берегу, на котором греки разбивают лагерь, он дразнит Одиссея, что тот появился последним. Эта шутка — явный отсыл к "Одиссее", согласно которой Одиссей вернулся после войны домой последним из греков.

В конце Парис отдаёт меч молодому парню, призывает его вести выживших, и говорит "Пока этот меч в руках троянца, мы будем жить". Этот парень — Эней, а сцена — явный отсыл к Варгилию и его "Энеиде".

Следующие элементы фильма СУЩЕСТВЕННО отличаются от поэмы Гомера:
- В фильме среди персонажей нет богов; причина этого уже была раскрыта выше.
- Кассандра, и всё, что с ней связано, в фильм не вошла вообще; причину этого указать трудно, вероятно, сценаристы решили, что картина и так перенасыщена персонажами.
- В оригинале Парис вместе с Еленой прихватил и множество сокровищ, в фильме же увёз только возлюбленную.
- В оригинале Менелай после войны увозит с собой Елену, а Парис гибнет. В фильме же Гектор убивает Менелая, а Парис остаётся с Еленой.
- Бресеида — в оригинале рабыня Ахиллеса, которую он привозит с собой, в фильме же она становится дочерью Приама и любовницей Ахиллеса.
- Из двух братьев Аяксов у Гомера в фильме остаётся только один, и показан он гигантским увальнем.
- Ахиллес в оригинале отдал тело Гектора его отцу за большой выкуп, в фильме же он отдал тело как благородный воин.
- Любовники Ахиллес и Патрокл в фильме превратились не то в двоюродных братьев, не то ещё в каких-то родственников.
- В оригинале жену Гектора Андромаху взяли в плен, а её ребёнка убили. В фильме же её по имени вообще не называют, и вместе со своим ребёнком она спасается из Трои

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru. Цена — 336,7 руб.


Дмитрий Савочкин: Троянский гамбит.

оценка: 4

Большое видится на расстоянии.

Троя — безусловно, картина большая и значительная. Сделанная на волне успеха "новой волны исторических суперколоссов", но значительно этот успех развивающая, и обладающая ярким своеобразием.

Думаю, с момента выхода картины прошло достаточно времени, чтобы не засорять мозги читателя описанием сюжета или, там, своими впечатлениями: это хорошо, а это, ах, плохо. Лучше я попробую разобрать фильм на кубики, и рассмотреть их настолько пристально, насколько позволят три года, прошедшие с премьеры фильма. Благо, есть, что разбирать.

В первую очередь, интересен сам концепт картины. Древняя история вообще строится преимущественно на каких-то легендах, байках и исторических документах, кроде Библии — где хорошие те, у кого правильная нация, боги — реальные действующие лица событий, а действия людей никак не коррелируют с биологическими возможностями организма. И потому, перед тем, как снимать, режиссёр должен определиться со сторилайном — той легендой, которой он будет следовать при создании экранной реальности. Реальность "Трои" максимально приближена к тому, что сегодняшние историки считают более или менее достоверным. То есть, во-первых, богов нет вообще (к ним лишь обращаются и на них уповают — как, вероятно, и было в действительности, но никакого активного действия они в действии не принимают, ибо мы материалисты, и богов вообще не существует). Во-вторых, хотя масштаб войны внушает уважение, продолжительность её всё же явно меньше 10 лет (Петерсен немного перебрал здесь, уменьшив войну до трёх недель, из которых две недели длился траур по Гектору, война, конечно, длилась дольше — хотя никак не десять лет). И, наконец, в-третьих, существенно изменена психология персонажей — из неживых песенных героев они превратились в людей, со своими достоинствами и недостатками, своей мотивацией и скрытыми мыслями. И здесь нельзя не признать, что творение Петерсена получилось внутренне очень гармоничным и непотиворечивым — а это, в сущности, единственное серьёзное требование к экранной легенде.

Далее обращает на себя внимание кастинг. Актёры в фильме подобраны идеально — то есть не просто хорошо, а именно идеально, практически на все роли. Это тем ценнее, что кастинг в фильме чрезвычайно сложен: слишком много персонажей являются самостоятельными мифологемами, и обрасли собственным вИдением в глазах потенциальных зрителей. При этом назвать откровенно неудачно выбранного актёра в этом фильме невозможно. Ахиллес-Питт — отлично справляется со своей ролью вести историю вперёд, непрерывно приковывая внимание зрителей; даже когда Патрокл вбегает в кадр, надев лишь доспехи Питта — мы смотрим на него не отрываясь. Елена-Крюгер — хороша настолько, насколько должна быть. С одной стороны, ни одна женщина не идеальна, с другой — зритель тоже не дурак, и понимает, что показать идеальную женщину для режиссёра — задача не из лёгких, а ведь нельзя отрицать того, что у Крюгер как минимум абсолютно правильные черты лица. Бана-Гектор — выразителен, и представляет собой прекрасную антитезу абсолютному воину и безбашенному убийце Ахиллесу. Блум-Парис восхитителен; наконец-то нашёлся режиссёр, кто дал Блуму роль Блума — маленького мальчика, вдруг попавшего во взрослый мир Голливуда, и решившего играть по меркам взрослого мира. Хороши Агамемнон-Кокс, Приам-О’Тул, Менелай-Глисон. Чёрт, да всё хороши, что ещё добавить.

Наконец, самое главное в фильме — рубилово. Рубилово в фильме прекрасно. Всегда, конечно, хотелось бы большего, но зритель получает на просмотре не меньше, чем было обещано — а это уже хорошо. Бог с ним, что техника боя греков сильно отличалась от того, что показывает Петерсен — зато как восхитительно смотрится этот дивный заскок слева, которым Ахиллес пробивает горло своих врагов! Битвы хороши, масштабны, кровавы, и достаточно продолжительны, чтобы в перерывах между ними не стонать в ожидании. Здесь Петерсен — уже, пожалуй, классик боевиков и военных фильмов — постарался наславу. Недаром он бросил своих супергероев, чтоб сделать этот фильм. Я вообще, кстати, чувствую какое-то смутное душевное родство с Петерсеном: мне нравятся все его картины. Но об этом в другой раз.

Резюме: Троя — это хороший фильм. Не выпрыгивающий из штанов, но нигде не обманывающий зрителя. А это самое главное для голливудского боевика.

(25.03.2007)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Голливудский лайнер "Гомер"

оценка: 3

Н.Гнедич переводил "Илиаду" на русский язык 25 лет. Сценарист Дэвид Бениофф переводил "Илиаду" на современный голливудский кеноязыкъ, вероятно, около полугода (сомневаюсь, что больше). Наши локализаторы переводили одно из наречий киноязыка (обретающее в устах персонажей членораздельное звучание) меньше месяца. В итоге русский зритель получил что-то куцое, но кинематографически приемлимое. На первый взгляд. И даже на второй. Современный боевичок с эллинскими костюмами, нео-кино-классической музыкой Джеймса Хорнера (Габриэль Яред, писавший целый год музыку к кинофильму, в конце концов получил от ворот поворот за "старомородное звучание" партитуры) и высокими актерскими гонорарами за оперативно подкачанную мускулатуру.

Стоит ли хулить Бениоффа и Петерсена за то, что они избавили героев "Илиады" от постоянной опеки, либо тычков и зуботычин богов? Надо признать, что поэтический гений Эллады, Гомер, сам не жаловал их особенной милостью (будем считать вопреки еще модной, но уже традиции, что "Илиада" не является сборной солянкой древнегеческих аффтаров и целиком принадлежит авторству Гомера), превознося человеческие нравственные качества над капризным самодурством богов. Однако ж, большинство действий и поступков персонажей свершались по божескому указу или совету. Убив двух зайцем одним выстрелом, то есть, потрафив Человеку и походя оптимизировав сюжет — за счет исключения богов из оного — до простенькой истории, укладывающейся в два часа экранного времени, Петерсен и Бениофф неожиданно лишились монументальности. Эпос превратился в локальный конфликт вроде "бури в пустыни", и, право слово, даже "Конан-варвар" Джона Милиуса выглядит предпочтительней.

Даже более того, Бениофф в своем атеистическом запале последовательно избавился и от Гомера, который сам превратился в миф еще в Греции V-VI в.в. до н.э., обретя черты человекобога и семь родин. Название "Илиада" плавно трансформировалось в "Трою", — блеск золотых аутентичных безделушек, раскопанных Генри Шлиманом, выглядит предпочтительнее заросших бурьяном еще во время Гомера развалин (я тоже, когда в Эрмитаже выставлялась золотая троянская утварь, в кои-то веки специально купил билет и сходил потаращился на неё). Да и вообще, уж больно это заебно — объяснять зрителю, почему Илион, а не Троя. Шлиман-то Трою раскопал, а не Илион! О ходе раскопок есть и художественное свидетельство в виде увлекательного романа биографа-беллетриста Ирвинга Стоуна "Греческое сокровище", который многие из нас читали.

Но от влияния богов избавиться не так-то просто. Со съемок фильма в 2004 году пришла весточка, принесенная почтальоном и покровителем голливудского купечества Меркурием, о пугающем совпадении: Брэд Питт, играющий роль Ахиллеса, получил травму пятки. Что это — привет от мертвых богов?

Бог с ними, Питтом и пяткой Питта. Ахиллес оказался не по зубам даже Петерсену с Бениоффом. С огромной неохотцей создатели "Трои" признают: да, Ахиллес был сыном богини и человека. Как бы. А что делать? Ведь не может человек, проснувшись в постели какой-то гетеры и даже не опохмелившись, выйти на бой и с легкостью необыкновенной завалить страшенного бугая! Здесь любого внимательного, неверующего, но знакомого с голливудской мифологией зрителя, обязательно будет снедать тайное командирское желание отправить Ахиллеса в одиночку на троянскую стену. Пусть наденет на ноги стрелонепробиваемые валенки и побьется со всей армадой Приама. Вольфганг Петерсен не оставляет фантазии зрителя выбора, заставляет подходить к над-природному, сверхъестественному с другого боку. Отдалившись от древнегреческого пантеона зритель приближается к футуристическому киберпантеону и ищет в роду Ахиллесу уже не богинь, а терминаторов. Однако, все равно словно бы появляется Мойра, судьба, властвующая как над людьми, так и над богами, и авторитарно препятствует такому простому и естественному решению, как отправка Ахиллеса в бой против всех.

Бениофф убрал персонифицированных богов и исключил оригинальный гомеровский элемент игры из сюжета, превратив классический миф в "исторический фильм", а про Мойру в лице голливудских продюсеров из славного рода Уорнеров позабыл. В результате, один миф сменил другой, подобно тому, как на месте Трои вырос турецкий город Чанаккале. И тут уж кому что больше нравится — кому поэт Гомер с его шедеврами, а кому лайнер "Гомер", неторопливо круизирующий по Средиземному морю с туристами на борту.

Тем не менее, бои выглядят эффектно, а поединок Гектора с Ахиллесом так и вообще захватывает дух. Здесь тоже, следуя генеральной богоборческой линии, зрительские симпатии на стороне хорошего сына, преданного брата, надежного мужа и патриота Гектора, а вовсе не на на стороне взбалмошной полукровки Ахиллеса, унаследовавшего от богов вздорный характер и педерастические наклонности.

(25.03.2007)

Версия для печати


Мор: Ирландцы у стен Трои!

оценка: 3.5

Помню, в те времена, когда "Троя" появилась на экранах, было сломано немало копий. И Елена-де не Прекрасная, и неисторично, и физиономии не греческие, а откормленные американские да европейские, — в общем, все, как обычно. Но на мой взгляд, фильм получился не таким уж и плохим — у "Трои" имеется целый ряд достоинств, которые сразу хотелось бы отметить, а особенно ясно это становится видно после еще окончательно не забытого "Царствия небесного" Ридли Скотта, побившего рекорды глупости.

Итак, плюсы "Трои":

  • отсутствие богов. Мне всегда было неприятно смотреть на потуги изобразить Великих и Могучих Божеств в виде высокомерно ведущих себя людей, потому что получается это жалко. Автор "Трои" не стал ломать голову и позориться, он совершил отличный ход — боги есть, они присутствуют в жизни, на них уповают и их побаиваются, но мы их не видим. В центре повествования — люди, герои, их мужество и их сила, а не ярмарочные чудеса.


  • да, Елена не прекрасная, — и это отлично. Подобрать героиню, которая была бы легендарно красива и понравилась бы всем, отразила бы чаяния и надежды увидеть Ту Самую, невозможно. Я, например, не думаю, что она была так уж великолепна. Елена — это прежде всего символ, это нечто, за что спорят, за что дерутся, из-за чего происходят катаклизмы и из-за чего встречаются бойцы, поэтому в легенде ее красота значительно возрастает. Сама по себе она неинтересна. Она роль второго плана, потому что смотришь вовсе не на нее, а на круговорот событий, на то, как рядом с ней проявляют себя люди.

    Трактовка, предложенная в "Трое" меня заворожила. Молодой, порывистый Парис — и стареющая Елена, которая опасается своей страсти, но не может устоять перед обаянием юношеской любви принца Трои. Она похожа на падающий с дерева листок — в ней есть жизненный опыт, который тревожно напоминает о несбыточности любви, о стоящих между ними преградах, но абсолютно нет мудрости. Для Париса же, расслабленного красавца, это первая настоящая любовь, отличающаяся от симпатий, ахов-вздохов и погонь за юбками, поэтому он совершает отчаянные глупости, он хочет проверить свое мужество, он впервые ощущает себя Мужчиной, хотя сил ему недостает. Именно поэтому он засаживает стрелу за стрелой в не сопротивляющегося Ахиллеса несмотря на мольбы Брисеи (Брисеиды, если быть честной) — он должен реабилитироваться после позора.


  • следующее достоинство — это история Ахилла и Брисеиды. Нет противоречия между периодической жестокостью Ахилла — и его отношением к ней, все имеет свои причины и следствия. Лицо спящей девушки сошло с картины. Она то пухлая девчонка, то прекрасная женщина. Она не такая, как все, это очевидно. Вот где та самая настоящая любовь, не припорошенная юношескими глупостями и оглядками на скорую старость. "Если я этого не сделаю, ты будешь убивать людей…" "Буду".



  • по поводу временных рамок. Мы не увидим ни надписей "Прошел год", "Прошло два года", "Через четыре года и пять месяцев". В "Трое" собраны только ключевые моменты, которые были интересны автору, а от этого она получилась очень цельной. Тоже удачная мысль.




  • образ Гектора и Одиссея. За Одиссея — мое отдельное спасибо автору фильма. Хитроумный Одиссей получился как раз таким, каким мне всегда виделся. Это не положительный и не отрицательный герой, его можно представить и совершающим подвиги ради возвращения на Итаку, и в роли вечного посланца царя, исполняющего чужую волю. Хитрец с прищуренными глазами, сам себе на уме. Гектор же — единственный по-настоящему храбрый мужчина с незамутненным разными предрассудками сознанием и с четким понятием о чести. Он вызывает безусловную симпатию, потому что не ударяется в крайности. Его не интересует слава, он уже прошел все эти метания — идеальный воин, который не любит войну, но превосходно умеет драться.


Вообще, что касается храбрости, в "Трое" очень хорошо показаны несколько ее разновидностей: это и храбрость от отчаяния (Парис), и храбрость, перешагивающая через страх, из-за чести (Гектор), и храбрость ради славы (Ахилл), и храбрость из-за любви (Приам), и почти безусловная храбрость (Брисеида). Широкий спектр человеческих взаимоотношений, различных ситуаций — вот конек "Трои".


В фильме, однако, полно и типично голливудских недостатков. Самый главный — это прямолинейность образа Агамемнона, который на деле не был таким негодяем. Не помешало бы и добавить больше драматизма в сцену убийства Гектора Ахиллом. И так далее, и так далее. Но редкий фильм (тем более, такого масштаба) обходится без недостатков. Итог очень прост — весьма неплохая эпическая картина.

(26.03.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: