Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Жилец / Le locataire (1976)


Жилец
Средняя оценка: оценка: 4.5
1976. Франция / Великобритания. 126 минут.
Жанр: триллер / сюрреализм-авангард.

Режиссер: Роман Полански.
Сценарий: Жерар Браш, Роман Полански (по роману Роланда Топора),
Оператор: Свен Нюквист,
Композитор: Филипп Сард.

В главных ролях: Роман Полански.
В ролях: Изабель Аджани, Мелвин Дуглас, Джо Ван Флит, Бернар Фрессон, Лиля Кедрова.

Интересные факты о фильме:

Композитор Филипп Сард выбрал в качестве основного музыкального инструмента для саундтрека стеклянную гармонику, искусство игры на которой было утеряно еще в начале ХХ века. А выбрал потому, что, сидя в ресторане и рассказывая про фильм, Полански постоянно скреб ногтем стекло.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Безумие съемных квартир

Жилец оценка: 4.5

Сюрреалистический "Жилец" Романа Поланского, конечно, перекликается с его более ранними картинами "Отвращение" и "Ребенок Розмари". "Жилец", можно сказать, их смесь, жуткая квинтэссенция.


В "Отвращении" врагом человека была пустая квартира, в "Ребенке Розмари" – соседи. В "Жильце" врагом человека становятся и соседи, и квартира, которой герой с таким упорством добивается и которая вместо убежища оказывается клеткой для разума. Да и действительно, она напоминает клетку по своей структуре. Тонкие, словно бы ячеистые стены, сквозь которые пролазит любой случайный звук и шорох. Через окно, выходящее во двор-колодец, видно окно общественного, единственного на весь дом туалета (при том, что дом немалый), и видно через окно, что в сортире подолгу неподвижно стоит то один, то другой человек, и стоит, как правило, в деловом костюме, но с неопределенной целью, явно не собираясь ни по большому делу, ни по маленькому.

Cмотрит же этот человек не куда-нибудь, а прямо в окно Трелковского и разве что не тычет в него пальцем, как в обезьяну в зоопарке.

Черепная коробка жильца Трелковского сама превращается в квартиру, куда проникают страшные мысли и поселяются там. Трелковский уверен: все соседи, жильцы его проклятого дома, хотят свести его с ума, довести до самоубийства. Именно так они поступили с предыдущей жиличкой, чье переломанное тело, забинтованное как мумия, он видел в больнице, куда зачем-то приперся в начале картины с глупым кульком апельсинов в руках.


Линией старта прогрессирующего безумия становится новоселье. Поутру, нагруженный огромными мешками с мусором, Трелковский выслушивает отповедь владельца дома на лестничной клетке. "Чтобы больше никакого шума, никаких гостей!" – говорит угрюмый, величественный старик, до безумия напоминающий Романа Кастевета из "Ребенка Розмари", который, в свою очередь, напоминал вышедшего в отставку вампира из фильмов студии "Хаммер". Трелковский, переминаясь с ноги на ногу, изо всех сил извиняется и даёт всяческие гарантии, а в это время из переполненного мешка у него в руках на ковровую дорожку бесшумно падают шкурки от бананов. Старик уходит в квартиру, Трелковский бежит на помойку, попутно роняя на пол ошметки вчерашнего праздника. Через минуту, возвратясь с помойки, Трелковский не найдет на лестнице разбросанного им мусора... Блестящая, жуткая сцена!

Что еще объединяет "Жильца" с "Ребенком Розмари", так это то, что в конечном итоге заговор становится глобальным. У любого героя фильма ужасов есть шанс не идти в темноту, не поворачивать ручку двери, за которой таится проклятие. У Трелковского был шанс покинуть дьявольскую квартиру, но он этого не сделал своевременно, – как же, ведь "мой дом – моя крепость", к тому же он так долго унижался перед владельцем дома, чтобы снять эту халабуду. А потом было поздно. Когда он пытается сбежать и обрести покой в солнечной, уютной квартирке Изабель Аджани, оказывается, что зло проникло и туда. Теперь весь мир, окружающий Трелковского, охвачен злом, и каждый человек в этом мире для Трелковского – страшный сосед.

(29.05.2012)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: