Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Прометей / Prometheus (2012)


Прометей
Средняя оценка: оценка: 3.5
2012. США. 123 минуты.
Жанр: фантастика / ужасы.

Режиссер: Ридли Скотт.
Сценарий: Джон Спэйтс, Дэймон Линделоф,
Оператор: Дариуш Вольски,
Композитор: Марк Стрейтенфелд.

В главных ролях: Майкл Фассбендер, Шарлиз Терон, Нуми Рапас.
В ролях: Гай Пирс, Идрис Эльба, Логан Маршалл-Грин, Шон Харрис, Рейф Сполл.

Интересные факты о фильме:

Ридли Скотт вдохновлялся работами швейцарского уфолога, писателя и кинодокументалиста Эриха фон Дэникена.

В декабре 2010 года проект "Прометей" носил название "Рай".

Главная мужская роль могла достаться Джеймсу Франко.

На роль Мередит Викерс рассматривались кандидатуры Шарлиз Терон, Анджелины Джоли и Мишель Йео. В итоге роль получила Шарлиз Терон.

На роль Элизабет Шоу рассматривались Джемма Артертон, Кэри Маллиган, Оливия Уайлд, Энн Хэтэуэй, Эбби Корниш и Натали Портман.

Действие фильма происходит на планетоиде LV-223, находящемся на расстоянии 3,200 триллионов километров от Земли. События "Чужого" (1979) и "Чужих" (1986) разворачиваются на LV-426.

Маразм переводчиков: по их мнению, космонавты летят в какую-то "другую галактику", где каким-то чудом разглядели какие-то звезды. На самом деле, они летят на Дзету Сетки, которая находится в 39 световых лет от нас и уже давно волнует умы уфологов.

Смотри также: Фильмы про роботов и киборгов, Фильмы про пришельцев и НЛО

Версия для печати

Владимир Гордеев: Мы ждали большего.

Прометей оценка: 3.5

Сперва ходили слухи, что Ридли Скотт намеревается снять римейк "Чужого". Спустя полгода, когда дело все-таки дошло до кинопроизводства, рекламщики стали позиционировать картину как приквел "Чужого", к тому же снятый автором оригинала. К этому времени все фанаты уже стояли на ушах. А потом рекламная стратегия снова изменилась, и фильм стали представлять как нечто совершенно особенное. Аннотация к "Прометею" гремела: "На краю Вселенной нашли Бога! Космонавты летят туда, но вместо Бога обретают Кошмар!" Это было сделано для того, чтобы заинтересовать всю остальную часть аудитории, которая была неосведомлена о том, что в далеком космосе существует какая-то там странная тварь с головой, похожей на банан, и кислотой вместо крови, и жрет людей.

В итоге, все ждали чего-то невероятного, а получили фильм, идеально вписывающийся в мифологию "Чужого", но не открывающий абсолютно никаких новых горизонтов.

"Прометей" не стал тем, чем в свое время стал "Чужой".

В 1979 году Ридли Скотт перевел жанр "космического триллера" из категории второразрядного кино в первый разряд. Он снял первый блокбастер в этом жанре. Но, самое главное, он заставил зрителя поверить в реальность космического ужаса.

Ничего подобного "Прометей" не демонстрирует. Впрочем, как говорится, сложно войти в одну реку дважды.

Зато "Прометей" продолжает традицию, заложенную в 1979 году, и делает это гораздо удачнее, чем слепой отросток "Чужой-3", и явно не хуже, чем это сделал Жан-Пьер Жене в "Чужом-4", в котором первая половина была отчетливо комедийная, а вторая – громоздкая, невнятно-блокбастерная. В то же время "Прометей" значительно уступает энергичным "Чужим" Камерона.

"Прометей" продолжает историю "открытий", совершенных за 30 лет в мире "Чужого". В фильме Джеймса Камерона, снятом в 1986 году, с чужими сталкивается отряд земных бойцов. Этот фильм, сделанный в жанре боевика, изображает войну людей с чужими на чужой территории. Мы узнаем кое-что об "обществе" чужих. Далее следует скучноватый фильм Дэвида Финчера, который не сообщает о чужих ничего нового и даже, словно из вредности, выносит их существование на никчемную периферию космоса. В четвертой части чужие становятся близки к людям, как никогда (Джосс Уидон, написавший сценарий к этому фильму, ненавидит фильм и Жана-Пьера Жене, в частности, за то, что тот исковеркал его сценарий и выбросил львиную долю диалогов... Но фабула-то осталась неизменной!)

В "Прометее" Ридли Скотт раскрывает тайну "космического жокея", а также объясняет, откуда на Земле появился человек. Второй пункт сразу превращает фильм в огромный фейл, к тому же постановочно напоминающий sci-fi Брайана де Пальмы "Миссия на Марс".

Набившая оскомину "нью эйджевская" теория, которую муссировали на протяжении последних ста лет все, кому не лень, предполагает, что жизнь на Землю занесли инопланетяне. Это и есть первое откровение "Прометея": людей создали инопланетяне. Второе откровение заключается в том, что этими инопланетянами были те самые "космические жокеи", один из которых эффектно появился в первом "Чужом" и так и остался лежать на угрюмой, недружелюбной планете. Молчаливый, таинственный, мертвый, неразгаданный. Его загадочность и необыкновенная выразительность неподвижных очертаний его гигантского мертвого тела придавали фильму космическую готичность. И вот теперь эта тайна оказалась раскрыта.

Однако, в "Прометее" есть неплохие эпизоды.

"Прометей" открывается сценой, которая на первый взгляд кажется довольно глупой. Жокей прилетает на Землю. Стоя на краю водопада, он пафосно открывает чашу с каким-то снадобьем, пьет, и снадобье разрушает его организм. Организм жокея распадается на всякие там молекулы и инфузории туфельки, они попадают в воду, и там зарождается жизнь.

Естественно, любой зритель подумает: что мешало этим продвинутым инопланетянам изъять из своего организма пару капель крови, насытить их разными бактериями (или чего там их извращенному уму заблагорассудится) и вбросить в воду?

Этот поступок обескураживает. Но, с другой стороны, этот поступок объясняет тот неоспоримый факт, что в мире людей очень многое завязано на самопожертвовании, часто — нелепом; более того, из самопожертвования создан культ.

И, надо сказать, в фильме чрезвычайно много внимания уделяется именно самопожертвованию. Там есть отважный ученый, который бросается грудью на кремниевый шторм, чтобы не пропала "научная добыча". И там есть целый экипаж, который жертвует собой, чтобы спасти Землю от уничтожения.

А еще в фильме есть примечательный памятник. Огромная голова, которую находят в громадном инопланетном могильнике и которой в фильме тоже уделяется масса внимания, напоминает нам не только (тут уже ваше внимание, киноманы!) легендарный фильм "Зардоз" Джона Бурмана, но и немецкий вотанизм, который появился как реакция на индустриализацию, образовательные и социальные реформы в конце XIX века в Австрии. Герои нашего фильма, ученые конца XXI века (несомненно, либералы), приехавшие на базу жокеев на деньги циничных земных дельцов, сталкиваются с культом силы. Они не готовы к сражению даже с полумертвым противником, но быстро мобилизуются, демонстрируя "родовые" бойцовые навыки (Нуми Рапас удачно заменила на этом посту Сигурни Уивер).

Вторая загадка фильма: почему древние пиктограммы, найденные исследователями в пещерах Шотландии, внутри пирамид Египта и так далее, указывают на планету, где, как выясняется по сюжету, располагается военная база "жокеев"? Военная база, где разрабатывается биологическое оружие, чтобы уничтожить порожденную ими же жизнь!

Безусловно, всё это намекает на то, что у сценаристов есть еще пара идей в загашнике, тем более, что два выживших героя фильма покидают эту военную базу и отправляются на "родную" планету своих создателей, дабы выяснить, за что те настолько ненавидят землян…

Остается только добавить, что в "Прометее" собраны все самые удачные "придумки" предыдущих серий. Даже более того, андроида в исполнении Майкла Фассбендера одолевают те же проблемы, что одолевали андроидов в шедевре Ридли Скотта "Бегущий по лезвию". Робот Дэвид с нетерпением ждет встречи с создателями людей, чтобы изжить свой комплекс неполноценности…

И все-таки хочется, чтобы сиквел "Прометея" снимал какой-нибудь другой режиссер. Потому что, это очевидно, Скотт теряет хватку. Практически ни один эпизод он не дожал. Традиционная флегматичность Скотта, игравшая ему на руку в "Чужом" и "Бегущем по лезвию" (саспенс должен быть жестоко-флегматичным, а тоска должна быть флегматично-выматывающей), сталкивается с желанием сделать фильм "по-современному", для подростков – тридэшно-динамичным, быстрым, стремительным, бестолковым. После битвы противоречий, по большому счету, уцелело одно – "бестолковость".

(05.06.2012)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: