Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


В ожидании Годо / Waiting for Godot (2001)


В ожидании Годо
Средняя оценка: оценка: 3.5
2001. Ирландия. 120 минут.
Жанр: экранизация / сюрреализм-авангард.

Режиссер: Майкл Линдсей-Хогг.
Сценарий полностью по пьесе Сэмюэла Беккета,
Оператор: Шеймас Дизи,
Монтаж: Лори Болл, Доди Дорн,
Художник: Джюли Бушер,
Продюсеры: Майкл Колган, Алан Молони.

В главных ролях: Барри Макговерн, Джонни Мерфи.
В ролях: Алан Стэнфорд, Стивен Бреннан, Сэм Макговерн.

Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Почему нельзя переносить Беккета на экран напрямую

В ожидании Годо оценка: 3.5

Я неоднократно рассуждал (пример) о творческом методе Беккета, о связи Беккета с кинематографом, о незаполненных валентностях и т.д. Рассматриваемый фильм — повод развить тему.

В Ирландии в 2001–2002 гг. был реализован проект "Беккет на пленке" (‘Beckett on Film’), в рамках которого были сняты все девятнадцать пьес Беккета (кроме одной ранней пьесы, под названием Eleutheria, которая никогда не ставилась). Дело хорошее! Общая длительность проекта 647 минут, из которых 120 минут отведены на пьесу "В ожидании Годо".

Беккет прославился благодаря этой пьесе (хотя ценим его мы совсем не это). Фабула ее (я отдаю себе отчет, что многие ваще хуй знает, кто такой Беккет, тем более — че за Годо такое) в том, что двое бродяг, которых зовут Эстрагон и Владимир, ожидают некоего Годо, но только два раза встречают чувака по имени Поццо и его раба по имени Лаки. Все это происходит в декорациях, про которые известно только то, что они содержат дерево и камень.

Как всегда у Беккета, он дает только голую схему. "В ожидании Годо" часто играется вообще на пустой сцене, доводя абстрактность пьесы до абсурда (или, если хотите, до абсолюта). Данный фильм снят в следующих декорациях: поворот дороги, огибающей каменистый холмик, на котором растет упомянутое дерево.

Я говорил, что Беккета снимать очень легко — многого в первоисточнике нет, делай что хочешь, вписывай какие угодно смыслы, оригиналу все равно ничего не будет противоречить — при условии, что нет его прямого искажения. Похоже, я был немного неточен и самонадеян — рассматриваемый фильм, хотя и снят практически точно по пьесе, очень хороший, но не дотягивает до оригинала (и это при том, что гениальность этой конкретной пьесы неочевидна и мне).

Мне кажется, тут дело в том, что чорт как-то сложно сформулировать мысль короче дело тут в том что вот Беккет пишет про двух бродяг и про дерево и имеет в виду какое-то абстрактное дерево, платонову идею дерева, и двух бродяг вообще, не только Гого и Диди, но и Мерсье и Камье, он пишет про Поццо и Лаки, но имеет в виду любую власть и так далее. Любая реализация будет несомненным сужением этих платоновских идей, любое конкретное дерево или любые конкретные владимир и эстрагон будут сужением идеи дерева и двух бродяг накрепко привязанных друг к другу стокгольмским синдромом. Поскольку кино это искусство построения контекста, тупо копировать пьесу то же самое, что ограничивать ее платоновскую идею не привнося ничего нового, нужно вкладывать какой-нибудь смысл или хотя бы декорации, как это сделал Балабанов в "Счастливых днях"; без привнесения чего-то своего текст (сейчас я говорю также о его платоновской идее; не путать с платоновской идеей дерева или двух бродяг) останется никому не интересной постановкой, сыгранной бездарными актерами в сельском театре с черными мокрыми стенами. К любой платоновской идее можно прикрутить нетривиальную реализацию. Например, если совсем уж сильно сужать (хотя, как по мне, я бы оставил чуток абстракции), то Владимир и Эстрагон могут быть Владимиром и Дмитрием, или Поццо и Лаки могут быть Владимиром и русским народом. В голове у зрителя/читателя это может появиться и самостоятельно, но для самостоятельного появления интерпретаций лучше работать с абстракциями из текста, а не из фильма, который его только ограничивает, не давая ничего взамен. Ну короче вы понели.

А так этот фильм очень полезен для уточнения и развития сформулированной ранее мысли — что текст это постепенное заполнение контекстов то бишь заполнения валентностей а у беккета в силу отсутствия контекстов почти нет валентностей а это как раз и свойственно платоновским идеям висящим в недостижимой горней высоте. Еще это очень хороший пример того, что, хотя Беккета снимать легко, нужно иметь в голове какую-то идею. Как экранизация-то он практически идеален, чо.

И это только с Беккетом такая хуйня, кажется, потому что кроме него никто напрямую с платоновскими идеями не работал, ну, насколько мне известно, чтоб работал и было при этом интересно. То есть, кажется, Беккет единственный, кого нельзя экранизировать без искажений — для кинематографа он слишком кристально чистый. У большинства авторов декорации неизбежно влияют на идею текста. Антиподом Беккета является Лоренс Стерн, об этом я тоже писал в соответствующем отзыве.

При всем при том в данном фильме посмотреть есть на что. Декорации красивые. Камера меняет планы так, что просмотр не наскучивает (хотя, напомню, локация всего одна). Актеры (все четыре с половиной) играют охуительно. Взять, например, знаменитый монолог Лаки, блистательно прочитанный Стивенном Бреннаном:



В русском переводе Михаиляна этот прекрасный пример шизофазии переведен так:

Дано существование Бога личного, каковым оно представлено в работах Штампа и Ватмана какакака седобородого кака вне времени и протяженности что с высот своей божьей апатии своей божьей атамбии своей божьей афазии нас любит за редким исключением неизвестно почему но придет и страдание что подобно божественной Миранде с теми кого неизвестно почему но у нас есть время в муках и огнях что огонь и пламя если это продлится хоть недолго и кто может в этом сомневаться зажгут наконец стропила к сведению вознесут ад к облакам голубым иногда еще тихим спокойным своим спокойствием таким спокойным что бесконечен но не менее ждут его но не будем забегать вперед и коль скоро с другой стороны в результате трудов неоконченных однако увенчанных лаврами Акакакакадемии Антропометрии в Берне на Брессе Дебиляра и Дуранда доказано безошибочно с возможным просчётом свойственным человеческим расчетам что в результате трудов неоконченных трудов Дебиляра и Дуранда доказано казанно казанно что исходя исходя исходя сходяи впрочем не будем забегать вперед неизвестно почему в результате работ Штампа и Ватмана совершенно ясно но ясно что в виду того что усилия Фартов и Белькера неоконченных неоконченных неизвестно почему Дебиляра и Дуракуса что человек выясняется что человек в Брессе Дебиляра и Дуранда что человек короче говоря человек короче наконец несмотря на прогресс в питании и отправлении нужд чахнет и в то же время параллельно неизвестно почему несмотря на развитие физической культуры и спорта как то как то теннис футбол и мотоспорт и велоспорт водный спорт конный спорт авиаспорт канотация теннис камотация конькобежный спорт как на льду так и на асфальте теннис на газоне на пихте на земле авиаспорт теннис хоккей на земле на море и в воздухе пенициллин и заменители короче я продолжаю и в то же время параллельно уменьшаться неизвестно почему несмотря на теннис короче я продолжаю авиаспорт гольф на девять и восемнадцать лунок теннис на льду короче неизвестно почему в Сене Сене-и-Уазе Сене-и-Марне Марне-и-Уазе к слову одновременно параллельно неизвестно почему чахнут и уменьшаются я продолжаю Уазе Марне короче чистой потери со смерти Вольтера порядка два дюйма сто граммов на душу в среднем почти округленно раздев догола в Нормандии почему неизвестно короче неважно и словом впрочем факты налицо и важней несомненно с другой стороны что выявляется важнейшее в свете забытых опытов Штейнвега и Петерманна выявляется что на селе в горах и на берегу моря и водных потоков и огня воздух тот же и земля к сведению и воздух и земля в мороза и земля юдолью камней в лютые холода в седьмом столетьи их эры эфир земля море юдолью камней в великих глубинах и в лютые холода на море и на суше и у чёрта на куличках я продолжаю неизвестно почему несмотря на теннис факты на лицо неизвестно почему я продолжаю следующий короче наконец к сожалению юдолью камней кто может в этом сомневаться я продолжаю но не будем забегать вперед я продолжаю головой в то же время параллельно неизвестно почему несмотря на теннис следующий борода пламя плачь камни голубые спокойные к сожалению головой головой головой головой в Нормандии несмотря на теннис незаконченные забытые труды серьезней камни короче я продолжаю к сожалению к сожалению заброшенные незаконченные головой головой в Нормандии несмотря на теннис на голову к сожалению камни Дуранд Дуранд. Теннис!.. Камни!.. Спокойные!.. Дуранд! Неоконченные!

Посмотреть его можно на ютьюбе (без перевода); у меня есть фильм с английскими субтитрами, но, я предполагаю, он мало кого заинтересует. Фанатов Беккета, наверно. Там герои так тараторят, сложно следить. Раздается фильм и с русскими субтитрами, на рутрекинге, но я его не видел и не могу оценить их качество.

(06.08.2012)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: