"Третий человек" Кэрола Рида давно стоит на пьедестале, причем заслуженно. Он хорош — настолько, что заслуги в режиссуре и знаменитый свет приписывают работе Орсона Уэллса. Чтобы избавиться от этих слухов и оценить работу Рида соло, я решила посмотреть "Выбывшего из игры". Его часто включают в зарубежные списки нуаров, хотя речь идет о преследовании раненого бойца сопротивления. Визуальная сторона не оставляет равнодушным — зловещие проемы, прихотливо освещенные руины, подлые лица крупным планом, безмолвные негодяи, нищие дети, несколько сцен галлюцинаций с наложением кадров. Оператор "Выбывшего" — все тот же Краскер, его работу трудно не оценить по достоинству. Однако слабым местом фильма оказался сюжет, трагически романтизирующий провальную подготовку подпольной организации.
Главный герой "Выбывшего из игры" — ее лидер. Он ведет скрытную жизнь после побега, не слишком хорошо себя чувствует, а организация нуждается в фондах, поэтому ее члены планируют ограбление банка. С этого момента начинаются ошибки, не дающие воспринимать драматические позы Мэйсона всерьез. Маригелла в четкой и скупой "Бразильской герилье" писал: "Городской партизан не является ни бизнесменом в коммерческой фирме, ни артистом в пьесе. Городская партизанская война, подобно сельской партизанской войне, является обетом, который партизан дал самому себе. Когда он не может устоять перед трудностями или знает, что ему недостает терпения, лучше оставить свою роль прежде, чем предать свой обет, поскольку ему явно недостает основных качеств, необходимых партизану." Иначе говоря, если ты чувствуешь слабость, ты не должен включать себя в операцию. Что делает главный герой? Он плохо себя чувствует, о чем ему говорят и товарищи по организации, однако все равно решает идти на дело. Зрители голливудских фильмов, возможно, видят в этом самопожертвование и героизм, но люди посерьезнее — одну лишь глупость и натяжку ради создания бессмысленной красочной истории. Такое можно ожидать от рядового члена организации, молодого и неопытного, но если таков ее лидер, то каковы перспективы подобного подпольного движения?
Фильм быстро дает нам ответ на вопрос. При ограблении магазина лидер шатается, его хватают, он убивает человека, а его "команда" в страхе убегает, не в силах подобрать товарища. Все, что происходит дальше, вызывает желание развидеть происходящее — членам организации совершенно плевать на пропажу лидера, их больше волнует выпивка. Спустя некоторое время они разбалтывают все, что произошло, какой-то сомнительной старухе, наливающей им стаканчик, та стучит в полицию, их расстреливают. А покинутый всеми и раненый Джонни за это время успевает принять целый ряд трагических позиций.
К сожалению, такой расклад не дает насладиться операторской работой, потому что при наличии слабого сценария фильм меркнет, а его красоты становятся неуместны. "Выбывший из игры" должен был бы смотреться как напряженная травля одиночки в ночном нуарном городе, заселенном негодяями, а выглядит слащавой мелодрамой с почти японским двойным "самоубийством" в конце. Способствует этому и игра Мэйсона, слишком слащавого для лидера чего бы то ни было. Его внешность, аффективность, позы лорда Байрона вызывают некоторое злорадство, когда начинаются мытарства, а не сочувствие, как должны. Изъятые из фильма кадры заставляют вспомнить лучшее из старого кино, но помещенные в контекст, вызывают неловкость.