Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Свалка / Waste Land (2010)


Свалка
Средняя оценка: оценка: 4
2010. Бразилия / Великобритания. 99 минут.
Жанр: документальный.

Режиссер: Люси Уолкер, Карен Харли, Джоао Джардим.
Сценарий: ,
Оператор:Эрнесто Геррманн, Дуду Миранда, Элоиза Пассос ,
Композитор: Моби.

В главных ролях: Вик Муниз, Тиан, Зумби, Суэлем, Изис, Вальтер и др.


Награды:
Берлинский кинофестиваль — две спецнаграды (2010)
международный кинофестиваль в Далласе — спецнаграда за лучший документальный фильм (2010)
международная ассоциация документального кино — лучшая документальная работа (2010)
международный кинофестиваль в Сиэттле — лучший документальный фильм (2010).

Версия для печати

Мор: Рисуй мусором

Свалка оценка: 4

"Свалка" произвела довольно сильное, причем неожиданное впечатление. От названия ожидаешь бытописания печальных сборщиков мусора на самой крупной свалке Бразилии, а скепсис оказывается не то чтобы посрамлен, а отодвинут, потому что события приобретают неожиданный поворот. Вик Муниз — довольно известный современный художник, повторяющий шедевры живописи с помощью необычных материалов, или рисующий портреты различных людей с использованием самых разных вещей — от сахара на африканских плантациях до обрывков журналов. Посмотреть на примеры работ можно здесь, например, — ссылка.

Люди из "Свалки" кажутся прекрасными. Ощущение того, что ты выступаешь с позиции условно богатого европейца, которому не нужно рыться в помойке, подавляется искренним восторгом от взгляда на сильного, как глыба, человека, на веселых негров, глумящихся над подпиской на "Плейбой", на молодую красивую девчонку, которая гордится тем, что собирает мусор, а не работает проституткой или драгдилером, на старика, который утверждает, что один — важен, потому что 99 это не 100, одиночка создает эту разницу. Сразу хочется что-то организовать для них, что-то улучшить. Все они считают, что хотя работа грязна, она позволяет уменьшить общее количество погребаемых отходов, а кроме того экономит деньги на еду, книги, шампунь, которых выбрасываются тонны. Каждого из них привела на свалку какая-то трагедия или трудности в жизни, но они не сдались, не умерли в канаве, живут в своих дрянных картонных хижинах и работают каждый день. Их несгибаемость, веселье рядом с горами гниющих на адской жаре помоев, вызывает невольное восхищение.





Около Питера нет таких гигантских свалок, как Жардим Грамашу, куда сбрасывали отходы в течение 34х лет, но свалок поменьше целое море. В элитные новостройки на окраинах ветер все чаще приносит зловоние разлагающегося мусора. Так как прежде свалки просто зарывали и оставляли до поры до времени, теперь все новое строительство на окраинах ведется прямо на свалках. То, что раньше было площадкой для отбросов, становится двором. Чем больше растет город, тем дальше он продвигается на территорию старых свалок. Недавно, выехав "в лес", я заметила, что весь ближайший загородный "лес" — это недавняя свалка. Не говоря о действующих, которые окружают город. Их размер вполне можно было бы уменьшить, строя мусороперерабатывающие заводы. Но это проблема другого масштаба.






Муниз не дает героям милостыню. Это вызвало бы негодование. Он запрягает их собирать нужный мусор, а заодно бесконечно фотографирует и знакомится с обитателями свалки. Они следят за собой, их белые зубы сверкают на солнце, а кроссовки утопают в зловонных отбросах. Это не нищие, не жалкие попрошайки, это энергичные, готовые к работе люди. Муниз также делает их соавторами, а не просто портретами для продажи. Процесс соучастия в создании картин, наверное, и выделяет "Свалку" из документальных фильмах об экстремальной жизни. Люди оживают, с ними происходят метаморфозы.





Тут неожиданно рождается конфликт. Возникает вопрос — играет ли Муниз в доброту или действительно создает искусство? Использует он их как очередную экзотику или искренне любит? Недоверие к современному искусству характерно для любого интеллигента, оно кажется обманом. Но кино захватывает, перестает быть классической хроникой, ведь созданные из трэша картины действительно хороши, они показывают характеры, движение, Муниз ухватил их силу. Люди живые, они горды, но готовы ухватиться за даваемый шанс. Женщина плачет, глядя на свой гигантский портрет. Ты разрываешься между желанием заклеймить буржуазное современное искусство и себя вместе с дешевой симпатией к рабочему классу, но все эти термины вдруг теряют смысл. Фильм заставляет как следует покопаться в себе.

Олицетворение силы, полного достоинства труда:

Больше картин из серии: 1, 2.

Одна из сильных сцен в фильме — присутствие Тиана на аукционе. Множество богатых людей предлагают все больше и больше денег за его портрет, пока не останавливаются на двадцати с лишним тысячах долларов. Тиан так шокирован, что он, молодой мужчина, начинает плакать. Отовсюду налетают объективы. И реагировать однозначно на эту картину трудно.

Важно другое — то, что все герои воспользовались данным шансом и изменили свою жизнь на чуть-чуть к лучшему. "Свалка" — конфликтный, неожиданный фильм, вызывающий и внутренние столкновения, и восхищение.

Ну а напоследок вот вам "Медуза" Муниза:

(18.09.2012)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: