Режиссер:
Стивен Куэй, Тимоти Куэй. Сценарий: Тимоти и Стивен Куэй по роману Роберта Вальзера, Оператор:Николас Ноуленд , Композитор:Лех Янковский.
В главных ролях: Марк Райлэнс, Элис Крайдж, Готтфрид Джон. В ролях: Дэниэл Смит, Джозеф Алесси, Джонатан Стоун и др.
Награды: международный кинофестиваль в Стокгольме — Бронзовая лошадь(1991) международный кинофестиваль в Локарно — спецнаграда (1995) Ситджес — лучший оператор (1995).
Я сначала думала, что братья Квай — это какие-то близнецы из Гонконга, снимающие классные боевики. Так уж это звучит, вроде Shaw brothers. На самом деле это британские близнецы Куэй, которые больше прославлены своей анимацией, где готика странно переплетается со Шванкмайером (рекомендую), и спектаклями, чем фильмами. Разница, вроде бы, небольшая, но между Квай (и умозрительными узкоглазыми чуваками в шапочках) и Куэй находится целая бездна.
"Институт Бенджамента" — история о закрытом институте, где сестра и брат по сюрреалистической методике, находящейся на границе между религией и bdsm, обучают слуг. Кафкианская интонация, бессвязная образность, но без феерии — братьям нравится останавливать объекты, менять резкость. Их институт — это и запыленные шкафы Кафки, и переходы готического замка, и театральная дурь Бунюэля. "Институт" — фильм образов, а не нарратива. По пустым коридорам ходит теряющая рассудок женщина — предельно красивая, властная, но рассыпающаяся; через щель в двери видно орнамент со спаривающимися оленями, а слуги совершают массу алогичных упражнений. Это и история про замок, и история про Синюю Бороду, и про безумие, пожалуй.
Недавно я прочитала "Ночь нежна" Фицджеральда и нашла книгу не такой мощной, как "Гэтсби", — в ней нет ошарашивающих идей или приемов, она обыкновенна, это биография, а не роман. И все, что в нем помимо личного, потому скупо и бледно. Однако чем больше проходит дней, тем сильнее я понимаю, что личный опыт Фицджеральда по общению с женой, теряющей рассудок и превращающейся в невыносимое существо, не так уж и бесполезен, как показалось сначала. Это ведь тоже история о необратимости — о том, что до и после были совершенно разные люди.
Воспитательница института — всеобщая богиня, но она начинает желать и теряет рассудок, разваливается, отрешается от мира. Из уважения к ней слуги просто не замечают сумасшествия. И смотреть это не то, чтобы интересно, но кадры порой очень красивы. Любовь разрушает герметичность, влечение не оставляет места машинальности, так что институт обречен.
Интересно еще, какие методики применяют воспитатели, чтобы сделать из людей "идеальных слуг". Несмотря на абсурдность, в них прослеживаются мистические привычки повторения одного и того же до полного экстаза, как это часто практикуется почти во всех религиях. В целом же — обыкновенный сюрреалистический артхаус.