Мои восторги в адрес фильма "Пила" Вана и Воннела, задавшем новую планку в сценарном построении триллеров и фильмов ужасов, довольно быстро сошли на "нет" с развитием франшизы. Когда стало ясно, что продолжению быть, я предположил, что каждый последующий фильм будет дороже предыдущего вдвое, и при этом соотношение прибыль/затраты будет уменьшаться, а сама франшиза будет открыта до тех пор, пока доходы не сравняются с бюджетами картин.
К своему концу эта история ещё не подошла, но, по ходу, кажется, мои прогнозы оправдываются. После первой "Пилы" с бюджетом в миллион двести тысяч, собравшей более ста миллионов долларов, последовала вторая, с бюджетом в 4 миллиона долларов, собравшая около 150, затем третья с бюджетом в 12 миллионов, собравшая около 130. Похоже, пик пройден, и дальше начнётся падение. Что ж, выход четвёртой пилы анонсирован на октябрь 2007, вот и посмотрим.
А тем временем сюжет, естественно, начал развиваться гораздо более ветвисто. Все мыслимые авторы и говно-авторы ужастиков и триллеров всех мастей горят желанием урвать свой кусок — если и не от бренда "Пила", то хоть от каких-то мимикрий, короткими названиями, стилистикой плакатов и выдержанными в том же духе рекламными роликами старающихся привлечь зрителя якобы на полюбившееся ему зрелище.
"Captivity" — именно такая мимикрия. Фильм отчаянно эксплуатирует находки всех более или менее оригинальных подростковых (и вполне взрослых) ужастиков про похищения людей и пытки, и более всего, конечно — пилы. Выглядит это тем страннее, что, в сущности, фильм не является ужастиком обозначенного жанра. Я бы сказал, что "Похищение" — это эдакий софт-триллер про любовных аферистов, в который искусственно были имплантированы совершенно чуждые ему кадры и сюжетные детали. Судите сами:
(Вот здесь, специально для Жанны Поярковой — ДАЛЕЕ СЛЕДУЮТ СПОЙЛЕРЫ)
Девочка-супер-пупер-модель (в исполнении Элишы Катберт, более известной как порнозвезда из фильма "Соседка") просыпается в каком-то подземелье, и понимает, что её украл самый настоящий маньяк, чтобы наблюдать за ней в щёлочку ванной комнаты. А может быть, мучить и убивать — заранее сказать трудно, что у этих маньяков на уме. Через какое-то время выясняется, что в спаренной комнате находится такой же точно, похищенный недавно мальчик. Далее весь фильм они пытаются сбежать, однако маньяк хитёр и изворотлив, и каждый раз, когда им кажется, что они нашли выход, оказывается, что это очередная ловушка от маньяка. Стрессовые ситуации сближают — и вот мальчик с девочкой уже ебутся напропалую, наплевав на подглядывающего в замочную скважину маньяка, и, кажется, забыв о том, что вообще-то они собирались сбежать. Это всё — то, что рассказывать можно. Вот дальше начинается спойлер, который рассказывать нельзя, ибо это есть ГЛАВНОЕ СЮЖЕТНОЕ ФИШКО ФИЛЬМА.
С утра мальчик поднимается с постели, и выходит через вход, явственно демонстрируя, что он вообще в этом доме хозяин. Далее выясняется, что он брат маньяка, рожу которого нам уже по ходу показывали (и это, кстати, единственная рожа в фильме, на которую приятно смотреть — ибо играет его бесподобный Прутт Тейлор Винс — вы наверняка этого толстого симпатягу помните, он играл трубача в "Легенде о пианисте", маньяка в "Идентификации" и т.д.). И вообще-то эти братики-маньятики подобным нехитрым бизнесом промышляют уже довольно давно. Они воруют девушку, сближают её с младшим братом, а когда тот наебётся — убивают её к хренам.
Но тут случилось ужасное: младший брат уже не хочет девушку убивать, а хочет ебаться дальше едва ли не жениться. Вдобавок в дом к братьям приходит полиция из параллельной сюжетной линии, которая расследует это дело, и зашла на огонёк, спросить, не братья ли случайно похищают в городе всех красивых бап. В общем, дальше следует месилово, из которого победительницей выйдет девушка — что весьма предсказуемо, в отличие от финальных кадров "Пилы".
При чём тут несчастный человек непонятного пола, замотанный в бинты и убитый в начале картины? Зачем эти идиотские кассеты, которые маньяк передавал девушке, никакой функции, кроме как провести параллели с "пилой", не выполняющие? Как братьям удавалось так долго прятаться, если после этого преступления полицейские их вычислили на второй день?
В общем, дай ответ — не даёт ответа.
"Превращение" — продукт какой-то русско-американской компании, и целиком снималось в Москве. Это, пожалуй, единственная примечательная деталь в этом фильме. Всё остальное — не то, чтобы не соответствующее ожиданиям, а просто... блеклое какое-то. И сильно уж косящее под то, чем не является.
Короче, два с половиной балла. И удачи Элише Катберт на поприще ужастиков (это уже вторая её роль в фильмах данного жанра после "Дома восковых фигур", где она напару с Пэрис Хилтон спасалась от целой бригады маньяков). Даст бог, следующий будет шедевром. Возможно, даже, таким, как "Пила".
(А меж тем в сети уже появилась экранная версия стартовавшего на прошлой неделе в США фильма Вана и Воннела "Мёртвая тишина" — но об этом читайте на форуме).