Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


BBC: Загадки Иеронима Босха / The Mysteries Of Hierohimus Bosch (1981)


BBC: Загадки Иеронима Босха
Средняя оценка: оценка: 3.5
1981. Великобритания. 80 минут.
Жанр: документальный.

Режиссер:
Сценарий: ,
Оператор: ,
Композитор:.



Версия для печати

Мор: Рецензия на фильм "BBC: Загадки Иеронима Босха"

BBC: Загадки Иеронима Босха оценка: 3.5

Исследователь Николас Баум, словно детектив, пытается разобраться в загадочной живописи Босха, для чего посещает его родной городок Хертогенбос, плавает по каналам, ходит по почти не изменившейся с тех пор рыночной площади и изучает устав христианского братства, чьим членом являлся ван Акен (Босх). Учитывая, что завораживающая и устрашающая живопись Босха сопротивляется современным трактовкам, а ни дневников, ни заметок, ни других документальных свидетельств о замыслах работ Босх не оставил, людям остается только гадать, что же художник имел в виду. Существует гипотеза об алхимических символах, о еретическом происхождении нарисованного, о том, что Босх был сюрреалистом 15 века. На мой взгляд, все эти гипотезы не выдерживают критики. Не согласен с ними и Баум — он подчеркивает, что самые странные работы Босха создавались для церкви, кроме того он был благочестивым членом братства, обладающего дополнительно своим суровым уставом.

Мне казалось, что живопись Босха полна аллегориями, о которых писал Хейзинга. Мы их просто не считываем из-за разницы мировоззрений и отсутствия знаний о средневековье, потому и воспринимаем картины как сюрреалистические образы. На деле художники того времени были донельзя буквальны. Вот что писал о символизме и аллегориях Хейзинга в "Осени средневековья":

"Таким же образом башмаки становятся заботливостью и прилежанием, чулки — терпением, подвязки — решительностью, сорочка — беспорочностью, корсаж — целомудрием. Бесспорно, однако, что даже в своем наиболее пошлом выражении символика и аллегория обладали для средневекового восприятия более живой эмоциональной окраской, чем мы это себе представляем. Символическое уподобление и образные персонажи были настолько в ходу, что чуть ли не каждая мысль сама по себе могла стать "персонажем", обрести сценическое воплощение. Любая идея видится как некое существо, каждое свойство — как нечто самостоятельное; и в качестве таковых — в глазах людей, наделенных воображением, — они тотчас же персонифицируются. (...)

Здесь вновь вспоминаются аллегорические персонажи из Романа о розе. Мы не можем без усилий представить себе что-то определенное, читая о Bel-Accueil, Doulce-Mercy, Humble-Requeste [Радушном Приеме, Милосердии, Смиренной Просьбе]. Для современников же они были облеченной в живую форму, расцвеченной страстями действительностью, преспокойно ставившей их в один ряд с такими отвлеченными понятиями, воплотившимися в образы римских божеств, как Pavor и Pallor, Concordia [Трепет и Страх, Согласие] и т.д. "


Баум, как ни странно, придерживается той же самой версии. Подчиняясь принципу бритвы Оккама, он отрицает слишком витиеватые трактовки и к концу фильма находит большинство из нарисованного... в Библии. Практически один в один. Скажем, вот этот фрагмент картины об искушении Св.Антония слово в слово передает пассаж из Библии:



Следить за изысканиями Баума весьма интересно — дотошный старик залезает в архивы и читает Писание, уверенный в том, что разгадка проста. Не все образы ему удается истрактовать, но поверить в его теорию очень легко — она лишена романтизации и излишнего черного флера. Впрочем, отрицать буйную фантазию Босха и списывать все на библейские тексты было бы неправильно.

Вот этот фрагмент по мнению Баума — порицание полифонической музыки в церкви как сатанинского занятия, о чем было написано в уставе братства:



В общем, нормальное документальное кино. Смотрится как детектив, но без погонь, перестрелок и роковых женщин.

Ну а это вдогонку от нашего читателя, чтобы не казаться слишком серьезными:


SUFFER, BITCH.
Думаю, Босх бы этого совершенно не одобрил.

(25.11.2012)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: