Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Управляющий Сансё / Sanshô dayû (1954)


Управляющий Сансё
Средняя оценка: оценка: 4
1954. Япония. 124 минуты.
Жанр: драма / исторический.

Режиссер: Кэндзи Мидзогути.
Сценарий: Яхиро Фудзи, Ёсиката Ёда (по рассказу Огаи Мори),
Оператор: Кадзуо Миягава,
Композиторы: Фумио Хаясака, Тамэкити Мотидзуки, Канахити Одера.

В главных ролях: Кинуё Танака, Ёшиаки Ханаяги.
В ролях: Кёко Кагава, Эйтаро Синдо, Акитакэ Коно.

Награды:
МКФ в Венеции — "Серебряный лев"..

Версия для печати

Владимир Гордеев: Простота хуже воровства, или Всё гениальное — просто?

Управляющий Сансё оценка: 4

Наравне со "Сказками туманной луны после дождя" "Управляющий Сансё" является самым знаменитым фильмом Кендзи Мидзогути, — мощный пиар этой картине устроил французский журнал "Кайю дю синема", назвав его в 1960 году (только тогда лента добралась до западного мира) лучшей картиной года. Причем "Управляющий Сансё" опередил и "Приключение" Антониони, и "Дыру" Беккера, и "Психо" Хичкока, а также ряд знаковых фильмов французской новой волны — "На последнем дыхании" Годара, "Стреляй в пианиста" Трюффо и "Милашек" Шаброля. Говорят, что Запад возлюбил Мидзогути гораздо крепче соотечественников, считавших его "устаревшим", впрочем, таких примеров в истории кино немало...

Лично мне фильм "Сказки туманной луны" нравится гораздо больше — хотя бы потому, что он волшебней, он густо пропитан мистикой. "Управляющий Сансё" мистики лишен, но тоже относится к жанру "дзидай-геки", действие его происходит в начале минувшего тысячелетия, "когда люди не были знакомы с милосердием" и беспощадно гнобили друг друга. В центре повествования двое детей одного из императорских наместников. Наместник позволял себе слишком многое — любил и уважал крестьян, — поэтому его отправили... ну, допустим, в Сибирь. Жена с детьми и служанкой отправились следом, причем своим ходом. Путешествие было недолгим. Поверив в доброту (и милосердие) священнослужительницы, семья оказывается в плену разбойников. Мать отправлена на какой-то остров в бордель, дети проданы в рабство управляющему соседней провинции Сансё. У этого властного, упоротого старика всё четко: каждый вкалывает до седьмого пота, а за попытку бегства следует суровое наказание. Перед отъездом в ссылку наместник завещал сыну быть добрым и милосердным. Дзусио зарубил слова на носу. Оказавшись в рабстве, он поделился его мудростью с сыном Сансё, молодым Таро. Растрогавшись, Таро пообещал им помочь с побегом, но не сейчас, пока еще они слишком слабы. Пройдет десять лет. 23-летний Дзусио, воспитанный в суровых условиях, озверел как джеклондовский Белый клык. Удастся ли ему сбежать? Но, что еще более важно, удастся ли ему выполнить завет отца, найти внутри себя угасшую доброту и принести ее людям? Впереди будет немало драм и трагедий.

Бывший дизайнер Мидзогути снял каллиграфичный фильм с очень четкой, ясной картинкой, которая идеально обрисовывает простой, достаточно неторопливо развивающийся сюжет с обескураживающе прямолинейной, поданной без экивоков моралью.

Кроме того, фильм отличается натурализмом, что сближает его с вышедшими в том же году "Семью самураями" Куросавы: люди ползают в грязи, истерят, их клеймят горящим железом и т. д. В фильме есть супер-кадр: Дзусио, чудом добившийся высокого положения в жизни, смотрит из своего "особнячка" вдаль, — там, далеко внизу, среди леса полыхает поместье, где некогда правил жесткой рукой управляющий Сансё (неожиданно этот кадр до безумия напомнил мне одну из сцен в "Морфии" Балабанова).

В начале отзыва я упомянул о том, что фильм был назван журналом "Кайю дю синема" лучшим. Просто поразительно, что эта простая, хотя и поэтичная кинолента обогнала фильмы режиссеров новой волны, новаторский фильм Антониони, — ведь именно "Кайю" ратовал за усложнение киноязыка, а тут внезапно дал задний ход, сняв шляпу перед "Управляющим Сансё". Тут наблюдается загадочная двойственность слова "просто", которое поворачивается то одним боком, то другим. Сегодня "простота — хуже воровства", а завтра, внезапно, "всё гениальное — просто"...

(04.12.2012)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: