Никогда не смотрите фильмы Антониони с бодуна! Тоска, льющаяся с экрана, захлестывает и окончательно обездвиживает, превращает тебя в "плывущие водоросли". Когда смотришь "Подруг" с бодуна, особенно точной кажется фраза Ингмара Бергмана: "Антониони был на пути, но задохнулся от собственной тоскливости". На пути — куда? На пути к идеальному фильму-сновидению, куда шёл самый уважаемый Бергманом режиссер — Андрей Тарковский. Фильм "Подруги" не проводит параллель между жизнью и сном, он иллюстрирует жалкую, обреченную на провал попытку Розетты, героини фильма, отыскать выход из своей тоскливой жизни, которая — не сон, а имитация сна, муторного и тоскливого.
Таким выходом может стать смерть.
Другой женский персонаж фильма, Клелия, приехавшая в Турин из Рима, обнаруживает в гостинице, в комнате по соседству, неподвижное женское тело. Это Розетта, обожравшаяся таблеток. Клелия вызывает врача, девушку откачивают, а Клелия тем временем знакомится с подругой Розетты Моминой и, заинтересовавшись причинами, по которым Розетта пыталась покончить с собой, знакомится с общими друзьями и подругами Розетты и Момины... Девушки предпринимают небольшое расследование, а фильм все больше начинает напоминать будущий шедевр Антониони "Приключение" — приключенческий фильм, выворачивающий жанр наизнанку, потому что в настоящей жизни среднего класса приключений нет и быть не может. Так и картина "Подруги", обладающая задатками психологического детектива, открещивается от какой бы то ни было жанровости. Причин для самоубийства не находится. Известно лишь, что Розетта несколько раз в ту роковую ночь звонила Лоренцо, женатому художнику из их круга. Может быть, в трагедии замешана "несчастная любовь"? Но Лоренцо в недоумении разводит руками...
Но вот Розетта окончательно воскресла, вернулась в компанию. Дни идут своим чередом, только теперь еще в этой компании тусуется Клелия.
Далее сюжет делает любопытный поворот. Лоренцо начинает крутить с Розеттой роман. Зачем? Почему? Их ничего не связывает. Да и любви как таковой нет. Вы, конечно, без труда дадите ответ на этот вопрос. Розетта всё еще не сдаётся. Она все еще пытается обрести смысл жизни. Ее поиски, ее отрешенность интригуют Лоренцо. Розетта — как тень, вернувшаяся на Землю из Аида. Интуитивно Клелия понимает Розетту и пытается ей помочь: она берет ее, не привыкшую ни жить, ни работать, в свое агенство моды. Но для Розетты важнее любовь Лоренцо. К тому же их роман может оправдать в глазах "друзей" нелепую, необъяснимую попытку самоубийства...
Фильм насквозь пронизан унынием и тоской. Антониони достигает этой феноменальной унылости простыми и грубыми методами. Например, компания садится в автомобили и отправляется отдыхать к морю. Отдыхают они так: печально ходят по холодному осеннему пляжу, вздымая ботинками тучи песка, обмениваются несущественными репликами. Изредка разбиваются на парочки и лениво падают в кустах ковыля, мужчины медленно осыпают партнерш холодными змеиными поцелуями. Спрашивается, а где шашлык-машлык, где вино, где водка, где громкие тосты и смех, где транзисторное радио с Юрией Антоновым в эфире, горы мусора, пляски голыми под луной на капоте автомобиля? Что это за отдых, черт возьми! Будьте вы прокляты, люди, не умеющие отдыхать, лучше вам действительно умереть и перестать отравлять своим присутствием этот замечательный мир! lol