Средняя оценка:
1955. США. 115 минут.
Жанр:
драма.
Режиссер:
Элиа Казан. Сценарий: Пол Осборн (по роману Джона Стейнбека), Оператор: Тед Д. МакКорд, Композитор: Леонард Розенман.
В главных ролях: Джули Харрис, Джеймс Дин, Рэймонд Мэсси. В ролях: Берл Айвз, Ричард Давалос, Джо Ван Флит.
Награды: "Оскар" — лучшая актриса второго плана (Джо Ван Флит). "Золотой глобус" — лучшая драма. МКФ в Каннах — лучшая драма. Blue Ribbon Awards — лучший иностранный фильм. Bodil Awards — лучший американский фильм. Cinema Writers Circle Awards, Spain — лучший иностранный режиссер. Jussi Awards — лучший иностранный актер (Дж.Дин). Kinema Junpo Awards — лучший иностранный фильм. National Board of Review, USA — Top Ten Films..
Интересные факты о фильме:
Элиа Казан хотел видеть в главных ролях Марлона Брандо и Монтгомери Клифта, но неожиданно для себя понял, что они слишком стары...
Увидев Дина на съемочной площадке Стейнбек воскликнул: "Господи боже, вот настоящий Кэл!"
Джек Уорнер был против кандидатуры Джули Харрис, поскольку она на десять лет старше своей героини.Версия для печати
В 1954-м Элиа Казан снял великолепную драму про работяг "В порту" с Марлоном Брандо в главной роли, а в 1955 снял фильм по Стейнбеку "К востоку от рая" с еще одной суперзвездой в главной роли – Джеймсом Дином.
Действие картины происходит в 1917 году, и фильм сразу начинается с нервной, напряженной сцены. Какой-то юнец (Джеймс Дин) преследует немолодую благообразную женщину. Он преследует ее на пути в банк, он преследует ее на обратном пути домой. Видно сразу, что это не гопник, не хулиган, не бандит, а паренек из приличной семьи. Когда женщина даёт приказ смотрителю своей захолустной усадьбы прогнать пацана, тот чувствует себя неловко, потому что перед ним все-таки не бродяга, – сразу ведь видно, что это не бродяга…
Фильма Казана – семейная драма. Герой Джеймса Дина, Калеб (по-простому – Кэл), тяготится своей "ущербностью". Он ясно сознаёт, что его брат Арон "гораздо лучше", нежели он. Брат его – правильный, хороший юноша. Он правильно мыслит, совершает правильные поступки, да и отец больше любит Арона. Так кажется Кэлу. Но отец, стремящийся к истине, постоянно даёт понять, что просто не понимает Кэла. То есть, дело тут не в том, что он одного сына любит больше, чем другого. Просто в глазах Кэла взаимное непонимание равно нелюбви.
Сюжет, развивающийся в довольно классическом духе, неожиданно выруливает к тому, что подростковые домыслы Кэла оказываются правдой: он действительно не такой, как Арон. Арон пошел в отца. А Кэл пошел в мать, которая оказалась стервой: как только родились дети, она бросила и детей, и благонравного мужа, и свалила с ненавистного ранчо, чтобы зажить своей жизнью.
Именно к ней приходит Кэл, чтобы занять денег на собственное "предприятие" и поправить финансовые дела отца. Вглядевшись в Кэла, послушав его, мать-отступница видит в нём себя.
Она и есть та самая женщина, которую Кэл преследовал в начале фильма. Однако ж, каков будет финал? На самом ли деле Кэл плохой?
Как известно, Стейнбек пришел в восхищение, увидев Дина на съемочной площадке. Думаю, что со временем его восторги должны были поутихнуть, потому что Дин одинаков на протяжении всей картины. Причем это можно сказать не в упрек Дину, а в упрек Казану, невообразимо растянувшему действие.
В минус фильму и эта идиотская overture, длящаяся добрых пять минут (нелепая традиция первобытных голливудских блокбастеров).