Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Барбара / Barbara (2012)


Барбара
Средняя оценка: оценка: 4
2012. Германия. 105 минут.
Жанр: драма.

Режиссер: Кристиан Петцольд.
Сценарий: Кристиан Петцольд, Харун Фароки,
Оператор: Ганс Фромм,
Композитор:Стефан Уилл.

В главных ролях: Нина Хосс, Рональд Церфельд.
В ролях: Райнер Бок, Кристина Хеке, Клаудиа Гейслер, Питер Уайсс, Каролин Хаупт и др.

Награды:
Берлинский кинофестиваль — Серебряный медведь за лучшую режиссерскую работу (2012).

Версия для печати

Мор: Рецензия на фильм "Барбара"

Барбара оценка: 4

"Барбара" представляет собой редкий пример авторского кино с условным хэппи-эндом. Суровая женщина-врач во времена Штази и поголовной слежки за неугодными оказывается сослана из Берлина в больницу где-то в глубинке. Полиция постоянно появляется и там, выворачивая вещи и устраивая полный досмотр, от которого у женщины дрожат пальцы. Личную жизнь тоже отняли, потому что любовник — в Берлине, она должна сбегать и встречаться с ним в отелях или в лесу. Ее не удается сломить — Барбара очень сильна, она задумала побег из страны и откладывает деньги, пряча их в трубе. Однако работа и знакомство с местным врачом, который пытается проникнуть за защиту, выстроенную Барбарой, меняют планы.

Нина Хосс, играющая Барбару, нечеловечески хороша. Героиня приходит в больницу, но держится в стороне, собранная и холодная. Она не может ни с кем сблизиться, потому что все здесь — потенциальные доносчики, но человеческие чувства берут верх. Я даже не думаю, что "Барбара" — фильм о битве с бесчеловечными надсмотрщиками, хотя эта часть в фильме демонстрируется прекрасно — Барбара живет раздетой, у нее не остается ничего своего кроме личности. Но в конечном счете, обретая пациентов и друга, она решает отдать свой шанс кому-то другому.



Я помню совет, который кто-то озвучивал: "Если тебе дерьмово, найди того, кому еще хуже, и помогай ему". Думаю, это работает. Но в "Барбаре" звучит момент, который вряд ли сразу очевиден. Сидя в отеле и чувствуя себя слегка неловко в этом "месте для встреч", где за стеной устраивают быстрый секс, Барбара слышит слова о том, что любовник, достающий сигареты из-за Стены, всем ее обеспечит. Что в Дании ей не придется ничего не делать. Интересно, что мы даже не видим как следует лица этого человека, на нем нет фиксации камеры, оно проплывает фоном, тогда как майор, третирующий Барбару, гораздо более реален.



В этот момент мне сразу же вспомнился фильм "Середина мира" Тэннера. Он рассказывает историю любви уехавшей из своей страны официантки и местного новоявленного политика, кандидата от Рабочей партии. Девушка покинула страну из-за психологической травмы, она сменила обстановку, стала кем-то совершенно другим, работая в дешевом кафе. Мужчина же, влюбившись, начал строить планы. "Почему ты живешь в этой дрянной квартирке?" — возмущается он. "Мне все равно", — жмет плечами официантка. "Я куплю тебе квартиру, тебе не придется работать", — говорит мужчина. Конечно же, вскоре кажущаяся безразличной женщина растворяется вдалеке.

Я запомнила "Середину" Тэннера как фильм про ровные деревья:


Некоторые зрители трактовали поведение официантки, словно непостижимость женщины. На деле же здесь все постижимо — любовь длится до тех пор, пока не начинается захват. Жизнь в четырех стенах от визита до визита любовника, представляющаяся мужчине верхом желаний женщины, — это клетка. Кривая секса и интереса перестает расти, начинается стагнация, безнадежность, обреченность. Героиня "Середины мира" снова меняет перспективу, ведь все здесь для нее нереально. Желание избавиться от стагнации и обреченности, в общем-то, появляется и у Барбары, хотя у нее другие мотивы. Жизнь в ГДР под надзором — полное дерьмо, но здесь она нужна, у нее есть миссия, есть кто-то, с кем можно делать одно дело. В этом смысле "Барбара" — фильм о работе, о каком-то странном долге и приходящем с ним удовлетворении сделать кому-то лучше, об отстраненности от проблем, которая приходит с погружением в работу. С точки зрения логики Барбара совершает огромную ошибку, поддаваясь чувствам, совершая прекраснодушный поступок, и чем все завершится, мы не знаем. Но как здорово же.

(26.01.2013)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: