Режиссер:
Ричард Доннер. Сценарий: Марио Пьюзо, Роберт Бентон, Дэвид и Лесли Ньюман, Оператор: Джефри Ансуорт, Композитор: Джон Уильямс.
В главных ролях: Джин Хэкман, Кристофер Рив, Марго Киддер. В ролях: Марлон Брандо, Теренс Стамп, Нед Битти, Джекки Купер, Валери Перрен, Сюзанна Йорк.
Награды: "Оскар" — лучшие спецэффекты. BAFTA — самый многообещающий новичок (К.Рив). Академия НФ, фэнтези и хоррора — лучший НФ-фильм, лучший художник, актриса (М.Киддер), спецэффекты. Грэмми — лучший саундтрек. Хьюго — лучший фильм. Golden Screen, Germany.
Интересные факты о фильме:
Фильм мог снять Стивен Спилберг, но продюсеры не договорились с ним о гонораре.
Кандидатами на роль Супермена были: Пол Ньюман, Роберт Редфорд, Арнольд Шварценнегер, Сильвестр Сталлоне, Чарльз Бронсон, Патрик Уэйн, Уоррен Битти, Берт Рейнольдс, Клинт Иствуд. А на роль Луис Лейн претендовали Энн Арчер, Лесли Энн Уоррен, Дебора Раффин, Сюзан Блейкли и Стокард Ченнинг.
Стоимость начальных титров, длящихся семь минут (рекорд!), превзошла бюджеты иных полнометражных фильмов.
Первым композитором, работавшим над фильмом, был Джерри Голдсмит.
В работе над картиной было задействовано 18 кинооператоров.Версия для печати
Супермен, как показал недавний опрос, является самым главным, самым популярным героем американских комиксов. Супермену уже 75 лет. Фильм Ричарда Доннера вышел в юбилейном для Супермена 1978 году, когда герою, а точнее говоря, первому комиксу, посвященному приключениям и свершениям Супермена, исполнилось 40 лет. И, похоже, что именно доннеровский "Супермен" положил начало современным фильмам-комиксам с их неебическими бюджетами, суперзвездами на второстепенных ролях, громкими спецэффектами и агрессивной рекламой. Достаточно упомянуть тот факт, что только начальные титры "Супермена" обошлись в сумму, сопоставимую с бюджетом среднего фильма того времени, а Марлон Брандо, который появляется в начале фильма и проводит на экране не более 10 минут, получил гонорар в размере 3,7 миллиона долларов, да еще выцыганил роялти в размере 11% от кинотеатральных сборов (что составило в итоге безумную многомиллионную сумму). Общий же бюджет ленты — 55 миллионов долларов (для сравнения — "Звездные войны" обошлись в 11 миллионов). Но "Супермен" и собрал приличную кассу — 300 миллионов, заняв таким образом 6-е место в списке самых кассовых лент 70-х годов. Он уступил только "Звездным войнам", "Экзорцисту", "Грейс" и двум фильмам Стивена Спилберга — "Челюстям" и "Близким контактам III степени". Кстати говоря, Спилберг вполне мог стать режиссером "Супермена", однако продюсеры решили посмотреть, как пройдут в прокате "Челюсти" (постановка "Супермена" планировалась, начиная с 1973 года). В итоге "Челюсти" стал международным хитом (2-е место кинопроката 70-х годов), а Спилберг увлекся постановкой "более реалистического" фильма про космических пришельцев.
Сценарий к "Супермену" должна была писать Ли Брекетт, но в итоге эту задачу поручили другому знаменитому писателю-фантасту Альфреду Бестеру. Однако вскоре продюсеры сочли, что Бестер "не очень популярен", и ангажировали за 600 000 долларов Марио Пьюзо. Денег, похоже, никто не считал. В конечном итоге, над сценарием, помимо Пьюзо, работали такие видные киносценаристы как Дэвид Ньюмен и Роберт Бентон, авторы сценария хита 60-х "Бонни и Клайд".
Несмотря на то, вполне могла получиться гремящая глянцевая пустышка, "много шуму из ничего", как это случилось, например, в середине 90-х с "Бэтмэном навсегда", фильм у Доннера вышел на удивление четким. Даже сейчас, пересматривая "Супермена", я поймал себя на мысли, что фильм неожиданно доставляет. Лишь одно маленькое отличие, — по сравнению с впечатлениями, полученными в 1992 году, когда фильм показывался по центральному телевидению в рамках программы "Неделя фильмов "Уорнер бразерз"... Тогда антураж кинокартины казался современным, — для российского зрителя, неизбалованного Голливудом, Америка 70-х и Америка начала 90-х выглядела примерно одинаково. Нынче же в фильме отчетливо видны именно 70-е. Это и блестящий актер Джин Хэкман, коп из первого реалистичного "полицейского фильма" "Французский связной", который эффектно сыграл в "Супермене" "доктора зло" и внес существенный вклад в правдоподобность ленты. Это и немного смешной по нынешним меркам спецэффект из начала фильма, когда заговорщиков из элиты планеты Криптом укатывают в некую плоскость, и она улетает в космические пространства, — ну чисто кадр из первых в истории MTV музыкальных видеоклипов, например, группы "Queen". Да много там... всего такого. Наконец, сам Супермен в исполнении Кристофера Рива является словно бы Иисусом Христом (суперзвездой), прибывшим на Землю для вспоможения людям... Фильм поневоле становится проводником палеоуфологических теорий Эриха фон Дэникена, гремевших в 70-х, о том, что "боги были астронавтами". А еще огромный плюс фильма в том, что он сделан с юмором, в нем нет той давящей, холодной мертвенности, которой отличаются подавляющее большинство современных блокбастеров, сделанных по комиксам...