Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Я тоже хочу (2012)


Я тоже хочу
Средняя оценка: оценка: 3.5
2012. Россия. 89 минут.
Жанр: драма / комедия / мистика.

Режиссер: Алексей Октябринович Балабанов.
Сценарий: Алексей Балабанов,
Оператор: Александр Симонов,
Композитор: Леонид Фёдоров,
Продюсер: Сергей Сельянов.

В главных ролях: Александр Мосин, Олег Гаркуша, Юрий Матвеев.
В ролях: Алиса Шитикова, Алексей Балабанов, Петр Балабанов, Виктор Горбунов, Авдотья Смирнова, Сергей Шолохов.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Сталкер лайт. Сталкер нью.

оценка: 4.5

Алексей Балабанов снял великолепный фильм. Как мне кажется, лучший со времен первого "Брата". Его "Я тоже хочу" – очень легкая, одновременно и печальная, и юморная, и "по-брессоновски" минималистичная картина. Конечно, напоминает "Сталкера", вот только без сталкера, и без Тарковского. Это чистой, прозрачной воды Балабанов.

Трое (точнее, пятеро) едут в мистическое место – что-то вроде "Зоны" Андрея Тарковского, куда, в случае Балабанова, "Патриарх велел пускать всех", — об этом сообщают путешественникам менты возле вполне официального полосатого шлагбаума.

Везет "путешественников в иной мир" тривиальный бандит, аватар не только классического балабановского кино, но и всего нового российского времени. А бандиту об этом месте сообщил один православный священник, батюшка (братюшка) – еще один аватар нашего времени, – этот батюшка, как боддхисатва, пренебрег Эдемом, дабы указать путь в рай простым, несчастным, заблудившимся на этой вашей Земле людям. Между этими двумя символами эпохи — батюшкой и братком — несомненно имеется духовная связь, они объединены немножко гнилостным духом нового российского времени.

Никак не отвязаться от сопоставлений со "Сталкером" именно потому, что оба фильма повествуют об одном и том же человеческом стремлении: внести абсолютную ясность в свою жизнь. Место, куда стремятся герои, исполняет желания. В "Сталкере" персонажи надеются, что сбудутся их заветные желания (или, как минимум, они получат точные ответы на свои главные вопросы, после чего их жизнь обретет смысл). В фильме "Я тоже хочу" герои никаких вопросов задавать не намереваются. Они живут в конкретном мире, поэтому волшебная колокольня сразу отправит их на небо, где нет места сомнениям и страданиям. В этом месте они сразу обретут счастье.

Снимая фильм "Тарковский", Сталкер был предельно аккуратен: его герой – блаженный, почти юродивый человек, ведет гостей Зоны с величайшей осторожностью. Он боится, что они попадут в ловушку и погибнут. Конечно, у фильма было множество недоброжелателей. Поэтому христианская символика, которой пронизан фильм, тщательно завуалирована под "сай-фай", да и литературным первоисточником была избрана самая что ни на есть научно-фантастическая повесть братьев Стругацких.

Подобной проблемы перед Балабановым не стояло. Режиссер был свободен в любых начинаниях. Он мог свободно использовать христианскую символику, который официально насыщен нынешний мир.

Результатом этой свободы становится несвобода личная. Главный герой фильма, бандит, которого не приняла колокольня за "людоедство", находит у подножия колокольни Балабанова, сыгравшего в фильме самого себя. Балабанов быстро, жалобно сообщает, что его тоже "не взяли", хотя "он тоже хотел", и что он – кинорежиссер, член Европейской киноакадемии. Он говорит бандиту, давай свожу тебя в церковь по соседству с колокольней, может, там тебя возьмут. Но бандита не принимают и там. Через минуту Балабанов отбрасывает коньки. А потом и бандит, случайно наступив на колено покойника Балабанова (да и что церемониться с мертвецом?), превращается в жмура.

И это отличная шутка! Из фильма Балабанова "Груз 200" большинство российских зрителей сделало диавольский жупел. В новом своем фильме Балабанов смешно обыграл свою собственную роль — роль "сотоны". Он разделил судьбу главного героя со своей судьбой.

Колокольня принимает практически всех. Она не принимает только явных людоедов. Главный герой фильма "Я тоже хочу" — киллер, отправивший на тот свет массу людей, о чем он походя, во время поездки, буднично сообщает своим попутчикам, своим друзьям.

Но ведь именно Балабанов создал этого героя!

А сколько человек Балабанов "убил" в предыдущих фильмах? Можно сбиться со счета. Так что Балабанов — настоящий "людоед". Поэтому его не приняла Колокольня Счастья. Для мистической Колокольни Счастья "слово изреченное" так же важно, как и действие.

Балабанов постоянно ходит по краю. Ирония и в то же время серьезность, осознание правды сплетены в его фильмах в плотный, тесный клубок, пропитанный вязкой смолой.

А самое главное отличие от фильма "Сталкер", пожалуй, заключается в том, что Балабанов не берет на себя смелость быть пастырем. В том числе и поэтому в его фильме нет Сталкера.

Да и кто возьмет на себя смелость быть пастырем?

Хммм, обратимся к хорошо всем известным публичным фигурам...

P.S. Балабанов снял очередной китч. Но на этот раз китч получился неожиданно трогательным. Один из героев фильма, обозначенный в аннотации к кинокартине на сайте CTB как Матвей, отвечает своему другу, бандиту, на реплику "Надо теплых вещей с собой взять":

- Я еще с собой батю возьму.

Они приезжают в какой-то питерский дом, поднимаются на лифте, "Матвей" идет по бесконечному коридору за батей, выводит его. Древний старичок стоит, как такой истуканчик. И нежно, блаженно произносит, глядя на сына-амбала:

- Юра…

(так зовут актера, сыгравшего роль сына-амбала).

P.S.S. Да, и еще о том общем, что есть между "Сталкером" и "Я тоже хочу". Самым впечатляющим эпизодом (для меня) в "Сталкере" был переход из мира "жженного сахара", депрессивной реальности в сказочный, необыкновенный, хотя и чрезвычайно опасный мир Зоны. Этот переход в фильме Тарковского был сделан необыкновенно круто! В фильме Балабанова это тоже сделано классно. Герои попадают из лета в зиму. Здесь тоже никаких спецэффектов. И тоже сделано классно!

P.S.S. Но в фильме есть единственный минус. Музыка. За последние десять лет я не слыхал ни одного саундтрека (в российских фильмах), который захотелось бы скачать и им наслаждаться. Балабанов же, – такое ощущение, что в силу какого-то особого своего принципа фиксировать "реальность как она есть", а потом доводить ее до абсурда, – доводит и этот момент до гротеска, который запоминается на года. Что в "Кочегаре", что здесь закадровая музыка неимоверно заёбывает. В "Кочегаре" – Дидюля, заглушающий все естественные звуки и реплики, здесь – "Аукцыон", раздражающий своим занудством и повелевающий снизить оценку кинокартине на целых пол-балла. Понимаю, что Балабанову это похуй. А мне, зрителю, – обидно.

(22.01.2013)

Версия для печати


А. Ботев (и Сладкая N): Балабанов такой Балабанов

оценка: 3.5

0. Законченного мнения об этом фильме у меня не сложилось, а отзыв писать надо, честь обязывает. Поэтому — 5 мыслей, появившихся у нас со Сладкой N. во время просмотра, тезисно.

1. Балабанов, кажется, единственный из российских режиссеров, который знает, что такое саундтрек.

2. В фильме у всех героев собственные имена, прозвища, детали биографии. Этот факт как бы подкрепляет первоначальное впечатление о фильме как о документальном по сути, и много говорит нам о фобиях и чаяниях Балабанова как человека. Самое сильное впечатление от фильма — как сильно озабочен режиссер судьбой своего сына, как он его любит и т.д. Это единственный человек, который обрел счастье, даже не доходя до финальной колокольни, как гвоздь, прибивающей землю к небу (Алекс З. не обидится на меня за то, что я использовал его сравнение, которое здесь уместно).

3. Все герои, едва услышав, что существует тема найти счастье, тут же говорят: я тоже хочу, — и бросают все, и начинают его искать. Это можно трактовать на нескольких уровнях. Например, на примитивном уровне — всех так заебала жизнь в сраной Рашке, что они готовы свалить куда угодно, презрев возможность того, что там может оказаться Сомали или Колумбия. Переход границы маркирован изменением температуры — из жары в холод. То есть, понятно, здесь имеет место инверсия — холод означает жаркие страны, потому что не может же жара символизировать Россию-матушку, где вы видели в России жару? Это вообще метафизический переход из Нигерии северной в Нигерию южную, обычную, а вознесение через колокольню — это выход за парадигму Нигерий, в третьей измерение, возвращаясь из аллегорий к риаллайф — ну че, смерть, че. Иного не дано. Ну и на примитивном уровне жизнь в России есть страдание, но и настоящая, южная Нигерия ничем не лучше северной. На более высоком уровне жизнь вообще есть страдание, и выхода нет, вернее, он есть, но только вверх (или вниз), т.е. в смерти — и куда ты попадешь в итоге, зависит не от тебя, а от некоего алгоритма, условно называемого Страшным Судом. Таким образом, стремление всех и каждого к Щастью есть не что иное, как их стремление к смерти (в буддистском духе), и фильм следует признать опасным примерно как секту "Аум Сенрикё", тут налицо пропаганда самоубийства, этот фильм вообще-то противоречит современному российскому законодательству. Пропаганда самоубийства тут тоже минимум на двух уровнях: примитивном — потому что только поехать в эту зону является самоубийством (оттуда не возвращаются) и аллегорическом (даже обретение предлагаемого счастья, как видим, всего лишь аллегория смерти).

4. Я не понимаю, почему все сразу верят, будто есть такое место, где дают счастье. Риск ладно, он понятен. Но почему все верят? Ну, хорошо, давайте рассматривать что-то материальное, какие-то факты, которым можно было бы поверить, а не бездоказательные утверждения. Я вижу кандидатом только материальный эквивалент счастья, т.е. деньги. То есть: если аллегорически, то это история про какое-то место, неисчерпаемый источник денег (или того, что можно конвертировать в деньги), добыча которых при этом связана со смертельным риском. Таких мест можно придумать миллион (остров сокровищ, золотая лихорадка и пр.) И? В чем смысл-то? Думаю, это явная слабость сценария.

5. Несмотря на слабость сценария и тот факт, что фильм снят плохо, кадров красивых нет (таких, как в ранних фильмах Балабанова), актеры говорят ненатурально — все равно тут, по крайней мере, хотя бы есть о чем говорить. Ну, и вообще — хороший фильм. Смотреть его интересно, идея хорошая, снято сразу видно, что наспех, в ажиотаже по поводу конца света 2012-го г., а так-то Балабанов явно мог снять лучше, через несколько дней о фильме думаешь в целом не хуже, чем после просмотра. Если в общем — не понимаю, почему его считают этапным. Балабанов такой Балабанов.

(29.01.2013)

Версия для печати


Мор: Рецензия на фильм "Я тоже хочу"

Я тоже хочу оценка: 2.5

На первый взгляд, фильм Балабанова очень плох — это квинтэссенция русского артхауса. Тридцать минут фильма занимает сет-ап, в котором киллер, Олег Гаркуша и алкаш собираются вместе. Тридцать минут на попойки, баню и проходы по Питеру — это очень долго. После герои долго едут, подсаживая проститутку с филфака по пути. Разговоры происходят пунктирно: едут в молчании, пока один из героев не исторгает из себя короткую бытовую байку в духе "а я всегда пил. влюбился в актрису, она сказала не пить. два месяца держался, потом опять запил. люблю изменять сознание", на которую не следует никакой реакции. Чужаки вместе едут к колокольне, забирающей людей прямиком на небо. Доехав до границы, где лето обращается в зиму, они не едут, а уже идут. Обманутая проститутка, которой сказали, что женщин пускают лишь голыми, отчаянно бежит по снегу, потому что ей тоже хочется счастья. В конце колокольня забирает всех кроме киллера и возникшего ниоткуда Балабанова, толкающего единственную (и оттого сразу пошлую) речь. Балабанов умирает, киллер тоже. Их стылые тела валяются вместе с другими у колокольни. Все. Однако в руках Балабанова нарочитый примитивизм, умело озвученный "Аукционом", в конечном итоге вызывает целый шквал мыслей.

1. Одинокое мужество бытия и его отсутствие.

Тот, кто страшится волн и огня
И ветров, гудящих вдоль звездных дорог,
Будет волей ветра, волн и огня
Стерт без следа, ибо он чужой
Одинокому мужеству бытия.

Покорность, с которой люди идут к полуразвалившейся колокольне, их готовность отдавать себя в жертву ради очередного выдуманного места, который берет людей на небо заживо, словно праведников, отталкивает. Дело не только в том, что нет и речи о Боге, речь только о месте, как будто оно обладает волей. Нет в этом поступке величия, только что-то маленькое и надсадное. Все балабановские герои из этого фильма окончательно далеки от "одинокого мужества бытия", что подчеркивается истерикой "я тоже хочу". Колокольня не место перехода дальше, это скорее концепция избавления от тягот эволюции, выход из игры.

Идея сталкеровского места, выполняющего желания, казалась мне в детстве порочной. Особенно то, как людей ломало, как они готовы были доказывать, что именно их желание — самое заветное. Вмешательство бога из машины, какого-то глобального дара сразу же резко меняет поведение людей. Это как идея вечной жизни заставляет убивать и быть убитым во славу иллюзии. Из-за демонстрации зла Монолита мне понравилась и игра "Сталкер", где мощно сделан финал. В течение всей игры ты стреляешь бандитов, борешься с военными, сталкиваешься с другими такими же одиночками, как и ты. У всех есть свое место, все разделены правилами, зонами влияния. Но в финале в радиоактивной зоне раздается зов — и все вдруг выходят из укрытий и мчатся туда, откуда идет голос. Люди из совершенно разных групп, анархисты и военные, бандиты и сталкеры, — все враги оказываются рядом, отстреливаясь набегу. Всех зовет Монолит. У всех есть желания.
Масштабная и зловещая картина.

"Колокольня счастья" построена по иному принципу. Тут нет конкуренции. Никого не ломает. Ты просто входишь в смертельно опасную зону, а потом тебя забирают или нет. Но неправильность такого бога из машины все равно коробит. Ты не смог себя преодолеть, ты устал и хочешь исчезнуть.


2. Этот город падет

http://www.ekranka.ru/pics/balabanov2.jpg

Этот кадр как нельзя лучше передает ощущение, которое создается у тех, кто давно живет в Питере. Ты сидишь на набережной и понимаешь, что все, больше тут ничего не ждет. Бессмысленная река и искусственная красота, дышащая болотом. Питер — гиблое место, его нужно покидать. Солнце показывается все реже, небо серое, нечем дышать, не хочется просыпаться. Когда показывается свет и набережные вытаскивают наружу танцующих с тамтамами девушек, демонстрации и молодых мужчин, ты думаешь, что все не так уж и плохо, ты продолжаешь жить. Но чем дальше, тем хуже. Вскоре тоска так сильна, что на место увещевающего разума приходит инстинкт, который влечет человека покинуть гиблые места. Уехать сейчас же. Уехать куда угодно. Не нужны вещи, ничего не нужно — только прочь.

У Балабанова отлично показано, как герои едут куда-то по надуманному поводу. Им не столько нужна какая-то колокольня — она выбирается как повод свалить отсюда. "Куда тебя подвезти?" — спрашивают девушку в машине. "Куда угодно". Это "куда угодно" подходит ко всем в фильме. Алкаш обитает в собственном мире, где никаких привязок давно нет. Единственный его якорь — это водка. Киллеру скучно. Проститутка иссякла, больше так не может и не хочет. Старичок молчит, он тут в гостях. Они хотят сменить локацию, но не с Москвы на Питер, не с Питера на Новосибирск, а с одной плоскости, где им давно все известно и не прет, на какую-то другую. В данном случае это мистическое место, о котором ничего неизвестно, "счастье". Никто из героев ничего не чувствует кроме ощущений из палитры боли-уныния-тоски-скуки. Желая перемен, проститутка скидывает белье и несется по снегу, не зная куда. Это инстинкт, всеохватная жажда.


3. Покинуть круг перевоплощений.
Людям в России свойственна всеобщая усталость. Ты, вначале остро воспринимающий несправедливость, взятки, жирные морды, неправедные законы, вранье, рабство, блядство и подлость, в конце концов доходишь до какой-то точки насыщения, после которой очередные ужасы "сраной Рашки" перестают всколыхивать душу, а превращаются в надсадный, жгучий фон, переживать и подавлять который стоит трудов. Большинство устает от тяжелой работы и отсутствия радости, другие — от неискренности, одиночества, тяжести навалившегося безумия, третьи — от гнета неопределенности, невозможности обеспечить даже ближайшее будущее, не говоря уже о перспективах на несколько лет. Согбенные люди мало видят и мало проявляют благородства. Они устают и от собственного выживания, заменившего жизнь. Страдает простой человек, заливая пустоту водкой, страдает студент, понимающий, что его оппозиционеры — сраные лжецы, страдает от иерархического подавления и собственной мерзости чиновник.

"Я тоже хочу" Балабанова — это троллинг с участием людей, с ношей не справляющихся. Не видит он никакой возможности бороться, все тонет в болотной жиже, поглощается ей, вонючая дрянь забивает нос и рот. И тогда единственный бросок, который может сделать такой человек, — это собрать последние крохи веры и отправиться искать "колокольню счастья". Но никаких колоколен счастья нет. Все нужно делать самому.




http://www.ekranka.ru/pics/balabanov3.jpg

(30.01.2013)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: