Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Белые ночи / Le notti bianche (1957)


Белые ночи
Средняя оценка: оценка: 3
1957. Италия / Франция. 97 минут.
Жанр: мелодрама / экранизация.

Режиссер: Лукино Висконти.
Сценарий: Сусо Чекки д’Амико, Лукино Висконти (по повести Ф. М. Достоевского),
Оператор: Джузеппе Ротунно,
Композитор: Нино Рота.

В главных ролях: Марчелло Мастроянни, Мария Шелл.
В ролях: Жан Маре, Марчелла Ровена, Мария Дзаноли, Елена Фанчера.

Награды:
МКФ в Венеции — "Серебряный лев".
Sant Jordi Awards — лучший иностранный режиссер, лучший иностранный сценарий.
Синдикат итальянских киножурналистов — лучший актер (М.Мастроянни), лучший художник, лучший композитор..

Интересные факты о фильме:

"Notti bianche" переводится к "бессонные ночи".

Оператор не мог использовать традиционный фильтр для создания "туманной" атмосферы, поэтому использовали тюль, свисающий перед фонарями на заднем плане.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Белые ночи"

Белые ночи оценка: 3

Экранизацию Лукино Висконти "сентиментального романа" Ф. М. Достоевского "Белые ночи" я начинал смотреть с некоторым подозрением, но без страха и абсолютно без скепсиса. Висконти – крут. Было вдвойне любопытно, как этот режиссер, славящийся дотошностью и тщательной проработкой антуража, справится с экранизацией повести, действие которой происходит в Санкт-Петербурге первой половины XIX века, – причем образ города играет одну из главных ролей, – а сама повесть состоит почти полностью из скачущих, чуть не истеричных диалогов, моментально переходящих в монологи, часто – внутренние.

Первый же кадр вдребезги разбил все мои предположения. Висконти выкрутился из ситуации как Месси из-под плотной опеки в чужой штрафной, – то есть, с изяществом и даже какой-то обескураживающей ловкостью. Он перенес действие повести из девятнадцатого века в середину двадцатого. Из Санкт-Петербурга – в Ливорно, город-порт, также иссеченный многочисленными каналами. Фильм был полностью снят на студии "Чинечитта". Соавтор сценария Сузо Чекки Д’Амико заметил, что "Висконти был мастером по повышению себестоимости: фильм должен был быть небольшим, а получился блокбастером". Облик города мрачен, чужд и грязен. Тесные улочки, грязные каналы, на берегах которых ютятся бродяги, а проститутки отдаются клиентам. Это, пожалуй, самый настоящий "Петербург Достоевского", хотя герой "Белых ночей" "дружил" с городом, поскольку не с кем ему было больше дружить, а сам автор как будто бы даже пытался найти в столице хоть какие-то милые черты. Может быть, искусственность декораций была призвана отобразить искусственность любви героя к городу, но, черт возьми, темнее ночей, чем в "Белых ночах" Висконти, я видел редко в каком фильме. Впрочем, "Le notti bianche" переводится как "бессонные ночи", а вовсе не "белые" (хотя именно под таким, литературным, названием фильм Висконти демонстрируется во всех странах).

Мелодраматическая фабула передана точно. Одинокий и робкий "чудак" влюбляется в странную молодую девушку, которая провела несколько лет пришпиленной к бабушкиной юбке. Он встречает ее как-то раз белой ночью, они знакомятся, начинаются разговоры. Чудак влюбляется в девушку, но скрывает свои чувства, потому что она любит другого, таинственного жильца, который снимал у них с бабушкой комнату. Год назад девушка призналась жильцу в любви, но жилец не мог принять ее любовь. Он должен был уехать, но обещал, что через год вернется, и они будут вместе навсегда. Год прошел. Девушка ждет его на назначенном месте. Жилец не приходит, хотя находится в городе…

Расхождения начинаются с возраста героев. Герои "Белых ночей" были очень молоды, тогда как Мария Шелл и Марчелло Мастроянни в два раза старше своих литературных прототипов. Мастроянни, получивший премию итальянских киножурналистов за "роль года", вообще здесь не к месту, – меньше всего он похож на "чудака", а фраза "я слишком стеснительный", звучащая из его уст, кажется особенно нелепой. Фильм вообще начинается с того, что пьяненький Мастроянни с лощеным лицом, вернувшийся с загородной прогулки, куда его пригласило начальство, пытается снять на мосту проститутку… Да, герои фильма гораздо взрослее, тем удивительнее выглядит история с пришпиленной юбкой.

"Белые ночи" Висконти грешат какой-то несообразностью. Театральные условности то и дело сталкиваются с претензией на реализм: в актерской игре, в скупости выразительных средств. Но отчетливо резкий, как окрик, финал, к которому ухабистой, но все-таки прямой дорогой ведет зрителя Висконти, не даёт разочароваться в фильме.

(14.02.2013)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: