В главных ролях: Шон Пенн. В ролях: Гарри Дин Стентон, Фрэнсес Макдорманд, Джуд Хирш, Ив Хьюсон, Дэвид Бирн, Хайнц Ливен, Керри Кондон, Саймон Дилэйни и пр.
Награды:
2012 — лучший оператор, лучшие прически (Ким Сантантонио), лучший макияж (Луиза Абель), лучшая музыка (Дэвид Бирн), лучший сценарий, лучшая песня (Бирн, Олдхэм за 'It Falls, It Falls') — Давид; Золотой Пегас (Соррентино) — международные награды Flaiano; серебряная лента (лучший оператор, лучший режиссер, лучшая сценография) — итальянский национальный синдикат киножурналистов 2011 — приз экуменического жюри (Паоло Соррентино) — Каннский МКФ.
Шон Пенн играет стареющую заторможенную отошедшую от дел рок-звезду говорящую медленно и слабо, умно и многосмысленно. Зовут его (т.е. ее — звезду) Шайенн (Chayenne and the Fellows — аллюзия на Siouxsie and the Banshees), выглядит он как Роберт Смит из The Cure (только лучше), от дел отошел потому, что два мальчика, наслушавшись его песен, совершили суицид (подобный случай был с песнями Judas Priest в 1985-м). У Шайенна много комплексов, как то: он боится летать, не курит (в данном фильме это комплекс), красится и накладывает макияж, никогда не пользуется мобильным телефоном. Он думает, что у него депрессия, но ему просто скучно. В целом персонаж заторможенный, но не аутичный, не знаю, возможно, для этого есть специальный психологический термин.
У него есть жена, есть какие-то знакомые, с которыми он вяло общается; кроме того, он ходит в супермаркет, играет в пелоту, ходит на кладбище, занимается биржевыми махинациями (через советника) и т.д. Все очень медленно и скучно, но не просто так медленно, а в соответствии с темпераментом главного героя. Смотреть тоже скучно и незачем: дальше он уедет в путешествие, и режиссер позабудет все (кроме одного) завязавшиеся сюжеты, и что случится с остальными персонажами и начинаниями, мы не узнаем. Более того, после возвращения Шайенна нам ни разу не покажут его жену, вроде бы почти поровну делящее экранное время с мужем до отъезда; ее играет Френсис Макдорманд, отличная, мы ее помним по "Фарго" и "Сжечь после прочтения", и вообще она жена Жоэля Коэна. Она, наоборот, живая, быстрая, работает пожарником, думает и действует быстро.
Во второй части Шайенн отправляется в Америку, где умирает от старости его отец (которого он не видел 30 лет), но, поскольку из-за аэрофобии плывет на корабле, не успевает его увидеть, и мы тут узнаем об еще одном его комплексе — он думает, что отец его не любит. Тем не менее он зачем-то отправляется в медленное путешествие в поисках эсэсовца, который в Аушвице очень обидел его отца. По всем расчетам этот эсэсовец или умер, или вот-вот умрет от старости, ему не менее 95 лет. Ну что ж! В этой части начинается медленное психологическое роуд-муви — погоня за слепым и лысым эсэсовцем. В ходе своего путешествия Шайенн все так же медленно находит его жену, едва не начинает трахаться с какой-то тоже не очень молодой официанткой (но испытывает с ней момент духовной близости), подвозит в середину степи старого индейца и так далее. Все это под разную музыку в стиле Сьюзи Сью, Девида Бирна, Роберта Смита и т.п. (Забыл сказать, что с Дэвидом Бирном он встретился на концерте в Нью-Йорке, это его старый друг. Кино называется так же, как одна из его песен.) Все это с глубокомысленными разговорами типа такого: немолодая официантка говорит: у нас тут есть самая большая оливка. Ну, памятник. Шайенн долго молчит и говорит: а где находится самая маленькая оливка?
В итоге он этого эсэсовца находит, но не убивает, а выгоняет на мороз и возвращается домой в Ирландию, испытав необратимое изменение личности. Это весь фильм.
Было бы очень скучно, если б я не сообразил начать обращать внимание на детали. Детали здесь часто на грани гениальности. Показанная здесь Америка очень похожа на Америку Коэнов в "Серьезном человеке" по цветовой гамме, деталям пейзажа, второстепенным персонажам, общему тревожному безумию. Второстепенные персонажи, кстати, все отличные, все актеры высший класс, даже проходные — несмотря на то, что фильм и является бенефисом Шона Пенна. У всех интересные истории и цельные характеры, показанные иногда одним диалогом, одним кадром даже. Продавец оружия, изобретатель чемоданов на колесиках, училка со своей приживалкой, охотник на гитлеровцев и т.д. Некоторые (почти все) завязывающиеся сюжеты при этом опять повисают в воздухе. Но мы к этому привыкли, нас это уже не огорчает.
Много крупных планов, герои много говорят, причем лица почти всегда посередине (в отличие от манеры каких-нибудь Вачовски, у которых они всегда занимают левую или правую половину экрана). Вообще значимые объекты здесь почти всегда посередине, что, как мы знаем из законов художественной композиции, уравновешивают кадр и лишают его заслуженной динамики; это обстоятельство, в свою очередь, замедляет и так небыстрый ход фильма.
От медленного роуд-муви изначально сложно было ожидать какого-то экшена, но я, хотя и не являюсь Вовой, все-таки чуть не заснул на фильме, ну, в середине, когда роуд-муви только началось. Потом втянулся и стал испытывать болезненное удовольствие, особенно, когда понял, что смотреть надо на детали. Вспоминать фильм очень приятно, он красивый, в меру безумный и пустой, психологическое перерождение героя подозреваю, что показано, но внешними средствами и потому не то чтобы неубедительно, а просто непонятно — почему? Вроде бы ничего не изменилось — разве что вялое роуд-муви оказалось все равно слишком энергичным для заторможенного Шайенна, вырвав его из цепких лап домашней рутины? Может быть; но из фильма это неочевидно.
Если это все же так, то Шайенна надо сравнивать, конечно, с Обломовым — и Соррентино (почти Торрентино и Тарантино) попытался показать легкую метаморфозу его в Штольца — абсолютно не убедительно, впрочем.