Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Мастер / The Master (2012)


Мастер
Средняя оценка: оценка: 4.5
2012. США. 144 минуты.
Жанр: драма.

Режиссер: Пол Томас Андерсон.
Сценарий: Пол Томас Андерсон,
Оператор: Михай Малаймер мл.,
Композитор: Джонни Гринвуд.

В главных ролях: Филипп Сеймур Хоффман, Хоакин Феникс, Эми Адамс.
В ролях: Лора Дерн, Джесси Племонс, Эмбир Чилдерс, Рами Малек.

Награды:
МКФ в Венеции — "Серебряный медведь" (лучший режиссер), Volpi Cup (лучший актер: награду разделили Феникс и Хоффман).
National Society of Film Critics Awards, USA — лучший оператор, лучшая актриса второго плана (Э.Адамс).
Broadcast Film Critics Association Awards — лучший актер второго плана (Ф.С.Хоффман).
КФ в Голливуде — лучшая актриса второго плана (Э.Адамс)..

Интересные факты о фильме:

В интервью журналу Newsweek режиссер признался, что в "Мастере" есть ряд сцен, написанных для "Нефти", но не попавших в финальный сценарий, а также истории Джейсона Робардса о его запоях в ВМФ во время Второй мировой, которые актер рассказывал на съемках "Магнолии". Фермерское прошлое Фредди взято из жизни писателя Джона Стейнбека. Кроме того, Андерсона всегда интересовала история Рона Л. Хаббарда, но режиссер не хотел снимать фильм непосредственно о лидере сайентологов. Андерсону хотелось исследовать послевоенное время, благоприятствующее зарождению разного рода духовных движений.

Риз Уизерспун рассматривалась на роль Пегги во время продакшна в 2010 году. Но в итоге роль досталась Эми Адамс.

Первый фильм Пола Томаса Андерсона, в котором Роберт Элсвит не работал оператором.

Первый художественный фильм за последние 16 лет, полностью снятый в формате 65 мм, при этом с использованием камеры Panavision System 65. Последней полнометражной картиной аналогичного формата был фильм "Гамлет" (1996) режиссера Кеннета Брэны.

Большое влияние на создание этого фильма оказала документальная лента Джона Хьюстона "Да будет свет" (1946). Режиссер Пол Томас Андерсон подтвердил, что использовал материалы из этого фильма. Продюсер Джоэнн Селлар также говорил, что они ориентировались на этот фильм, проектируя декорации и создавая дизайн костюмов.

Почерпнуто с кинопоиска

Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Мастер"

Мастер оценка: 4.5

"Мастер" – затянутый, нудный, но… сука, блять, реально охуенный фильм Пола Томаса Андерсона! Его фильмы мне никогда не нравились, хотя видно было, что режиссер строит какой-то свой особый мир и делает это целеустремленно, уверенно. В его математических мирах всегда всё было холодно и бездушно, но тут вдруг внезапно в этих математически-холодных, бездушных, словом, то ли утопических, то ли антиутопических мирах вдруг ожили и попытались зажить теплой человеческой жизнью живые люди.

Главный герой фильма, которого играет Хоакин Феникс (удивительно похожий здесь на Дэниела Дэй-Льюиса, лауреата премии того же 2013 года за роль Линкольна в одноименном фильме Стивена Спилберга) – моряк, ветеран II Мировой войны, служивший на островах в Тихом океане. Начало фильма изображает мирный эпизод боевых действий: затишье то ли перед боем, то ли после боя (как говорится, кто знает?). Состав американского военного корабля отдыхает на берегу. Тропики. Пальмы. Песок. Сплошные мужики, а следовательно, полная сексуальная неудовлетворенность. Мужики лепят из мокрого песка – причем весьма художественно – громадную бабу, рядом с которой в итоге засыпает главный герой фильма в исполнении Феникса, Фредди Куелл. Вся эта сцена снята поразительно незаурядно, – здесь даже музыка, которая обычно для голливудских фильмов акцентирует действие, идет контрапунктом. Потом в фильме будет еще одна блистательная, в смысле использования саундтрека, сцена (масштабная пьянка в усадьбе персонажа Филиппа Сеймура Хоффмана).

Фредди возвращается в реальный мир, который изменился настолько, что Фредди там никто не узнает. Более того, все давным давно бросили Фредди. Какое уж там "узнавание-признавание". С глаз долой – из сердца вон. Лишь подросток Дороти запомнила его – детские впечатления способны запечатлеть что-то, даже столь незначительное, в пока еще цепкой, подвижной памяти.

Фредди, как любой алкоголик, испытывает припадки бешенства, поэтому не задерживается ни на одной работе. По факту – он изгой. Асоциальный тип. Зато умеет круто смешивать алкогольные напитки. В какой-то момент он оказывается на борту морского катательного судна, капитаном которого является некто Ланкастер Додд (Хоффман), и тот проникается талантом Фредди по смешиванию напитков.

Ланкастер Тодд – немолодой чувак, никому не известный, кроме налоговых органов, но в то же время, как он сам себя объявляет – писатель, философ. На самом деле, просто мошенник, прирожденный бизнесмен, у которого есть "предпринимательская жилка", а значит, интуитивный психолог. Кроме того, он – алкоголик, такой же как и Фредди, только более способный контролировать себя. Такое бывает. Такому обстоятельству даже имеется исторический пример, товарищи забулдыги! Когда сильнопьющие европейцы прибыли завоевывать американский континент, аборигены приняли с распростертыми объятиями как гостей, так и их достижения: Иисуса Христа и вино (хлеб вроде они умели выращивать сами). Христос их не убил, а вот смертельная бацилла под названием "спирт" вырезала под корень… ну, плюс порох.

Фредди находит поддержку в лице Додда. Они оба алкаши. На этой почве и спелись. Далее следует момент (сцена в тюремной камере), когда гораздо более продвинутый в интеллектуальном плане Додд сознаёт, что дальше его ждет уж окончательное падение в бездну. Он останавливается. Но тупой Фредди, зато не разлей вода дружбан, останавливаться не намерен. И тогда Додд искренне, по дружбе, решает оказать ему психологическую помощь.

Фредди горячо отзывается на призыв друга и полностью доверяет ему свою психику…

Фильм Пола Томаса Андерсона – странная, но, скорее всего, правдоподобная история о том, как создаются религиозные культы.

Сильно распиаренная история о том, как от душевных проблем излечился ветеран войны (хотя он совершенно не излечился), привлекает массу других ветеранов войны, сподвигнутых к действию выписанными врачами медицинскими направлениями и государственными дотациями. Профит! А потом привлекаются и обыватели: раз уж мы успешно помогаем ветеранам войны, то и гражданским крысам поможет…Профит в четвертой степени! Додд становится звездой.

Но Андерсон смотрит глубже. Когда, после публичных успехов Додда, к якобы исцеленному Фредди доебывается репортер из какой-то газетенки, Фредди впадает в приступ ярости и пиздит репортера, потому что тот посмел обидеть его друга. Ведь для Фредди неважно, была ли в самом деле оказана ему эта странная, непонятная "психологическая помощь", главное, что его друг попытался это сделать. И уж тем более Фредди не намерен сообщать массе дебилов с мозгами, промытыми повсеместной рекламой, что именно эта реклама, данная его другом, врёт.

Додд действительно помог Фредди. Только он помог ему не своими "магическими пассами", а чоканьем рюмки об рюмку, дружескими объятьями, совместным хрюканьем в канаве, пьяными и удивительно созвучными рассуждениями, характеризующими "весь этот паскудный мир".

Потом Додд уезжает в Англию, где открывает пафосную клинику с провокационными методиками, а Фредди остается в Америке. Через какое-то время ему приходит приглашение от Додда.

Фредди приезжает в Англию, и во время этой сцены туповатая, до мозга костей семейно-самозапрограммированная жена Додда (кстати, первая великолепная роль Эми Адамс) предлагает Фредди остаться, чтобы тот "излечился". Это, естественно, вызывает у Фредди скептическую ухмылку. Ухмыляется не только Фредди, но и Додд, вот только Додд не подает жене виду. А когда жена уходит, он поёт другу ничего не значащую песенку, причем исполняет своим мерзким голосом одну и ту же фразу несколько раз. Ну, типа, помните, как у Кастанеды, он танцует "Танец смерти": покуда Воин танцует, смерть не может его забрать (фильм, кстати, постоянно намекает на грядущие в Америке 60-х школы, в которых учат "духовным перерождениям"). Вот так же Додд не хочет расставаться со своим другом-собутыльником, не хочет превращаться в "живой труп" и поэтому бесконечно поёт дурацкую песенку. В дальнейшем Додд будет облапошивать миллионы людей, но ни с кем он не будет так духовно близок, как с Фредди. К сожалению, им не по пути, потому что Фредди знает цену мифа. Они оба знают цену этого мифа. Но для Додда осознание того, что им не по пути, наступает только во время финальной встречи, — он только тогда отчетливо осознает, что Фредди не только не может лгать, но не может и подыгрывать "лжи, пиздежу и провокации". Потому что Фредди слишком туп!

Фильм сообщает простую истину: даже самый мелкий человек глубоко одинок. Кроме того, каждый мелкий человек, испытывающий, но не получающий исполнения своих примитивных желаний, испытывает острейшую душевную боль. Так какой же тогда это "мелкий человек"?! Знаменитый художественно-революционный образ, созданный в литературе Гоголем, а потом, уже после Достоевского, возведенный в предмет культа и предмет изучения, неожиданно получает новую трактовку в фильме Андерсона: Фредди отвергает Мастера, к которому испытывает пиетет и уважение, чтобы остаться наедине со своей честной болью. Он — самостоятелен.

Людей объединяют лишь общие пристрастия, какие-то незначительные, с точки зрения большинства других людей, связи. Но уже за такие мелочи люди благодарны друг другу и готовы до поры до времени друг друга поддерживать. И вот за эти "мелкие" связи в последние 60 лет идет игра в огромных масштабах и в бесчисленных конфигурациях. Путей к спасению нарисовано чрезвычайно много, а еще больше у людей психологических проблем, вот только толку для тех, кто повелся на это "спасение", удручающе мало.

Андерсон задает вопрос: до какой же степени одиночества докатилась современная цивилизация, если миллионы людей готовы глотать абсолютно любую духовную ложь и при этом, ежесекундно плюясь и сблевывая, умудряются время от времени испытывать легкое чувство насыщения?

(02.03.2013)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: На сайте silvar.ru консультации специалиста бесплатно.