Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Сладкая жизнь / La dolce vita (1960)


Сладкая жизнь
Средняя оценка: оценка: 5
1960. Италия / Франция. 179 минут.
Жанр: драма / комедия.

Режиссер: Федерико Феллини.
Сценарий: Федерико Феллини, Эннио Флайяно, Туллио Пинелли,
Оператор: Отелло Мартелли,
Композитор: Нино Рота.

В главных ролях: Марчелло Мастроянни.
В ролях: Анита Экберг, Анук Эме, Ивонн Фюрно, Магали Ноэль, Ален Кюни.

Награды:
МКФ в Каннах — "Золотая пальмовая ветвь".
"Оскар" — лучшие костюмы в черно-белом фильме.
David di Donatello Awards — лучший режиссер.
Синдикат итальянских киножурналистов — лучший сюжет, актер (М.Мастроянни), художник.
National Board of Review, USA — Top Foreign Films.
New York Film Critics Circle Awards — лучший иностранный фильм..

Интересные факты о фильме:

В год выпуска фильма в прокат Католическая церковь восприняла соответствующий эпизод как пародию на идею Второго пришествия Христа; эта сцена и весь фильм в целом были осуждены газетным органом Ватикана "L`Osservatore Romano" в 1960 году. В Испании в 1975 году этот фильм был вообще запрещен к показу вплоть до смерти Франко в 1975 году.

Благодаря этому фильму появился термин "папарацци", производный от Папараццо, имени друга фотографа Марчелло. Причем в итальянском языке "папарацци" — форма множественного числа. Термин "папарацци" был придуман самим Федерико Феллини. "Paparazzo" означает "воробей" в одном итальянском диалекте (в нормальном варианте "воробей" звучит как "passero"). Феллини объяснил, что прыжки фотографов и их суета вокруг знаменитостей напоминает ему повадки воробьев.

На эту роль продюсеры активно навязывали, известного американского актера Пола Ньюмена, но Феллини, не мог пригласить на эту роль артиста с международной известностью. Поэтому он и сказал Мастрояни: "Ты нужен мне, потому что у тебя обычное, ничем не примечательное лицо". Это объяснение повергло в шок Марчелло, но тем не менее, пораженный отказом от Ньюмена, а так же зарисовкой сделанной режиссером о герое Марчелло в сценарии он согласился. Другим кандидатом, которого навязывал режиссеру Дино де Лаурентис, был Жерар Филип.

В роли Штайнера Феллини видел Генри Фонду, но в данном случае отказался уже американец. Двумя другими претендентами стали Ален Кюни и Энрико Мария Салерно. Пьер Паоло Пазолини посоветовал взять Кюни.

Знаменитая сцена в фонтане Треви была снята в марте. По словам Федерико Феллини, скандинавская актриса Анита Экберг стояла в холодном фонтане по нескольку часов безо всяких проблем.

На вопрос, откуда взялась идея фильма, Феллини ответил, что всего за год мода сделала римских женщин похожими на "огромные цветы". Это его и вдохновило (по-крайней мере, на создание увеличенных костюмов).

Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Сладкая жизнь"

Сладкая жизнь оценка: 5

Забавно, но когда я посмотрел "Сладкую жизнь" впервые, фильм меня совсем не впечатлил. Это было давно, мне тогда было 17 лет. Примерно в том же возрасте, или чуть раньше, я прочел сценарий. Сценарий тоже меня совсем не впечатлил. С тех пор я болтал со многими киноманами и просто зрителями, и почти все говорили, что "фильм – занудный", "неинтересный", "с чего это он считается шедевром?" и т.д.

Недавно я пересмотрел "Сладкую жизнь". Даже, признаюсь, впервые досмотрел ее до конца. Фильм поразил меня. Наверное, это было важно – прожить несколько дней вместе с Марчелло Рубини, героем киноленты, чтобы в финале фильма понять, что ничего не меняется в жизни. Этот опыт открывает двери к подлинному пониманию фильма Феллини.

Феллини наступил на горло собственной песне и сделал 100% (даже 150%) жирный коммерческий продукт. Может быть, он всегда стремился к этому, – не знаю. При этом он нисколько не утратил собственного стиля. Более того, "Сладкая жизнь" стала его визитной карточкой. Трогательные, милые, забавные, сентиментальные, очень популярные киноленты "Дорога", "Маменькины сынки" и тем более "Ночи Кабирии" по сравнению со "Сладкой жизнью" кажутся сырыми, экспериментальными.

Текучий фильм Феллини наносит двойной удар. Даже мне, не слишком осведомленному, да и не слишком умному зрителю становится очевидным, что Феллини, якобы осуждая стрекозиное, бездумное, богемное бытие, наступившее для многих итальянцев во время экономического бума, на самом деле упивается восхитительной легкостью и чувством свободы. Фильм снят на рубеже 60-х, накануне психоделической, сексуальной и прочих революций. Оттепель всего и вся захлестнула всех и вся. Эти ласковые брызги коснулись даже Советского Союза, – вспомним фильм Хуциева "Мне двадцать лет", в котором главный герой отреагировал настороженно, даже испуганно на внезапно нахлынувшее на него ощущение свободы, широких и неприятно пугающих возможностей, открывшихся перед ним.

Герой феллиниевского фильма, журналист Марчелло Рубини, – аватар журналиста будущего, невероятная ролевая модель, на которую впоследствии будут равняться все уважающие себя журналисты (а фамилия Папарацци, – так зовут фоторепортера, коллегу Марчелло, – и вовсе станет нарицательной).

Марчелло – журналист, который ничего не пишет. Мы практически не видим его за работой. Он не взрывает мозг обывателю, он не занимается разоблачениями "режимов", он не проникает, рискуя жизнью, в запретные зоны. Словом, он является антиподом того героико-романтического образа журналиста, который до той поры старательно пестовался кинематографом.

Марчелло просто тусуется. Это и есть сладкая жизнь. Подержать за ручку экзальтированную американскую звезду, прыгнувшую в фонтан, с грустной, снисходительной улыбкой попытаться ее поцеловать, — вот новый образ "прожженного", но в душе сентиментальнонго журналюги, понимающего, что почём в этой жизни, и оттого смотрящего на жизнь снисходительно. Жизнь сладка, оттого что быстротечна. Нет времени объяснять, нет времени на рефлексии. Увидеть всё, что красиво, что блестит и переливается, — и умереть от сладкой горечи, восторга и инфаркта.





(23.04.2013)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: