Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Великий Гэтсби / Great Gatsby (2013)


Великий Гэтсби
Средняя оценка: оценка: 3
2013. США / Австралия. 143 минуты.
Жанр: мелодрама / драма / экранизация.

Режиссер: Баз Лурман.
Сценарий:Баз Лурман, Крэйг Пирс по роману Фицджеральда ,
Оператор:Саймон Дагган ,
Композитор: Крэйг Армстронг.

В главных ролях: Леонардо ДиКаприо, Кэри Маллиган, Тони Магуайр.
В ролях: Айла Фишер, Амитабх Баччан, Джоэл Эдгертон и др.

Интересные факты о фильме:

Леонардо ДиКаприо хотел сыграть Гэтсби, потому что ему понравилась "идея человека, который был абсолютно ничем, и создал себя, отталкиваясь только от собственного воображения. Гэтсби — один из знаковых персонажей, потому что он может быть интерпретирован по-разному: безнадежный романтик, одержимый сумасшедший или опасный гангстер, цепляющийся за богатство".

Леонардо ДиКаприо и Тоби Магуайр на самом деле друзья с детства. И это первый раз, когда они появились вместе на экране после выхода фильма "Кафе "Донс Плам"" (2000).

Картину с изображением Зельды Фицджеральд можно заметить на стене в квартире, где живут Том с Миртл.

Режиссер фильма Баз Лурман сыграл в фильме роль камео — официант в ресторане, в котором встречались Ник Каррауэй и Джордан Бейкер.

Версия для печати

Мор: Рецензия на фильм "Великий Гэтсби"

Великий Гэтсби оценка: 3

"Великий Гэтсби" Фицджеральда — текст о том, что среди пустых и бесполезных людей, прожигающих жизнь, даже самозванец с глупой мечтой выглядит великим. Кажется, что "Гэтсби" написан Фицджеральдом, чтобы поиздеваться над главным героем (об этом лишний раз свидетельствуют отбракованные название в духе "Великий любовник" и пр.) и собой заодно. При этом "Великий Гэтсби", ироничное название, похожее на псевдоним фокусника, иллюзиониста, по мере развития стремится стать буквальным. Любовное безумие, каким бы глупым оно ни было, все равно имеет в себе части величия. Как писал Аттар: "Но позор — основа любви, каждый, кто от этой тайны отворачивается, — недозрелый". Среди стекляшек и ходячих дорогих костюмов у Гэтсби единственного есть чувства. И они неуместны, потому что никто здесь, включая Дэйзи, не испытывает чувств. Гэтсби раздражающ своей гипертрофированностью, но по-своему, потому что гораздо более раздражает фон "века джаза", его бездельники, вечно пьяные женщины c волосами убранными под тугие яркие платки, шляпки с перьями.

Даже "я взял вину на себя" — еще один штрих, подчеркивающий бессмысленное благородство Гэтсби по отношению к женщине, в голосе готорой звенят деньги. Дэзи давит любовницу мужа в извращенном символизме судьбы, и никто не обвинит трепетную крошку, ведь она так нервничала. Гэтсби же посторонний, он самозванец, проникший в круг своих. Гэтсби и впрямь комический герой — будучи чужаком в мире богатых аристократов, дрейфующих с одной вечеринки на другую, он создает муляж чужого мира и живет в нем фигурой короля, хотя не любит ни это богатство, ни приемы. Заработав "все деньги мира", он вылепил то, что, как ему казалось, нужно богатой девушке с тонкими запястьями. Он даже не может быть героем трагическим, потому что его Дейзи никогда не существовало. И в этом, а не любовных страданиях, как раз глубина, которую стоит осмыслить.



Но кинематограф и слава романа проделывают с восприятием зрителя фокус. "Великий Гэтсби" в окружении фейерверков и дорогих костюмов должен быть великим, любовь должна быть большой, танцы — зажигательными. В итоге Баз Лурман проделал поразительную вещь — с помощью трейлера он заставил меня поверить, что из этой истории можно сделать драму. Каждый трейлер обещал кульминацию, которая отсутствует в книге. Джек Блэк в трейлере прерывал развлечения и надрывно кричал, выплевывая слова, что любовь — это слепота, что видеть ничего не хочется, что ты тонешь и тонешь, что ты любишь всегда кого-то другого, а уж более другого, чем выдуманная Гэтсби Дейзи, сложно придумать. Мне вдруг представилось, что Баз Лурман расскажет историю самозванца как-то по-особенному, но он рассказал историю вечеринок, разжевав каждую деталь так, будто снимает для умственно отсталых.

Там, где в трейлере прелесть Дейзи крадет взгляд — и исчезает, в фильме разверзается вечность. Там, где в книге упоминается зеленый огонек как маяк для Гэтсби, в фильме его снова и снова суют под нос, чтобы метафора дошла даже до дебила. Равнодушно взирающий с рекламного щита взгляд, истрактованный как взгляд Бога, в конце неустанно оказывается в кадре, как повторение правила на уроке. Здесь проблема не в том, что "великая классика" передана неверно или утерян дух времени — нет, все это чепуха. Проблема экранизации в том, что Лурман не чувствует полутонов, не знает меры. Этот фильм чрезмерен, но одновременно лишен энергии, вульгарен и попросту глуп, завершаясь длинным, нескончаемым моралите от рассказчика, который в тексте, кстати, совершенно не понимал Гэтсби. Прекрасна Маллиган, старается ДиКаприо, снова оказавшись в руках Лурмана после "Ромео + Джульетта", но даже за счет этого контраст между переложением Шекспира и переложением Фицджеральда бросается в глаза — все здесь фальшиво. Поразительно то, что Лурман снимает близко к тексту, но переставляет акценты — и суть совершенно изменяется.

С другой стороны, здесь все и должно быть фальшиво. Вся обстановка и взаимоотношения в романе — это пустышка, фальшивка. Гэтсби единственный мечтает, но его мечта — это мечта бедного парня, который желает когда-нибудь забросать богатую красотку деньгами. Она тоже низкопробна, она становится заметной только потому, что рядом не мечтает никто. Гэтсби ничего не знает о Дэйзи и хочет, чтобы она вступила в замок мечты, отказавшись от чопорного предателя-мужа, но не тут-то было. Апогеем истории является дешевая мелодраматическая сцена со сбитой любовницей. При прочтении мне казалось, что Фицджеральд издевается. Автор словно мстил богатым мальчикам, около которых постоянно находился, и говорил, что все их потуги в лучшем случае закончатся, как трагикомический спектакль. И такой вывод из фильма Лурмана напрашивается вполне.

В общем, фильм Лурмана — это китч. Такой же китч, как Лана дель Рэй, поющая под оркестр о сладкой былой дикости. "Будешь ли ты любить меня, когда я перестану быть молодой и красивой?" — спрашивает она — и сама отвечает. Потому что если дождется ответа, им будет "нет".



Отличный роман — отличный как раз из-за своей неуловимости. Из-за выхода экранизации выпустили невероятное количество прежде не издававшихся рассказов Фицджеральда. Интересно, есть ли там крутые.

(27.05.2013)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: