Режиссер:
Геннадий Полока. Сценарий: Виктор Дёмин, Владимир Ишимов, Геннадий Полока, Оператор: Генри Абрамян, Композитор: Вениамин Баснер.
В главных ролях: Борис Соколов, Василий Мищенко, Юрий Попович, Иван Бортник, Людмила Гурченко. В ролях: Сергей Гармаш, Игорь Кваша, Елена Майорова, Валентин Никулин, Виктор Раков, Янис Стрейч, Любовь Малиновская.
"А был ли Каротин?" — малоизвестная лента Геннадия Полоки, постановщика легендарных картин "Республика ШКИД" и "Интервенция".
"Каротин" вышел в одном году и даже, кажется, примерно в одно и то же время с "Дежа вю"Махульского. Эти фильмы похожи как братья-близнецы, но "Дежа вю" пользовалась огромным зрительским успехом, а "Каротин" прошел почти незамеченным.
Удивительное сходство определяется жанровой направленностью картин — обе сняты в жанре фарс-комедии. Приблизительно одно и то же время действия — молодая Советская республика ("Дежа Вю" — начало 20-х, "А был ли Каротин" — начало 30-х). Наконец, это самое действие происходит в землях Палестины Украины, то есть, присутствует смачный национальный колорит. И, наконец, оба фильма имеют криминальный уклон, за крикливыми краснознаменными фасадами ведется подпольная деятельность.
Отличие заключается в том, что главным героем "Дежа вю" является де-юре отрицательный персонаж (американский гангстер, прибывший инкогнито в советскую Одессу, чтобы убить гангстера-хохла, наследившего в Чикаго), тогда как Каротин — персонаж положительный. Это столичный чекист, приехавший (тоже, кстати, инкогнито) в некий украинский Мухосранск, чтобы раскрыть шпионскую фашистскую сеть. Кто-то тырит с кораблестроительного завода секретные чертежи подлодок, и Каротин должен выяснить, кто.
Местные власти дают в помощь Каротину двух молодых доморощенных сыщиков, а кроме того, создают "легенду", что эта компания (Каротин + сыщики), дескать, тройка ведущих ученых из Академии наук. Для захолустного городка такой визит — целое событие, что, естественно, создает Каротину массу проблем. Пристальное общественное внимание точно так же мешало и гангстеру из "Дежа вю", опрометчиво выдавшему себя за американского "прогрессивно мыслящего" энтомолога.
Второе отличие: "А был ли Каротин?" все-таки обладает чертами полноценного детектива. То есть, Каротин на протяжении двух серий реально ведет расследование. Другое дело, что расследование обрамлено всякими гэгами, шутками и прибаутками; режиссер переосмысляет "классический советский детектив" в соответствии с тенденциями нового времени. То есть, "Каротин" — вполне постмодернистское кино.
Смотреть этот фильм интересно и приятно, но все же он уступает "Дежа вю". Фильм Махульского выглядит более плотным, цельным, концентрированным.