Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Может ли диалектика разбивать крипичи? / La dialectique peut-elle casser des briques? (1973)


Может ли диалектика разбивать крипичи?
Средняя оценка: оценка: 3.5
1973. Франция. 90 минут.
Жанр: боевик / комедия.

Режиссер: Ту Кванг-хи, Рене Вьене.
Сценарий: Ни Кванг,
Оператор: Ким-Хон Вонг.

В главных ролях: Лю Чан Хунь, Ингрид Ву, Джейсон Пай Пяо.
В ролях: Рауль Кюре, Жак Теболь, Мишель Грелье, Доминик Морэн и пр.

Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Контркультура

оценка: 3.5

Ситуационизм — это учение Ги Дебора, полную суть которого я, конечно, не понимаю, но которому из всех левацких движений наиболее симпатизирую. Это, грубо говоря, нечто среднее между марксизмом и анархизмом, выросшее из дада, троцкизма, маоизма и венгерского восстания 1956-го г. и критикующее троцкизм, сталинизм, маоизм, анархизм, кастроизм и т.д.

Вкратце это вот что такое. Мировой революции (троцкизм) должна предшествовать революция сознания. Для осуществления революции сознания ситуационисты стремятся моделировать контркультурные ситуации (как в дадаизме), т.е. идут дальше, чем маоисты, осуществляющие "просто" культурную революцию. При этом главным злом признается чрезмерное потребление, идеология которого заглушает имманентное человеку стремление к производству. Поэтому ситуационисты ратуют за прямое действие, т.е. уличные выступления, урбанистическую герилью, разнообразные акции, ломающие сознание перформансы и т.д. Наследниками ситуационистов являются в России группа "Война" и, в идеальном случае, ‘Pussy Riot’. Акция, описанная в "Чешской мечте", является типично ситуационистской. Из ситуационизма вырос паркур и прочие городские течения, во многом он явился причиной событий 1968-го года в Европе, к нему близок Хаким Бей и т.д. В общем, ситуационизм — это все хорошее против всего плохого, примерно понятно, да? Это такой немирный дзэн, утопическая идея одарить людей просветлением без их желания и даже без их ведома.

Наиболее цельно идеология ситуационизма изложена в книге Ги Дебора "Общество спектакля".

Важным понятием ситуационистов является detournement (высвобождение) — процесс расшатывания авторитетов, брэндов, и в общем случае разнообразных клише, доводя их идеи до абсурда. Термин, обратный высвобождению – recuperation — это когда в товар превращается бунтарская идея (портреты Че, майки с марихуаной и пр.)

Рекуперация поддерживает авторское право, высвобождение нет, как легко понять.

Интересно, что, например, высвобождением (копированием изображений банок от супов Campbell и пр.) занимался идейный враг ситуационистов Энди Уорхол, и так успешно, что потом в соответствии с диалектическими законами высвобождение превратилось в свою противоположность.

Таким образом, Энди Уорхол рекуперировал высвобождение, пластмассовый мир победил и т.д. Сам ситуационизм тоже был в итоге рекуперирован, превратился в брэнд, выставку ситуационистской символики в 2003 г. спонсировала пивоваренноая компания ‘Beck’ и т.д. В общем, ситуационизм кончил плохо, а все почему? Потому, что он, борясь с идеологией, сам по себе являлся идеологией. А с шулерами нельзя играть по их правилам. Это же касается всяких лозунгов про честные выборы в современной России и так далее. С шулерами нельзя играть по их правилам. С шулерами нельзя играть по их правилам.

Но все это позже, а в 1973-м году вышел первый (и последний) высвобожденный (detourned) фильм "Может ли диалектика разбивать кирпичи?". Так написано в титрах. В полном соответствии с учением ситуационизма, презрением к авторским правам, расшатыванием стереотипов и т.д. авторы взяли гонконгский боевик 'Crush' (затрудняюсь перевести название) и переозвучили его. Получилось немного смешно, но иногда не очень. В оригинальном фильме рассказывается о злых японцах, притесняющих бедных корейцев, и о том, как все в итоге друг друга убили (остались в живых только главный герой, обладающий сверхъестественными способностями перепрыгивать через здания и ломать конечности, мальчик и старый учитель кунгфу). В ситуационистской переделке вместо корейцев — пролетариат (пролы), а вместо японцев — бюрократы, стремящиеся что-то там у них алиенизировать. Пролы восстают, и все опять друг друга убивают.

Сюжет стандартный для таких фильмов, он очень простой и прямолинейный. Там очень прикольные драки, и их много, почти все не переозвученные, правда, в финальной битве добра и зла закадровый голос, чтобы не терять времени, объясняет зрителю тонкости ситуационизма. Пролы на своих собраниях между битвами обсуждают классовую борьбу, идеологию и пр. В любовных сценах (одной) тож. Еще мальчик ссорится с девочкой, потому что она является сторонницей Кастро, а главный герой его утешает — дескать, это все потому, что она еще не читала Райха. Это все довольно смешно и иногда тонко (особенно тому, кто знает, о чем писал Вильгельм Райх), но есть в фильме и несмешные, прямо скажем, неуклюжие попытки сломать четвертую стену. Так, например, в начале фильма имеются титры, в которых говорится, что герой выглядит, как обсос, но в этом виноват не он, а режиссер фильма; или главный герой утешает девушку, что он сможет ей помочь, потому что до конца фильма еще далеко. Хорошо хоть закадрового смеха нет.

Фильм этот ценен тем, что, посмотрев его, можно составить представление и об исходном боевике. Я уверен, что замена тут во многом механическая — типа, "японцы" заменяются на "бюрократов" с помощью примерно ctrl-H и готово, а новых сюжетных ходов нет — максимум какая-нибудь шутка. Об исходном же фильме можно с уверенностью утверждать следующее:
    • там очень прикольные драки;
    • есть несколько красивых кадров с заснеженной дальневосточной природой;
    • смешные персонажи (действительно похожие на обсосов);
    • и множество штампов: так, главные злодеи все время злодейски хохочут, притесняя корейцев-пролетариев, а пролетарии все время страдают от их притеснений, и это ОЧЕНЬ отражается у них на лицах;
    • в общем, прикольный боевичок, совершенно непритязательный, примерно как крутили в видеосалонах, Брюс ли и все такое, только еще не цветной.

Меньше понятно, как относиться к фильму under consideration. С одной стороны, это стеб, что подтверждается вышеописанными гэгами; с другой стороны, есть подозрение, что авторы к нему отнеслись серьезно, как к некоторому ликбезу. В таком случае его следует признать идеологическим, примерно как "Аэроград". Размышления об этом не дают мгновенного результата. В этом смысле фильм получился контркультурным, т.е. свою ситуационистскую функцию выполняет.

(14.06.2013)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: