Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Город Зеро (1988)


Город Зеро
Средняя оценка: оценка: 3.5
1988. СССР. 103 минуты.
Жанр: драма / сюрреализм-авангард.

Режиссер: Карен Шахназаров.
Сценарий: Александр Бородянский, Карен Шахназаров,
Оператор: Николай Немоляев,
Композитор: Эдуард Артемьев.

В главных ролях: Леонид Филатов.
В ролях: Олег Басилашвили, Владимир Меньшов, Армен Джигарханян, Евгений Евстигнеев, Алексей Жарков и другие.

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru.


Владимир Гордеев: Советский hotel “California”

Город Зеро оценка: 3.5

Непривычно и, не побоюсь этого слова, свежо наблюдать кинематографическую прослойку советской интеллигенции, то бишь наших знаменитых актеров, в фильме, сделанном в жанре абсурда, каковым и является "Город Зеро". Подтянутый, серьезный Леонид Филатов, исполнивший главную роль, кажется, шагнул сюда прямо из "Забытой мелодии для флейты", снятой годом ранее, — такой затюканный жизненными обстоятельствами менеджер среднего звена. Он играет работника московского машиностроительного комбината, прибывшего в провинциальный город Зеро насчет маленькой поправки в дизайн кондиционеров, поставляемых в Москву тамошним заводом.

Странные события начинает происходить с момента его появления на заводе: в приемной директора сидит совершенно голая секретарша и печатает на пишущей машинке. Тактично намекнув на непристойное поведение секретарши, поговорив с директором о делах, Филатов удаляется, чтобы более не видеть таких чудес. И вот тут оказывается, что из города ему не уехать. А причиной этой неприятности, как, вероятно, и многих других неприятностей, происходящих с советскими людьми, становится общепит. Повар застреливается на глазах у единственного посетителя ресторана, то есть Филатова, и все полагают, что застреливается повар по его вине. Милиционер Жарков требует дать подписку о невыезде.

Появляются другие колоритные персонажи. Владимир Меньшов играет городского прокурора, который мечтает совершить преступление, а Олег Басилашвили — главного местного писателя, знатока традиций. Они совершают странные, нелепые поступки, неизменно сохраняя серьезную мину на лицах и деловитый тембр голосов, хотя, глядучи на Басилашвили, можно заметить его внутреннюю борьбу. Актер сражается с тайным желанием придать своему кинообразу комедийности, бойкой эксцентричности. Зато Филатов, резиновая жертва обстоятельств, играет идеально.

И ведь правда. Абсурд хорош тогда, когда между дикостью и нормой стоит уверенный знак равенства. Тогда возникает смех особого сорта. Он не вырывается сквозь распахнутую, как рубаха, глотку, не обретает форму звуковых волн, режущих ухо постороннего слушателя. Он блуждает внутри организма и приятно щекочет черепушку.

Если от знаменитых наших актеров трудно было ожидать такого коллективного дебюта в инородном советскому кину жанре, то от Карена Шахназарова можно было ожидать появления такого фильма вполне, — он вечно экспериментировал с жанрами. То музыкальную комедию "Мы из джаза" снимет, то иронически взглянет на вечную проблему "отцов и детей". А в начале девяностых Шахназаров увлекся бразильскими телесериалами, — я вот этими глазами читал в одном из выпусков "Искусства кино" интервью с режиссером, в котором он восхищался мастерством латиноамериканских постановщиков, — и смотреть его фильмы стало посложнее… Но "Город Зеро" — фильм зачотный, поспевший своевременно. В нем есть одна особо запоминающаяся сцена: затяжной променад по краеведческому музею города Зеро, расположенному в шахте глубиной в 20 метров. История города, поведанная старым смотрителем музея, превращается в постмодернисткий рассказ, а город Зеро, основанный спасшимися троянцами, становится центром человеческой цивилизации, кладезью мудрости и хранителем вековых традиций. В сумме это выглядит предтечей эпохального прогона киноактера и общественного деятеля Сергея Курехина, еле сдерживающего смех под бдительным оком (с лукавым ленинским прищуром) Сергея Шолохова, ведущего передачи "Пятое колесо".

Шутки шутками, но советский человек был рожден, чтоб кафку сделать былью. Поэтому главному герою приходится тяжко. Море грусти разливается в глазах Леонида Филатова, застрявшего в лодке посреди жалкого озера. Басилашвили тянул его к рабле, но кафка не выпустил героя из своих цепких рук. Фильм стал последним советским фильмом, сделанном в жанре абсурда. Потом настала более веселая эпоха, и абсурд изменился — см. "Два капитана 2".

(18.04.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: