Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Коэффициент интеллекта / I.Q. (1994)


Коэффициент интеллекта
Средняя оценка: оценка: 3.5
1994. США. 100 минут.
Жанр: мелодрама / комедия.

Режиссер: Фред Шепизи.
Сценарий: Энди Брекман и Майкл Лисон,
Оператор: Иэн Бейкер,
Монтаж: Джилл Билкок,
Композитор: Джерри Голдсмит,
Продюсеры: Кэрол Баум, Фред Шепизи.

В главных ролях: Тим Роббинс, Мег Райан, Уолтер Маттау.
В ролях: Лу Джакоби, Джин Сакс, Джозеф Маэр, Стивен Фрай, Тони Шалуб, Фрэнк Уэйли, Чарльз Дёрнинг, Кин Кёртис и пр.

Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Эйнштейн как Вишну

Коэффициент интеллекта оценка: 3.5

Это очень хороший фильм, показывающий отношение к Эйнштейну в поп-культуре как к сверхсуществу, а также отношение к собственно науке как к какой-то магии или, по крайней мере, как к фокусам.

Вообще это типичная комедия про мезальянс (подумал, что большинство мелодрам про любовь эксплуатируют различное неравенство — так же, как электрический ток возникает при разности потенциалов). Из серии "мы такие разные, но все-таки мы вместе". Мильон таких комедий. Она — крутой математик, он — простой автомеханик. "Москва слезам не верит", практически. Если еще добавить, что в главных ролях Мег Райан и Тим Роббинс, то у вас уже есть 90% представления о фильме.

Но сюжетов ограниченное, а литературных произведений неисчислимое количество, поскольку произведения отличаются друг от друга в основном деталями и антуражем, а тут может быть практически бесконечное разнообразие. Так же и здесь очень важны детали.

А детали таковы, что дядя Мег Райан — сам Эйнштейн (дело происходит в 50-х гг.)! И он очень хочет выдать ее за автомеханика (данного конкретного), для чего прибегает к различным уловкам. В уловках ему помогают его друзья Борис Подольский, Натан Либкнехт (Розен) и Курт Гедель. Все они, как сказали бы англичане, a bit eccentric (американцы выразились бы грубее: crazy), а вообще кажутся порой просто слабоумными. Эти друзья составляют превосходное комическое трио (иногда квартет), отлично шутят про науку — иногда смешно оттого, что шутки тонкие, а иногда, наоборот, от того, что они чрезвычайно тупые. Ну, и видно, что сценарист в специфике науки не очень разбирается. Когда хотят сделать комедию про ученых, особенно про теоретиков, очень сложно визуализировать их работу. Со стороны это выглядит так, что ну вот, сидят они, думают о чем-то, и вдруг бац — открытие! Особо не разгуляешься. Поэтому приходится показывать их как эксцентричных дурачков, ну, и как-то показывать работу их мозга — как сценарист это себе представляет. Обычно нисколько не похоже.

Есть тут и неизбежные фактические ляпы. Например, если среди друзей Эйнштейна есть Подольский и Розен, то это еще как-то может быть, наверно, оправдано — имеется парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена (опубликованный, правда, еще в статье 1935-го еще года, но кто смотрит на такие мелочи). Гораздо смелее было использовать в качестве комической фигуры Курта Геделя, который хотя и дружил с Эйнштейном, но в старости жестко и мрачно сошел с ума, с паранойей, анорексией, депрессией, всем букетом. В фильме же это жовиальный старичок. Как сказала Сладкая N., это так же смело, как использовать в качестве комической фигуры Алана Тьюринга.

Метафизическое значение фильма, как показано в специальной статье, состоит в том, что Эйнштейн является здесь божественным существом, его племянница, естественно, полубогом, а автомеханик простым смертным — и Эйнштейн временно возвышает его до статуса полубога или даже мелкого бога, чтобы он, так сказать, как минимум уравнялся в статусе с племянницей и победил другого полубога, жениха племянницы (ученые в этом мире все полубоги). Естественно, автомеханик, внешне будучи ученым и полубогом, внутренне остается профаном и человеком, и это дает комический и драматический эффект.

Здесь есть одна интересная тонкость, которую так сразу и не заметишь, но, если обратить на нее внимание, она бросается в глаза. Действия Эйнштейна и его друзей в фильме типичны для действий трикстера — но он не трикстер. Терминологически трикстер — это герой, нарушающий общепринятые культурные нормы, но Эйнштейн, как мы выяснили, выше обычных людей — quod licet Jovi, non licet bovi — поэтому, хотя он и нарушает культурные нормы, трикстером он не является.

Вообще прекрасный фильм, Сладкая N. классифицирует такие как "фильмы на случай атомной войны", и удивляется, как она этот фильм пропустила — в свое время она чуть ли не все фильмы с Мег Райан просмотрела.

(28.08.2013)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: