Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Семь чудес индустриального мира / Seven Wonders of the Industrial World (2003)


Семь чудес индустриального мира
Средняя оценка: оценка: 4
2003. Великобритания. 7 серий по 50 минут.
Жанр: документальный / исторический / телевизионный / сериал.

Режиссер: Кристофер Спенсер.
Сценарий:Грегори Эванс, Марк Эверест, Тони Макхолланд, Кристофер Спенсер, Пол Вильшюрст и др ,
Оператор:Джон Кристи, Крис ХАрли, Кристофер Титус Кинг, Джереми Поллард, Майк Спрэгг, Кэти Суэйн ,
Композитор: Стив Яблонски, братья Фрателли.



Версия для печати

Мор: Обаяние огромных строек

Семь чудес индустриального мира оценка: 4

Мини-сериал BBC про гигантские, амбициозные, стоившие многих жизней инженерные сооружения. Дамба Гувера, Бруклинский мост, Панамский канал — захватывает дух. Снято все беспредельно дешево — серии представляют собой нарезку из старых фото, реконструкции с местности и речи одетых в старые одежды актеров, которые произносят реплики, основанные на реальных материалах. Но какие истории! Если про то, каким образом строили Панамский канал я знала, то рассказ про инженера, вынашивавшего план реформы лондонской канализации в то время, как весь город тонул в нечистотах, увлекает не на шутку. "Семь индустриальных чудес" — это возможность встретиться с невероятно упорными людьми, храбро кроящими карты.

"Панамский канал"



Попытка разрезать Северную и Южную Америку амбициозным ножом сломала жизни множеству людей. Эту историю нужно рассказывать всем иженерам точно так же, как все исследователи и путешественники должны изучить опыт Амундсена и Скотта, хорошо их сравнив. Самой известной жертвой Панамского канала стал прославленный инженер Фердинанд де Лессепс, который руководил строительством Суэцкого канала. Он с энтузиазмом решил прорыть канал на уровне моря, но не учел норова местных рек, крепких пород Кулебры и туч москитов, из-за чего рабочие начали штабелями погибать. То, что должно было стать венцом карьеры Лессепса, стало его трагическим концом.

Однако то, что он не смог сделать, доделали американцы, вооружившись техникой и идеей о системах шлюзов. Дико круто, конечно, особенно потому, что инженерные идеи идут рука об руку с открытиями в медицине и невероятной упертостью.

Дополнительное чтение: http://www.popmech.ru/article/480-mezh-dvuh-okeanov/.



Лондонская канализация
Эта серия открыла передо мной такое событие, как Великое Зловоние (Великий Смрад) в Лондоне. Говоря кратко, Лондон в 19 веке представлял собой гигантский по меркам того времени мегаполис — около двух миллионов жителей. Цифра невероятная. Все нечистоты смывались в Темзу, оттуда же черпали воду для готовки, питья, стирки, что служило причиной постоянных эпидемий холеры. За семь лет такой жизни простейшая канализационная система, служившая для оттока дождевых вод, до краев переполнилась, отходы заполнили канавы на улицах, летняя река была забита разнообразным дерьмом, от чего в воздухе стоял невыносимый смрад. От этого смрада Парламент и судьи попросту сбежали из города.



Вся серия про лондонскую канализацию является летописью битвы с человеческим невежеством, а главным ее героем стал инженер Джозеф Базальгетти, который еще задолго до Великого Смрада пытался реформировать систему канализации, изучал возможные варианты, но его предложения отклонялись. Даже тогда, когда ситуация стала безвыходной, он был вынужден переделывать проект 5 раз и не встречал поддержки Парламента. Базальгетти являлся человеком невероятного терпения и упорства, причем явно настроенным сделать жизнь окружающих лучше, т.к. ковыряться в канализации никогда не являлось делом уважаемым. Никто не хотел выделять огромные деньги под такой проект, пока Лондон в буквальном смысле не утонул в дерьме, но даже после этого сроки затягивались.

Базальгетти же проявил себя с наилучшей стороны, придумав новаторскую схему накопления нечистот в огромных резервуарах с тем, чтобы выбрасывать их в дельту Темзы во время отлива (чтобы их сразу уносило в море), он спроектировал овальную форму труб, которая позволяла потоку течь даже при отсутствии сильного напора, выбрал новый раствор для скрепления кирпичей (сильно рискнув) и даже учредил контроль качества. Массу препятствий пришлось ему преодолеть, прежде чем была торжественно открыта насосная станция с большими моторами Уатта.

Параллельно с этим развивается история врача, пытающегося найти причину холеры. В Лондоне господствующим являлось мнение о том, что холеру вызывают "миазмы воздуха", так что пришлось побороться, чтобы сломать такое мнение. В общем, история настолько зачетная, что даже говорящие головы в чепчиках ни капли не раздражают.

"Впрочем, все эти работы бледнеют на фоне обустройства самих канализационных туннелей, которые не только пролегали глубже уровня дна реки, но и шли вдоль нее на протяжении 82 миль." Дополнительное чтение: http://strang-build.blogspot.ru/2013/01/londonskaya-kanalisaziya.html.

Бруклинский мост

Бруклинский мост — это вещь, как говорил еще Маяковский. Там все интересно, но неизвестным штрихом для меня оказалось, что когда главный инженер не смог работать из-за кессонной болезни, за дело взялась его жена, Эмили Роблинг, которая выучила высшую математику, полностью вошла в курс дела и помогала руководить постройкой вместо мужа.



Дамба Гувера



История о строительстве дамбы Гувера воспринимается как яркий пример американской эксплуатации рабочих капиталистами. Строительство дамбы велось в безжалостном темпе, Кроу интересовала только скорость, а то, каких жертв это стоит, его совершенно не беспокоило. За каждый этап строительства, опережающий график, Кроу получал премии от правительства, поэтому любое замедление выводило его из себя. Если в других сериях мы видели работу инженеров, здесь на первый план выступает неприятный портрет безжалостного эксплуататора, полностью соответствующий советской пропаганде. При этом эффективность Кроу вряд ли можно подвергать сомнению — он построил Америке немало дамб.

Внутри тоннелей, которые рабочие бурили в вулканической породе, температура достигала 60 градусов, ко всему рабочих убивал недостаток воды. Рабочий поселок не был построен, поэтому жены рабочих сидели прямо в матерчатых шатрах посреди пустыни. Женщины умирали, им вторили постоянные производственные травмы и смерть верхолазов. Ситуация усугублялась временем Великой Депрессии, когда толпы безработных стояли в очередях, желая получить любую работу, так что любые требования немедленно закончились бы увольнением. Так и произошло, когда люди все же решили бастовать. В итоге зарплаты были понижены за счет охлаждения резервуаров с водой, зачинщики забастовки были выброшены прочь, их место заняли новые люди, а условия в туннелях стали только хуже, т.к. любое сопротивление было подавлено.

Дамба Гувера поражает, в первую очередь, своим размером. Он — а заодно количество бетона, влитого во множество кубов ее 200-метровой высоты — ошеломляет.





Белл Рок

Эта история заставляет брови подниматься так же, как и серия про лондонскую канализацию. Представьте себе следующее: посреди моря и бушующих штормов есть риф, постоянно скрываемый приливом, отчего о него разбивается несметное количество кораблей. И вот инженер Роберт Стивенсон решает построить там маяк. Каменный маяк! При том, что риф находится в куче километров от суши и работать на нем можно только в летние месяцы по несколько часов в день, пока все не скрылось под приливом. И при том, что половину года он находится в зоне злых штормов. Идея невероятно смелая, так что можете посмотреть, как кучка людей добилась своего. Роберт Стивенсон, кстати, является предком автора "Острова сокровищ".



Дополнительное чтение: http://strang-build.blogspot.ru/2012/11/mayak-bell-rock.html.

Великий Восток
Это единственный рассказ о неудаче, причем очень показательной. Я узнала в "Великом Востоке" Брюнеля Левиафана Армады из "Шрама" Чайны Мьевиля. Со знанием этой истории параллели Мьевиля становятся прозрачны. Изамбард Кингдом Брюнель (безумное имя, братья!) был известным инженером, построившим Британии массу железных дорог, мостов и крупных кораблей. Но перед смертью он решил сделать невероятно гигантское стальное судно для ,богатых, которое могло бы плавать вокруг света и везти нужный для этого запас угля с собой, а также вмещать 4000 человек. Затея не то чтобы слишком духоподъемная, но Брюнель был всецело ей увлечен.



На деле затея обернулась неудачей — финансовые трудности, а также невозможность спустить корабль на воду ухудшила состояние Брюнеля. "Великий Восток" отправился в плавание без него, и это плаванье вряд ли можно назвать триумфальным. Колосс использовался при прокладке трансатлантических кабелей, а затем был продан и разобран на части ради сырья. История все равно увлекательная. А вот здесь можно почитать про успехи Брюнеля в строительстве:
http://nnm.me/blogs/kryaker41/inzhener-bryunel/.

Трансконтинентальная железная дорога

Индейцы, Гражданская война, суровые торговцы, которым поручили построить железную дорогу через горы под три километра. Из этой серии можно узнать, что трансконтинентальную дорогу США строили китайцы. Русским, за которых все строят таджики, должно понравиться.

С удовольствием посмотрела бы такой же сериал про советские гиперпроекты.

(04.09.2013)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: