Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Жертвоприношение / Offret (1986)


Жертвоприношение
Средняя оценка: оценка: 4.5
1986. Швеция / Швейцария / Франция. 142 мин.
Жанр: мистика / драма.

Режиссер: Андрей Арсеньевич Тарковский.
Сценарий: Андрей Тарковский,
Оператор: Свен Нюквист.

В главных ролях: Эрланд Йозефсон.
В ролях: Сьюзен Флитвуд, Аллан Эдвалль, Гудрун Гисладоттир.

Награды:
МКФ в Каннах — Гран-при жюри, лучший оператор, приз экуменического жюри, приз ФИПРЕССИ.
BAFTA — лучший иностранный фильм.
МКФ в Вальядолиде — "Золотой колос".
Guldbagge Awards — лучший фильм, лучший актер (Э.Юзефсон)..

Интересные факты о фильме:

Тарковский в течение нескольких дней искал место для сцены атомной катастрофы, паники. Он нашёл это место, и это был тоннель, лестница и небольшая площадь перед ними. Там и была снята эта ужасная и прекрасная сцена. А через некоторое время был убит премьер-министр Швеции Улоф Пальме. Убийца стоял на том самом месте, где находилась камера во время съемок фильма.

Смотри также: Фильмы про ядерный холокост

Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Жертвоприношение"

Жертвоприношение оценка: 4.5

В "Жертвоприношении" Андрей Тарковский решил сыграть в Ингмара Бергмана: этим объясняется и выбор оператора (постоянный оператор Бергмана — Свен Нюквист), и выбор актеров (Эрланд Йозефсон — постоянный актер Бергмана).

Начало фильма выглядит чудовищно. Ненатуральные монологи, еще более неестественные диалоги.

Некогда знаменитый театральный актер живет на отшибе шведской цивилизации — на песчаной косе, робко выступившей в море из болот. Он живет со своей семьей в уединенном доме — что опять же является прямой отсылкой к Бергману (и к личной биографии, и к фильму "Как в зеркале"). Толком неизвестно, почему артист завершил карьеру. Он живет тут со своим малолетним сыном и женой, которая выходила замуж за известного артиста, а оказалось, что вышла замуж за тихого сумасшедшего.

У него — день рождения. К нему приезжают немногочисленные гости и родственники. В этот праздничный вечер начинается война. Ядерный апокалипсис.

И вот тут-то, наконец, заканчивается пародия на Бергмана (пародия вообще на "всё" культовое шведское — даже сына герои называют Малышом, по типу как "Малыш и Карлсон") и начинается Тарковский.

Тарковский и Нюквист создают поразительную визуализацию жизни на периферии атомной войны, на этом песчаном береге, враз потемневшем.

Также прекрасно изображен сон героя.

Герой фильма, подавленный ужасом, возносит молитву к Богу: он готов пожертвовать всем, чтобы было так, как всегда. Он готов на всё, чтобы восстановилось то серое мирное утро, как сегодня. Он готов принести Богу в жертву своего единственного и любимого сына.

Его гость, приятель, местный почтальон, некогда занимавший высокую должность (а сейчас он развозит почту и предается своему любимому занятию — коллекционирует свидетельства таинственных случаев) прямым текстом сообщает ему, что служанка его — ведьма. И что если он переспит с этой ведьмой, то тогда ведьма исполнит любое его желание. Герой фильма не верит в этот бред, но ужас перед страшно изменившимся миром так велик, что он садится на велосипед и едет в гости к своей служанке...

Потом наступает утро...

Больше о сюжете я не скажу ни слова. Замечу лишь — для тех, кто видел и "Жертвоприношение", и "Как в зеркале", — что Тарковский делает финал более двусмысленным, более недосказанным, чем фильм Бергмана, от которого он, несомненно, отталкивался — это что касается развития сюжета. (Например, мы так до конца и не поймем, ведьмой была исландская служанка героя, или же нет).

Андрей Тарковский сделал поистине уникальное кино. Это единственный фильм в жанре "ядерный апокалипсис" + "мистика". Ничего подобного я прежде не видел, да и не увижу никогда, потому что фильм вышел точно в свое время и точно отразил страх того поколения (в том числе мой, хотя я был тогда щенком) перед атомной бомбой.


А этот кадр — несомненно отсылка к "Девичьему источнику".

(28.03.2015)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: