Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Слон / Elephant (2003)


Слон
Средняя оценка: оценка: 4
2003. США. 81 минута.
Жанр: драма.

Режиссер: Гас Ван Сент.
Сценарий: Гас Ван Сент,
Оператор: Харрис Савидес,
Композитор: Людвиг Ван Бетховен.

В главных ролях: Алекс Фрост, Эрик Дойлен.
В ролях: Джон Робинсон, Элиас МакКоннел, Джордан Тейлор.

Награды:
3 премии Каннского кинофестиваля — "Золотая пальмовая ветвь", лучший режиссер, киноприз французской общеобразовательной системы.
Синдикат французских кинокритиков — лучший иностранный фильм.
New York Film Critics Circle Awards — лучший оператор..

Интересные факты о фильме:

  • Большая часть фильма была сымпровизирована.
  • Персонажи, которые появляются в компьютерной игре, взяты из предыдущего фильма Гаса Ван Сента "Джерри".
  • Фильм основан на коротком рассказе друга Ван Сента, режиссера и сценариста Хармони Корина.
  • Этот фильм, так же как и "Джерри" и "Последние дни", входит в "Трилогию смерти" Гаса Ван Сента.

    Версия для печати

    Купить лицензионный диск на Ozon.ru.


Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Слон"

Слон оценка: 4

На той неделе посмотрел по "Культуре" фильм Гаса Ван Сента, фильм удивительный, загадочный, непостижимый лично для меня. Гидрофильм, в котором персонажи движутся, будто находясь в воде (или во сне), фильм, по всем параметрам сделанный будто бы специально для того, чтобы меня усыпить, но, однако ж, не усыпляющий, а наоборот, странно бодрящий, будто вставляющий спички в глаза — хотя ко времени просмотра спать мне хотелось неимоверно и безо всякого кино. Разобраться в причинах сего непонятного атмосферного явления я не могу до сих пор.

Картина Гаса Ван Сента посвящена событию, не такому уж редкому в современной процветающей Америке, — по-рыбьи холоднокровному (и здесь, как видите, присутствует водная тема) убийству школьниками своих одноклассников. На экране Гас Ван Сент воссоздает один день из жизни и смерти учащихся средней школы "Колумбина", г. Литтлтон. В этот роковой день два ученика пришли в школу, вооруженные до зубов, и устроили кровавое месилово. Режиссер пытается дать объяснение этому бессмысленному (ли?) поступку, и в конце концов это объяснение даёт — надо сказать, объяснение тривиальное, и потому не воспринимаемое всерьез. Впрочем, объяснение выглядит приемлимым благодаря изяществу решения, лежащему опять же в общей водяной среде фильма: герои играют в тупейший компьютерный 3D-shooter, в который ни один настоящий школьник не стал бы играть, ибо все противники в игре повернуты к тебе спиной, а, главное, движутся с той же скоростью, с какой движется фильм, — то есть крайне медленно, печально, медитативно. Игра невыносимо скучна, но, видимо, обладает для героев той самой незаурядной привлекательностью, коей обладает фильм для зрителей.
Жестокие компьютерные игры, обидки на одноклассников и учителей, легкая доступность оружия — вот причины, способные сделать из заурядного школьника убийцу. Позвольте, однако, не согласиться с этим лежащим на поверхности утверждением. Фильм Ван Сента выглядит слишком метафизично, чтобы удовольствоваться таким вот. Путешествуя через тоскливые кущи холодного рая, презрев спокойную жизнь в глубинке, социально обеспеченную старость, герои побеждают запланированную добрым государством естественную смерть в собственной постели через 70 лет. Вылизанная до блеска школа, с хорошо оборудованными классами, с заботливо созданными "клубами по интересам", обагряется кровью и наполняется немотивированной агрессией — причем, агрессией в большей степени условной. Это не столько жестокое убийство, сколько некий мор, падёж. Школьники-убийцы ведут себя интеллигентно, ходят чинно, не размахивают руками. Да и жертвы достаточно спокойно принимают смерть. Баланс не нарушен, не укладывающееся в уме Событие не нарушает естественного течение событий. Это просто камень, брошенный в широчайший речной поток. Но говоря словами Макмерфи из "Пролетая над гнездом кукушки": "Я хотя бы попытался". В этом плане очень показателен и даже символичен один персонаж, которого я назвал про себя Черным Леммингом. Флегматичного вида юный негр "плывет" по коридорам школы навстречу смерти. Вряд ли он идиот. Он идет навстречу смерти, потому что все бегут от нее. Он же намеренно плывет напротив течения, шагая один по мгновенно пустеющим коридорам, и в конце концов получает свою пулю в живот. Он сделал свой выбор. Не тот выбор, о котором так много говорили демократы, а настоящий, неуправляемый извне выбор, то есть, выбор, сделанный действительно самостоятельно, вопреки всему.

В фильме использована музыка Людвига Вана Бетховена, видимо, затем, чтобы задать полемическую перекличку с другим эстецким фильмом о насилии — "Заводным апельсином" Стенли Кубрика (как известно, Алекс тащился от пятой — или девятой симфонии Людвига Вана). Бодрость 60-х — 70-х осталась позади, как бы утверждает Ван Сент. Настало время печальных и медленных "Лунных сонат", сыгранных участниками драмы самолично, и сыгранных, надо заметить, через пень-колоду. И всё же насилие не потеряло своей привлекательности. Насилие так же привлекательно и так же гармонично, так же созвучно с жизнью молодых, как привлекательна и гармонична великая "очистительная" музыка… Но еще более привлекательна собственная смерть. Подлинный эмо-фильм!

(15.05.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: