Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Ледниковый период 2. Глобальное потепление / Ice Age: The Meltdown (2006)


Ледниковый период 2. Глобальное потепление
Средняя оценка: оценка: 4
2006. США. 91 минута.
Жанр: детский / комедия / мультфильм.

Режиссер: Карлуш Салданья.
Авторский коллектив: Джерри Суоллоу, Питер Голк, Джим Гехт, Шон М. Мёрфи,
композитор Джон Пауэлл.

В главных ролях: Дэнис Лири, голоса: Рэй Романо, Джон Легизамо, Квинн Латифа.
В ролях: Шонн Уильям Скотт, голоса: Джош Пек, Джэй Лино.

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru. Цена — 239 руб.


Алексей Нгоо: Белочка навсегда

оценка: 4

Считается, что все продолжения хуже оригиналов. В качестве исключений, лишь подтверждающих эту нехитрую истину традиционно приводят три пары: Новый завет круче Ветхого завета, Приключения Геккльбери Финна круче Приключений Тома Сойера и, наконец, Крёстный отец-2 круче Крёстного отца-1 — ни один из вышеперечисленных фильмов я не смотрел, зато могу сказать, что теперь исключений не три, а четыре. Айсэйдж-2 на несколько долихоцефальных голов выше беззубой первой части.

Впрочем, можно ещё вспомнить, что "Очень страшное кино-3" лучше и первой и второй части, вот только режиссёры там были разные, так что сравнение не вполне корректно. В таком случае, однако, и Ветхий с Новым заветы, написанные разными группами авторов тоже вполне могут быть исключены из списка, потому что у них только редактор был одинаковый. Разбирая дальше, сталкиваемся с инфой, что "Айсэйдж-2" снимал целиком Карлуш Салданья, тогда как в первой части он был только сорежиссёром при Крисе Вердже, и у нас появляется возможность выкинуть и "Айсэдж-2" из списка, но вот это было бы совсем свинством.

"Айсэйдж-2" — свидетельство того, что кое-кто на планете умеет работать над ошибками, отсекать неудачные щупальца и тянуть до неба успешные хоботки. В первой части единственным светлым пятном была саблезубая белка Скрэт, которая своим орехом вытянула фильм хоть на какое-то подобие высоты. В "Айсэйдже-2" её экранное время было — славо Ктулхо — многократно увеличено, и более того на подмогу ей были созданы два замысловатых опоссума, которые не давали зрителю скучать, когда белка выпадала из поля зрения камеры. В итоге вместо скучно-тоскливого зрелища мы увидели яростный, стремительный мульт, который не стыдно и отрецить.

В голивуцкой мультипликации давно сделали правильный вывод из закона немультипликационного кино, что если в хвильме есть дети или животные, то внимание и сочувствие зрителя будет привлечено к ним. Поэтому голивуцкие мультипликаторы делят героев на два лагеря — в одном скучные главные герои, в другом — потешные эпизодические персонажи, на которых сосредоточен зрительский антерес. Главные герои со своей пресностью создают "тело" мультфильма, из их уст изливаются всякие "мессиджи" и пропедевтические затравки, эпизодические же герои придают фильму остроту, перчинку и сахаринку. Спрашивается, а почему нельзя сделать фильм, состоящий целиком из перчинок и сахаринок? А потому, что такой фильм будет невозможно смотреть — зритель устанет уже на пятой минуте, перчинки с сахаринками потеряют вкус. Поэтому и нужны пресные главные герои, они обновляют рецепторы, глядучи их зритель снижает свой накал, и вот — через пару эпизодов он опять готов хихикать над саблезубой белкой Скрэт, пряничным человечком или ещё кем-то.

Главные герои второго "Айсэйджа" те же, что и в первом — мамонт, саблезубый тигр и ленивец. Изюминка тут в том, что традиционно в мультфильмах-ходилках главных героев два, один из них — безбашенный "ослик", другой — рационалист "Шрек" (Алекс и Марти в "Мадагаскаре", Салли и Майк Вазовски в "Корпорации монстров", Рита и Родди в "Смывайся!", Буг и Эллиот в "Сезоне охоты" брат Уэйнс и Брюс Виллис в "Последнем бойскауте" и т. д.). Роль саблезубого тигра — ноу-хау создателей сериала, причём ноу-хау вынужденное. Создателям пришлось тащить его балластом из первой части, где он играл вполне традиционную роль засланного казачка, который по мере продвижения сюжета проникался к главным героям симпатией и становился на их сторону. Во второй части для него пришлось раздваивать типаж "Шрека", забирая те или иные функции у мамонта Мэнни. Создателям "Айсэйджа" вообще свойственна некоторая чрезмерность. В их фильме зеркалят не только тигр и мамонт, но и белка с опоссумами в роли главного аттракциона, потоп и крокодилы в роли главной угрозы, забавных эпизодических ролей вполне хватило бы на восемь "Делай ноги". Однако чрезмерность эта — умеренна и не переходит границ здравого смысла, а лишь оживляет течение фильма и доставляет удовольствие невольному зрителю.

В фильме кроме грифов, нет ни одного привычного для нас зверька. Отнеся действие на сорок тысяч лет назад создатели дали себе возможность вволю похвантазировать на предмет доисторической флоры, как архаизировав некоторых животных (бобрам были пририсовано по рожку), так и создав вполне себе новых (особенно удался Быстрый Тони — смелая хвантазие по мотивам ккэрролловских Грифона и черепахи Квази). Оба-три главных героя принадлежат к видам, которые так или иначе впоследствии вымерли (разве что ленивцы остались, если кнчн нынешние ленивцы и Сид могут хоть встать рядом), но не смотря на это внимание акцентировано на вымирании мамонтов (как некой общеизвестности, которой можно играть), вокруг Мэнни так и вьются стайки животных, пришедших поглядеть на "последнего мамонта". Идея "последнего в своём виде" и становится одним из главных сюжетных движителей мультфильма (даже тут авторы не смогли не быть чрезмерными — с одной стороны герои спасаются от потопа, с другой — ищут Мэнни подружку). Комизм ситуации заключён в том, что когда друзья находят Мэнни самочку-мамонтиху, оказывается, что та охмурена опоссумами и всерьёз считает себя опоссумом. Свято уверенная в том, что мамонты вымерли, она с недоумением и недоверием взирает на живого покойника Мэнни и даже жалеет его. Когда, наконец, недоразумение проясняется и Элли сознаёт себя мамонтом, проблемы не кончаются, начинаются гендерные заморочки. Элли чужды идеи "долга перед видом", она обижается на прямое предложение Мэнни прямо тут и сейчас восстановить популяцию и говорит, что "восстанавливать вид ни сегодня ни когда-либо мы не станем" — повторяется ситуация из Леопольд 'Баттерс' Стотч — "Южного Парка", серии где Картмен, чтобы поехать вместо Баттерса в какой-то мексиканский дисниленд, запирает того в подвале и говорит ему, что началась атомная война. Когда Баттерса начинают искать родители, Картмен перепрятывает его на свалке в холодильнике. Через какое-то время Баттерс вылезает из холодильника и меланхолично начинает восстанавливать цивилизацию строя из мусора библиотеки, кинотеатры и прочую дребедень. Однажды он встречает на свалке тётку-дворничиху, счастливый от мысли, что теперь-то род человеческий точно не прервётся он восклицает "Мы можем восстановить человечество!", спускает штаны и говорит "В общем я готов". Как и в "Айсэйдже", женщина в эпизоде выступает хаотическим началом, вектором, направленным к Танатосу, существом для которого эгоистические чувства превыше высшего долга, то есть существом в котором, понятия о морали не заложены.

Интересно тут то, что вообще-то биологическая роль женщины — в "сохранении", тогда как мортидом, тягой к разрушению, полон мужчина. Женщина должна его уравновешивать на чаше биологических весов, обеспечивая существование вида. Мамонтиха Элли ведёт себя в фильме не по-женски не только в описываемой сцене, она — пацанка, готовая бесконечно колобродить со своими братьями-опоссумами. По сути, она представляет собой типическую эмансипированную женщину, в которой баланс между женственностью и мужественностью смещён в мужескую сторону. Нельзя с удивлением для себя не пожать руку русским прокатчикам, которые пригласили для дубляжа Элли Яну Чурикову — флагман российской эмансипированности, умную, успешную, — и — такую неженственную. Глубины паре Элли/Яна добавляет фильм "Смывайся", где та же Чурикова дублировала Риту, линия поведения которой опять-таки идентична описанной. В контексте же технократки-Риты нельзя не вспомнить архитип женщины-эмансипе — Гаечку из "Приключений Чипа и Дейла", верного товарища, прекрасного знатока техники, с которой хорошо выпить пиво или спасти мир, но которая чужда классическому образу женщины и с которой не "построить отношения". Создатели "Смывайся!" и "Айсэйджа-2", однако, наступая на горло реальности "вскрывают" подноготную своих эмансипированных героинь, показывая что за шершавой оболочкой скрыта нежная женская душа, которой просто недо дали любви. Оба фильма заканчиваются классическим хеппи-эндом не смотря на то, что герои обоих фильмов неклассичны и даже постнеклассичны, и хеппи-энд их не в любви, а в дружбе по большому счёту. Родди из "Смывайся!" репрезентирует собой маргинальный маскулинный тип, он практически метросексуал — суетливый, и социально пассивный. При разделении роли Мэнни на Мэнни и Диего, агрессивная уверенная маскулинность отошла к Диего, отчего Мэнни получился хоть и отважным, но опять-таки неклассическим маргиналом, крайне неуверенным в себе. Его пассивность в отношении с противоположным полом снижает накал его мужественности до крайне среднего положения. Поэтому не удивляет злое замечание Сида на жалобу Мэнни "У меня никого нет" — "У тебя есть мы" — в этом замечании и подспудный гомоэротический момент и констатация факта, что лишь добравшись маскулинности Диего и Сида Мэнни становится настоящим мужчиной (весь фильм они подстёгивают его, придают уверенности).

Кстати, нельзя не обратить внимание вот на что. Кости мамонта находят по всему миру давным-давно. Из-за того, что их выкапывали из земли, долгое время считалось, что они принадлежат некоему гигантскому подземному животному. Так что мультипликационная ситуация включения мамонтихи в семью обитателей нор опоссумов не так уж и нова и оригинальна, но даже архаична.

Другая движущая составляющая "Айсейджа-2" в обыгрывании ветхозаветной идеи потопа и ковчега. Долину, в которой обитают наши зверьки, грозит затопить водами глобального потепления, однако есть маза: на другом конце долины существует некий ковчежек в котором потопа можно избежать. Авторы фильма избежали соблазна вмешать в историю некое активное начало в виде человека — Ноя ли, деда Мазая ли, ковчег оказывается просто гигантским высохшем деревом, в котором время и солнце выдолбили заболонь и ядро, дав место для размещения бесчисленных стад. Весь фильм герои идут к этому древу обетованному, претерпевая всякие приключения, танцуя с грифами, спасаясь от крокодилов, гейзеров и прочих агрессивных представителей доисторической флоры и фауны. Кстати, в контексте танца грифов интересно определённое сходство между их песней про вкусный обед (Oh, food, glorious food... marvelous food, wonderful food... beautiful food... magical food... glorious...... Foood!!) и ккэрролловской "Вечерней едой (Soup of the evening, beautiful Soup! Beau--ootiful Soo--oop! Beau--ootiful Soo--oop! Soo--oop of the e--e--evening, Beautiful, beautiful Soup!)".

Мультфильм явно ждёт продолжение. Однако правило есть правило — продолжение всегда хуже оригинала, так что немыслимо чтобы "Айсэйдж- 3" оказалось хорошим. Лучше глядите "Айсэйдж-2" и сопереживайте саблезубой белочки, как делал это я, Нгоо.

(18.05.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: