Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Меченосец (2006)


Меченосец
Средняя оценка: оценка: 2.5
2006. Россия. 108 минут.
Жанр: мелодрама / триллер / фантастика.

Режиссер: Филипп Янковский.
Сценарий — Евгений Даниленко, Константин Сынгаевский,
композитор — Игорь Вдовин,
оператор — Марат Аделшин.

В главных ролях: Чулпан Хаматова, Артем Ткаченко.
В ролях: Леонид Громов, Татьяна Лютаева, Алексей Жарков, Алексей Горбунов.

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru. Цена — 528 рублей (DVD + Audio CD)


Мор: Блокбастерная мифология "Меченосца"

Меченосец оценка: 2.5

Думаю, редкий человек не опешил на показе "Меченосца". Такую уж реакцию вызывает этот фильм, ошарашивающий тем, как и что подается на экране. Редкостно бездарные реплики, странно склеенные кадры, нелепая интерпретация традиции комиксов, ситуационная нелепица — в общем, полный фол, бесконечно усугубленный бессмысленностью и беспощадностью происходящего на экране. Если бы он не сбивался на пространственную задумчивость, я бы решила, что перед нами отечественный и изрядно ухудшенный вариант "IZO". Однако все переменится, если взглянуть на происходящее под другим углом.

Главный герой — мутант, отечественный человек икс, убивает людей вырастающим из руки мечом. Его действия непредсказуемы и не несут смыслового заряда, а дополнительных объяснений режиссер не дает. Ответы следует искать в детстве героя, где тот убивает сумасшедшего. Когда мальчик лежит в постели и говорит матери, осознавая себя чудовищем, что дети его испугались, та отвечает: "Они сумасшедшего испугались". Паренек не соглашается, осознавая тяжесть убийства и легшую на плечи ношу, начинает пробуждаться его личность, но мать лишь однообразно повторяет то же самое, поглаживая ребенка. Это событие точно указывает на причину, сделавшую мутанта таким бесполезным, — воспитание. Вполне в соответствии с анекдотом про мальчика с квадратной головой и историей про девственно чистую камеру, в которой русский умудряется профукать пару деталей. Ущербность бестолковой матери передается через скомканную заботу ее чаду, и Меченосец вырастает в замкнутого и туповатого мужчину. Судя по флэшбэкам, никаких других впечатлений, начиная с детства и до момента, когда он стал мужчиной, у него нет. Либо мать закрыла его дома, и он вырвался на свободу, словно Кинг Конг на просторы города (такой мальчик-даун, воспитанный волчицей), либо же паренек рос под присмотром гувернера в отдаленной деревне. Как бы то ни было, результат налицо.

Все это проливает свет на дальнейшие события. Шутка об алиментах выглядит неуместной, неудачной именно потому, что о юморе у мрачного мальчика с мечом представления тоже нет никакого. Не научили, не рассказали. Он даже говорить-то толком не умеет, каждое слово дается с трудом. Потому набор реакций Меченосца крайне беден. Он либо находится в бездействии, как меч в ножнах, и эти времена характеризуются печальной протяжной музыкой, уходами в закат, крышами, либо вкладывает чрезмерную энергию в ответный удар, когда его "обижают". Абсолютная бессвязность его действий и вопиющая алогичность сценария с этой точки зрения легко объяснимы. У его действий просто нет способных долго прожить причин.

Кстати, советую обратить внимание на то, что батюшка становится неотъемлемым атрибутом отечественного кинематографа. Снимать кино русским сейчас очень трудно. Былая идеология не подходит, новая отсутствует, а беспросветная чернуха всем надоела. Раньше схема была понятна: Родина, сила, сплоченность, братство, равенство, порядочность, работа плечом к плечу, образ партии, вождя, чистые эмоции, словно сошедшие со страниц книг. Сильная идеология поддерживала даже бесполезное произведение искусства своей тяжелой рукой, вызывая желание просочиться сквозь прутья однозначности. Сейчас идеология как таковая отсутствует, а потому режиссерам, живописующим реальность, приходится ее придумывать. Фантазия отказывает, обращается к чему-то древнему, допартийному, досталинскому, монархическому, но представления упираются в "мужика", баню, березовый веник, жбан самогона, бабу с коромыслом. И в итоге при полном отсутствии национальной идеи возникает идея православия, либо попытка возвращения к вечному, к уровню пословиц и поговорок, реализованная на жирном материале "вечного пьянства" русского, его "загадочной души". Когда я читаю выражение "загадочная русская душа", то понимаю, что рецензенту нечего сказать. Дескать, все плохо у нас в России, но зато веруем в Господа Бога. Грязь, вонь, хлябь, топь, пьянь, примитивный уровень быта, серость, отсутствие индивидуальности, уродливый язык, — вот что отличает фильмы о якобы "простом человеке". Обязательно где-нибудь в уголке — православие или языческие обряды. Что показательно, эти фильмы безнадежно устарели, можно не смотреть на год выпуска — они мертвы при рождении.

Я даже не называю это кино "нашим". Оно не наше, не мое, а отчетливо чуждое. Загадка, почему нельзя снять фильм об умных, интеллигентных людях в России, не об упадочной жизни, а о стремлениях и свершениях, оригинальных характерах в настоящем. Я вижу таких людей, я общаюсь с такими людьми, так где же их экранные воплощения? Кино давно перестало быть злободневным, оно застряло где-то на стыке продолжения линии девяностых и тотального духовного обнищания двухтысячных; оно обрисовывает людей неинтересных и несуществующих. Пиком развития развлекательного кино на настоящий момент являются лубки вроде "Питера ФМ" или пластик вроде "Охоты на пиранью", а "независимое" продолжает играть ту же дурацкую разложенческую ноту. И нет фильма, где не обсасываются любовно постылые дворики, обшарпанные здания, грязные парадные, щербатый асфальт. Я не могу назвать это кино русским, потому что оно нерусское. Не могу назвать российским, потому что Россия сейчас не ассоциируется у меня с какой-то линией, какими-то достижениями. Это страна, которая проиграла и отступила. А потому снимаемое с упадническими интонациями кино — надоедливая шарманка с того света.

Янковский же не снимал фильм "о простом человеке", взявшись за самого что ни на есть непростого, но при этом не смог освободиться от хомута, изображая бандитский беспредел и пьянь-отца. Священник настолько бледен, эпизод с отцом столь незначителен, а бандиты — бесполезны, что сразу видно, — автора интересовало другое. Он взял действительно странных людей, поставив во главу угла их взаимное спасение. Героиня Чулпан Хаматовой, богемная персона, либо покончила бы жизнь самоубийством, либо прожила бы ее жалко, сыто и бессмысленно, постепенно старея рядом с богатым и тупым любовником. Но однажды она возвращалась домой с очередной вечеринки с кислотой, рассуждениями и танцами, встретила такого же упертого, как она, импульсивного мужчину и приобрела взамен серости трагическую смерть, так симпатичную деятелям искусства. Многие поругали встречу Саши и Кати за схематичность и нелепость, но они просто не секут фишку. Встреча как раз — один из самых достоверных моментов в ленте, потому что из противостояния, из высеченной искры между а)пресыщенной, нахальной леди и б)не имеющим ориентиров убийцей-юродивым рождается вначале раздражение, потом ярость, затем страсть и — как продолжение — любовь. И вот тут-то Янковский начинает живописать, а не добираться до.

Все происходящее далее — это образ, скульптура даже, а не кино в том смысле, в котором оно понимается зрителем. Это песня, мелодия, пластическое колыхание шелка, на котором изображена эпик-история о всепобеждающей любви, делающей из Дауна — человека, а из ничтожного копошения — сначала счастье, потом трагедию. Это как китайские опусы, где люди прыгают с бамбука на бамбук в развевающихся одеждах. Потому картина так бессловесна. Реалии жизни Янковского нисколько не интересуют, его интересует ситуация, и он ваяет ее с истинно кимкидуковской тягучестью. Причем любовь Меченосца не перерождает героя, не изменяет его сути, а только дает смысл. Чрезмерная серьезность, некоторая туповатость и замкнутость главного героя обретают Причину — теперь он защищает Катю, которая тоже теряет черты испорченной "женщины искусства" и становится частью мифа, чем-то прекрасным. И оба героя, невнятные вначале, наконец-то находят свою колею, расправляют крылья. Ну а насколько Янковскому удалось снять кино, — совсем другой вопрос.

"Меченосец" в данном ракурсе представляет собой неудачную, но все же попытку избавиться от бытописательства. Одновременно это и стремление облагородить западный пластиковый комикс-муви, добавив восточной недосказанности. При этом отчетливо видно, что непростой человек, мутант, носитель оружия едва не превратился в руках Янковского в Ваньку-дурачка, проявляя пленку стереотипов под действием самостоятельности. В любом случае, кино знаковое, потому что знаменует, с одной стороны, развитие трэша в России, начатое фильмом "Лифт", с другой, — стремление создать Новое Кино. Такая вот блокбастерная мифология.

И — да! — мне фильм местами понравился.

(24.10.2006)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Меченосец"

оценка: 2.5

МеченосецЯ поспал "Меченосца" Филиппа Янковского и хотел бы сказать о нем пару слов. Вообще, кино интересное, только плохое. Причем плохое не в целом, а частично, но вот эти плохие "куски кинотела", они не просто плохи, они ужасающи, отвратительны. Благодаря им, я заснул через 20 минут после начала, и потому пришлось после финальных титров перематывать, возвращаться к этим кускам, которые горьким комом застревали в горле, тогда как во сне проглатывались легко и безмятежно. Никогда еще так хорошо и сладко не спалось мне под фильм.

Зачем вообще фильм снимал Янковский? Фильм очень похож на "Гарпастум", хотя "Гарпастум" снял Алексей Герман-младший. Доверили бы лучше Бондарчуку. Федор — парень простой, без заёбов. Решил снять фильм а-ля "Цельнометаллическая оболочка" и "Взвод" — и снял. Ну и что, если фильм насквозь вторичный, зато всё по-настоящему: голливудские спецэффекты, голливудский пафос, танки-самолеты, бомбы-пулеметы, выжженные земли и настоящий американский Бондарчук в настоящей характерной роли потрепанного войной настоящего младшего офицера с характером.

"Меченосца" тоже гримировали под русско-голливудский блокбастер, фильм-комикс. Год назад Питер Джексон приобщил к крупнобюджетному кино известного сиониста пианиста Эдриена Броуди — так вот даже Артема Ткаченко, похожего на Броуди как две капли воды, приобщили к участию в нашем родном "шедевре масскульта". Вот как раз Ткаченко, а вернее, главный герой, мне очень понравился. Есть что-то простое и прекрасное в том, что где-то в простой несчастливой семье родился сын-урод, у которого по неизвестной причине вдруг вырастает из ладони длинное и самозатачивающееся лезвие. Это настолько бредово, что замечательно. Это круто, как "человек-летучая мышь". Из таких персонажей как раз и получаются мифические герои. А наш герой — он гораздо лучше какой-то летучей мыши. Потому что он наш. И потому что его происхождение исчезает в загадочной тьме (то есть, никаких дебильных метеоритов не падало, радиоактивные пауки меченосца не кусали, он просто таким уродился... под обескураживающим воздействием на его родителей стеклоочистельных средств).

Но фантазия авторов, так замечательно вырисовавшая образ меченосца, отдохнула на всём остальном. Вообще НА ВСЁМ (тут, я думаю, вопрос еще упирается и в низкий бюджет). Дальше — кто в лес, кто по дрова (дров в фильме хватает, но к ним мы еще вернемся). Оператор и Янковский, позабыв о сюжете, часами любуются осенними пейзажами, Ткаченко хмуро плавает на корабле и пиздит всех подряд, когда клинком, а когда по старинке ломом (эти веселые сцены занимают минимум времени, всё остальное время Меченосец лишь подкрадывается к жертвам, не забывая время от времени присоединиться к Янковскому с оператором полюбоваться пейзажами). Хаматова с детской улыбкой часами лежит в больничной койке или три часа умирает на руках. Откуда-то появляются бандиты, менты, крутые авторитеты и прочие шофёры, наостоебенившие своей шаблонностью еще с начала 90-х, когда российское жанровое кино только рождалось, причем, рождалось в мучениях... и умерло при родах.

Впрочем, можно понять наших режиссеров и сценаристов. Одно дело снимать фильм про Бэтмена или Дика Трейси по комиксам, в каждой серии которых по тыще сюжетов, — тут уж грех не скомпилировать их во что-то плотное и занимательное, — а другое дело, придумывать с нуля. Вот и придумалась с нуля тоскливая тягомотная херь со стереотипными бандитами, ментами и прочим говном, которое обычно придумывается, когда с фантазией проблемы. Проблемы же, похоже, у всех. А тут еще и Филипп Янковский со своей "артхаузной претензией" подоспел, начал разводить седьмую воду на киселе, притом с многочисленными флешбеками главного героя в точно такой же унылый тягомотный мрак, как и мрак, окружающий его в сюжетном риалтайме.

Тем не менее, финал позабавил. Меченосец, убежавший от тюрьмы и от сумы, всё же исполняет свой гражданский долг, искупает вину за нарушение Уголовного кодекса РФ. Вместо того, чтобы годами валить по кедру в день, он всего десятком махов вырубает целую просеку — причем обойдясь без казенных циркулярных пил. Ну и что, что зацепил походя вертолет. Как говорится, "лес рубят — щепки летят".

Хочется всё же надеяться, что это не последний фильм-комикс Янковского, и что лет через двадцать ему удастся сделать пристойное жанровое кино, от которого проперлись бы даже мы, поклонники сраного Голливуда :)

(14.11.2006)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: