Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Кэрри / Carrie (1976)


Кэрри
Средняя оценка: оценка: 4
1976. США. 98 минут.
Жанр: ретро / триллер / ужасы / экранизация.

Режиссер: Брайан Де Пальма.
Сценарий: Лоуренс Коэн по роману Стивена Кинга,
композитор Пино Донаджио,
оператор Марио Тоси.

В главных ролях: Сисси Спейсек.
В ролях: Пайпер Лори, Джон Траволта, Эми Ирвинг, Нэнси Аллен.

Награды:
1977 — лучшая актрисса: Сисси Спейсек — (Премия национального общества кенокритегов Америци); Гран-При — (Фестиваль фантастических фильмов в Авориа).

Интересные факты о фильме:

Название школы в фильме звучит как Бейтс-Хай, что есть намёк на Нормана Бейтса из фильма "Психоз". Также в "Керри" использована четырёхнотная скрипичная тема, позаимствованная оттуда же... В сущности Брайан Де Пальма никогда и не скрывал что неровно дышит в сторону Хитча.

Свинная кровь, вылитая на Сисси Спейсек является подкрашенным пищевыми красителями сиропом, хотя актрисса требовала дать ей искупаться в потоках настоящей кровищи.

Сценарий предписывал чтобы дом Уайтов был погребён под куском скалы. Создатели фильма провели ночь в неудачных попытках реалистично изобразить это. Когда настал рассвет они решили выкинуть скалу и спалить дом нах. И увидели они что это хорошо и оставили так.

Сью Снелл и её мать были сыграны Эми Ирвинг и Присциллой Пойнтер, которые действительно приходятся друг другу матерью и дочерью.

Это был первый роман Кинга, по которму было снято кино.

Джордж Лукас и Брайан Де Пальма проводили совместное прослушивание к "Карри" и "Звёздным войнам". Ходят слухи, что изначально Сисси Спейсек пробовалась на роль принцессы Леи, а Кэрри Фишер — на роль Кэрри, но после того, как Фишер отказалась играть в сцене с обнажёнкой, а Спейсек наоборот загорелась идеей в ней появиться, они поменялись местами.
Однако Фишер опровергла эту историю с статье "Сила не пребывала с ними" об актёрах не прошедших кастинг к "Звёздных войнам". В статье цитировались слова Фишер "Если бы дело было лишь в том нравицца ли мне играть голышом, я бы играла голышом... В любом случае, все это полнейшая чушь [что Фишер отказалась играть роль Кэрри]."

Нэнси Аллен потом говорила, что и не думала что играет отрицательный персонаж до тех пор, пока не увидела окончальный вариант фильма. Она-де полагала, что они с Траволтой играют настолько самовлюблённых дебилов, что воспринимать их можно лишь в комическом ключе. Пайпер Лори также думала, что роль Маргарет Уайт слишком вычурна, так что фильм просто обязан быть комедией.

Для прослушивания Сисси Спейсек мазала себе волосы вазилином и старалась не мыть лицо. Также она носила моряцкую одёжу швами наружу.

Сисси Спейсек спросила Де Пальму как он хочет чтобы выглядела её реакция когда Кэрри обнаруживает, что истекает кровью в душе. Де Пальма ответил "Это должно быть похоже как если б тебя сбил грузовик". Спейсек поговорила со своим мужем, работавшим на фильме арт-директором, который в детстве был сбит машиной в момент разгладывая как соседи украшают дом рождественской гирляндой и положила его переживания в основу сцены.

Большинство девушек, снимавшихся в сцене в раздевалке сначала колебались насчёт того, стоит им появляться в фильме голыми или нет, однако после того как Де Пальма показал им кадры с голой Спейсек они обрели больше уверенности в собственных силах.

Де Пальма захотел, что бы Бетти Бакли ударила Нэнси Аллен по настоящему. Однако потому, что Аллен никак не могла понять какой реакции добивается от неё Де Пальма, Бакли успела вломить той около тридцати раз.

В доме Кэрри религиозная фигурка, пронзённая стрелами изображает святого Севастьяна. Это не распятие, это не Иисус!

занятные факты позаимствованы с imdb.com

Версия для печати

Алексей Нгоо: Кэрри, или самозаклание агнца

оценка: 4

Забавно, но не смотря на всю любовь отечественного зрителя к продукции голивуда, по крайней мере один жанр всегда оставался вне отечественного интереса — жизнь голивуцкого школьника за редким исключением вроде "Американских пирогов" или клипа певицы Бритни Спирз "Гив ми бейби ван мо тайм" никогда не трогала нашего зрителя и не волновала. А зря — ведь "драма взросления" — один из самых сакральных для америци жанров, закладывающий программу вливания в социум будущего потребителя трети мирового валового продукта. Школа для американца чем-то подобна храму — не даром судя по кинолентам устроена она везде одинаково, в соответствии с каноническим образцом: тут блестящий гламурный спортзал, тут — классы, тут — начищенные коридоры, наконец, тут — кабинет директора и тому подобная шняга. Сакрализация места подчёркивает священную важность события в этом месте совершаемого. Окончание школы или потеря девственности на школьном балу — момент не менее важный, чем конфирмация, День Благодарения или празднег бриса.

Это недолгое вступление понадобилось мне для того, чтобы пожаловаться — фильмы об взрослении американских школьнечгов обходят нас стороной и потому что можно сказать умного об этом жанре? Да ничего. Залезая на айэмдибикоме в тривию комедии вроде "Not another teens moovie" ("Недетское кино" в российской культурной традиции), высмеивающей как раз упомянутый жанр входишь в нравственный коллапс — там, оказывается, цитата на цитате из фильмов, которые ты в лучшем случае слышал однажды где-то по названию. Чужая и чуждая вселенная. Далёкая и недоступная.

Посему сказать о месте "Керри" в череде подобных лент мне не представляется возможным, придётся вырывать её кровоточащее тельце из контекста и рассматривать типичное явление в качестве единичного, что уже смешно, озорно и забавно.

Собственно, я совершенно не готов воспринимать "Керри" как требует того классическая кенокритека — как образец триллера или фильма ужасов. Если он чем-то и пугает, то не яростью Керри, а злобным отношением к ней со стороны среднего школьника. Так и хочется прочертить тонкий красный вектор от "Керри" к "Слону", привязав страдания оплёвываемого на уроке ученика к страданиям Керри. Ганс Ван Сент сознательно избегает какой бы то ни было оценки в своей ленте именно потому, что за его спиной целая кинематографическая традиция, которая выставит оценку и без него. И как мне кажется — в этом и состоит главная загадка "Слона" для неамериканского зрителя — Ван Сент апеллировал к публике, знакомой с неким метакодом, тогда как необметакодченным российским кенокритегам приходится натужно морщиться и пытаться искусственно надстроить под "Слоном" базис, который без того интуитивно понятен американскому зрителю. Остаётся только поаплодировать Ван Сенту, назвавшему фильм Слон — во истину каждый слепец трогает это животное за новый орган и у каждого перед мысленным взглядом рисуется другой зверь.

По моему мнению, Де Пальма специально сделал акцент на том, что свой дар Керри ясно не воспринимает. Она не различает тонкой грани между волей и желанием, создаётся впечатление, что её телекинетическим даром руководит не её разум, а её подсознание. Она словно разбрызгивает в состоянии аффекта в пространство телекинетические волны, и они безсмысленно плещутся о берег реальности, представляя Керри отщепенкой в квадрате. Что может быть трогательней, чем унижаемый богатырь не имеющий представления о своей богатырской силе? Одно дело, когда человек сознательно отказывается от власти, в самом этом видится отблеск медных труб — мол, смотрите, я сознательно уничижаю себя, а раз сознательно, значит, делаю я это для чего-то, в надежде обменять уничижение на метафизический гешефт. Совсем другое — когда человек может уничтожить своих преследователей в один присест, но он не знает, что обладает такой силой и потому не уничтожает, а продолжает страдать — страдать чисто, мощно, самоотверженно и тем чище, чем сильнее его дар.

В интересных фактах к фильму упомянуто, что Пайпер Лори считала, что играет сатиричного персонажа, настолько её героиня гротескна и нелепа в своём пуританском экстазе. И действительно, на её действия не льзя смотреть без улыбки: насколько Керри естественна в своём неосознанном христианском подвиге, настолько же мама Керри неестественна в своём осознанном. В этом видится глубокий антиклерикальный подтекст, аналог чувства, которое вызвало к жизни Реформацию: непреодолимое противоречие между верой и церковью (понимаемой широко — в форме любой догмы), как ненужным, навязанным посредником, набухает огромным мыльным пузырём, тем быстрее, чем сильнее давление церкви и чем настойчивей её претензия на посредническую роль. В сцене борьбы матери и дочери можно увидеть парафраз евангельского эпизода об изгнании Иисусом торговцев из храма (Мф 21, 13; Мк. 11, 17; Лк. 19, 46; Ио. 2, 16-17). Мать Керри, понимая религию как место натурального обмена плотского уничижения на тёплое местечко в раю, оскверняет самую идею веры, которая требует от человека любви, молитвы и безкорыстия. Разрушая с помощью ножа её стрёмный мирок, Керри буквально следует евангельскому императиву "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф 10, 34-37).

Таким образом, Керри до последнего сохраняет в своём сердце евангельскую чистоту и непосредственность. Её беда в том, что ученики превзошли учителя, и искушения, которым подвергают её люди, оказываются сильнее тех искушений, которым подвергла Сотона Иисуса в пустыне (Мф 4, 1-11). Иисус устоял перед "разумными" искусами, Керри же была оскорблена безсмысленно, неразумно, что и разбудило в ней бессознательный аффект. В сцене разрушения школы Бейтс-Хай она выступала как бы уже и не личностью, а неодушевлённой стихией — грозной и неуправляемой. Напрашивается перевёрнутая аналогия с фон-триеровским "Догвиллем" с той лишь вышеупомянутой разницей, что Грейс совершала свой спуск в ад человеческой ненависти по собственной воле, имея за спиной два мощных крыла. Результат, однако, и в том и в другом случае был одинаков: "Jestli existuje na této planetě nějaké město, bez kterého by bylo lépe, pak je to toto." (то есть "Всех расстрелять, город сжечь"). Мы видим, что Грейс не смотря на своё "говорящее" имя мстит сознательно, иллюстрируя риторическую фигуру из третьего Спайдермена "... Месть... — она как яд, она может захватить над тобой власть и раньше, чем ты сможешь что-то понять она превратит тебя в нечто ужасное...". Тогда как Керри (чьё имя отсылает к чему-то транспортирующему, то есть безличному и даже безынициативному) формально до конца сохраняет невинность, оставаясь не субъектом, осознающим свою мощь, а объектом, чья бессознательная "отдача" может "замучить". В этом и заключена причина особенной симпатии, которую вызывает к себе Керри. В отличие от героев "Слона" или Грэйс из "Догвилля" она так и не смогла за себя отомстить, потому что формально в момент мести Керри утратила саму себя и была куда ближе по своей сути урагану Катрина.

Не менее занимательна фабула фильма, построенная на следовании каноническому шаблону. С тщательностью ритуала она выстроена вокруг инициационного выпускного бала, опутанного целым сонмом обязательных сакральных действий — пошив платья, поиск пары, выбор короля/королевы, аренда гостиницы и т. п. Бал венчает собой сюжет фильма, нависая мощной неодолимой и манящей скалою. В сущности, любая картина про американскую школу — это фильм о подготовке к выпускному балу и самом выпускном бале, на котором сходятся все намеченные сюжетные линии. Это придаёт фильмам однообразие, но с другой стороны — большинство классических голивуцких жанров не блещут сюжетным разнообразием, потому что они не "размышляют", а "фиксируют".

Нечего и удивляться, что "взрыв" Керри состоялся именно на балу, в момент наибольшего психологического, физиологического, теологического, эмоционального напряжения. Чем выше взлетел, чем дольше падать — Керри достигла потолка, объявленная королевой бала она проскользнула из грязи в князи. Конец школы был в принципе уже неминуем.

Наконец, не льзя обойти вниманием красивое, мощное начало фильма — когда сразу же в титрах появляются клубы пара, а в нём расхаживают голые тётки — это настраивает на положительный лад и фильм смотрится уже в благожелательном расположении духа. Кстати, опять-таки, большинство виденных мною лент об американских школах в обязательном порядке так или иначе содержали в себе женскую обнажёнку, видимо это один из атрибутов жанра. И пусть с того, что фильмы эти были тупыми подростковыми комедиями — есть здравое зерно в том, что гиперсексуальному подростку не отказывают в самом насущном. Гиблое пуританство, как документально зафиксировано в "Керри" не приводит ни к чему хорошему.

(31.05.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: