Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


28 дней спустя / 28 Days Later... (2002)


28 дней спустя
Средняя оценка: оценка: 3.5
2002. Великобритания. 113 минут.
Жанр: ужасы / фантастика.

Режиссер: Денни Бойл.
Сценарий: Алекс Гарлэнд,
Оператор: Энтони Дон Мэнтл,
Композитор: Джон Мерфи,
Продюсер: Эндрю Макдональд.

В главных ролях: Киллиан Мёрфи.
В ролях: Брендан Глисон, Наоми Харрис, Ноа Хантли, Кристофер Эклстон.

Награды:
Академия НФ, фэнтэзи и фильмов ужасов, США — лучший фильм ужасов.
Black Reel Awards — прорыв года (актриса Наоми Харрис).
Empire Awards, UK — лучший британский фильм.
Европейская киноакадемия — лучший оператор.
Фантаспорто — Гран-при, лучший режиссер.
Neuchâtel International Fantasy Film Festival — Narcisse Award за лучший интернациональный фильм..

Интересные факты о фильме:

  • Экстерьеры Лондона снимали по выходным, по двое минут в сутки. Съемочная группа бегала по закоулкам и просила возвращающуюся домой клубную молодежь идти другими маршрутами. В первый день съемок Дэнни Бойл задействовал в мероприятии красотку, которая стояла посреди улицы и тормозила траффик. Расчет оказался правильным: красивой телке было проще договориться с таксистами.
  • Фильм снят почти полностью на цифру. Лишь финальные сцены в коттедже отсняты на 35-миллиметровую пленку, а флэшбэки с родителями Джима на 8-миллиметровую.
  • Стивен Кинг выкупил все билеты во время показа фильма в Нью-Йорке.
  • Роль Джима предлагали Леонардо Ди Каприо. А первоначально на этой роли планировалось задействовать Эвана Макгрегора. Роберт Карлайл мог сыграть майора Генри Веста (впоследствии он исполнит одну из главных ролей в "28 неделях спустя").
  • Слово "fuck" произносится в фильме 61 раз.

    Смотри также: Фильмы про зомби и заразу

    Версия для печати

Александр Руденко: Рецензия на фильм "28 дней спустя"

28 дней спустя оценка: 3

Как известно, существует две разновидности ходячих трупов: зомби и живые мертвецы. Первых превращают в бродячие трупы (заживо, либо измертва) люди (или, скажем, инопланетяне), как правило, с какой-то нехорошей, либо научной целью. При этом используется колдовство, либо зелье, электричество, лоботомия, химикаты, оголтелая религиозная или политической пропаганда и т.д. Типичные примеры зомби: монстр Франкенштейна, Универсальный солдат, свидетели Иеговы, электорат Януковича...

Вторая категория блуждающих трупов отличается от зомби тем, что никто их такими не делал. Во всяком случае, умышленно, преследуя цель использовать их как свое орудие. Они полувоскресли, либо полуумерли из-за каких-то внешних факторов случайно.

Бешеные люди Бойла не живые мертвецы. У них нет признаков окоченения или разложения тканей. И они не зомби, потому что никто их умышленно своими безмозглыми орудиями не делал. В них случайно вселился неразумный вирус. Вот если бы в этих людей вселился не вирус, а разумные инопланетные паразиты-бодиснетчеры, тогда их можно было бы назвать зомби. А если бы в них вселилась какая-нибудь нехристианская нечисть, они бы стали подкатегорией живых мертвецов, которая называется зловещие мертвецы (если бы христианская — одержимые дьяволом). Так сложилось в киномире.

Как бы там ни было, есть такой киноподжанр "зомби-муви", по канонам которого что зомби, что ожившие мертвецы, что бешеные ведут себя одинаково — передвигаются со скоростью, зависящей от состояния их тел, и пожирают людей. Поэтому принято все эти категории обобщать термином "зомби".

Форма: "28 дней спустя" классический сплав фильма ужасов и фильма-катастрофы (эпидемиологической) — постапокалиптический зомби-муви. Как и "Ночь живых мертвецов", как и "Обитель зла".

Идея: классическая для "зомби-муви". То, что живые люди куда опаснее, отвратительнее, бездушнее, чудовищнее зомби — это нам еще Ромеро убедительно показал.

Поскольку ничего нового ни в форме, ни в идее этого фильма нет, Бойлу, который снимал не комедию, а трагедию, оставалось одно — поразить содержанием, каким-то не присущим жанру сюжетом, замысловатой житейской историей в условиях страшного, вымышленного мира. Но Бойл все же снял кино "про эпидемию", "про зомби", но не о людях, оказавшихся в стрёмной ситуации. Мы видим обычных киноперсонажей из фильма ужасов с их однообразными, хорошо знакомыми реакциями на происходящее. Впрочем, тут претензии больше к сценарию Гарланда. Обычная штамповка. Все обобщено, все предсказуемо, все сто раз видели и читали.

Поначалу показана какая-то романтическая робинзонада. Сцена, в которой чуваки и чувихи радостно катаются по супермакету, счастливые, что можно брать все, что хочешь, наводит на мысль, что оставшимся повезло. Исчез сартровский "ад — это другие" и живи себе в свое удовольствие: всего навалом и все твое. Только пересидеть где-то в укромном месте, набрав побольше оружия, пока твари не поиздохнут, а потом, если скучно станет, можно что-то придумать, если снова в общество потянет.

Только почему-то персонажи не собираются затихариться, а упорно лезут в этот самый экзистенциальный ад — к другим. И нарываются на блокпост, удерживаемый кучкой спятивших военных. Ну и снова шаблон на шаблоне — бабы должны быть общими, мужикам оружие в руки, тютя превращается в супермена... Скука.

Очень распространенная ошибка авторов, так увлечься описанием или съемкой вымышленного мира, что этот мир и становится главным героем. А сюжет выбирай из двух-трех готовых, опробованных клише. И ладно еще, если мир действительно изощренно-необычен, как в "Идеальном создании", но мир зомби и постапокалиптических отношений выживших людей уже настолько проработан в кино, что стыдно режиссеру такого уровня как Бойл на нем зацикливаться.

К счастью, использовать "мирок Бойла" по киноназначению более-менее удалось испанскому режиссеру Фреснадильо в последовавшем через пять лет сиквеле "28 недель спустя".

(09.06.2007)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Рецензия на фильм "28 дней спустя"

28 дней спустя оценка: 4

Я вам сейчас расскажу об одном фильме про зомби. Ну, то есть не про зомби, а так, про андеграунд. Потому что зомби в нём — с одной стороны вроде бы и зомби, а с другой — просто тяжело больные люди, которые рано или поздно умрут от голода. Но фильм при этом подчиняется, в общем, тем же сюжетным правилам, что и фильмы про зомби. Так что можно сказать, что это фильм про зомби.

Для Алекса Гарланда, сценариста картины, похоже, этот сценарий стал упражнением в стилизации — сюжет картины, и техническая сценарная реализация эпизодов представляют собой своеобразную кашу из апокалиптических и пост-апокалиптических мотивов, гулявших в английской фантастике в 60е-70е годы (плюс-минус, разумеется). Герберт Уэллс, Джеймс Баллард, Брайан Олдисс, Джон Уиндем — вот авторы, пожертвовавшие Гарланду большую часть своих идей, микросюжетов, и стилистических ходов для сценария "28ми дней". Смертоносный вирус, в считанные дни опустошивший страну, единицы выживших, отчаянно сражающихся за существование, и абсолютная неясность относительно того, что там, за Ла-Маншем — в общем, типично английский сюжетец. При всём при этом, как я вам уже, по-моему, объяснял в первом абзаце, это ещё и фильм про зомби, со всеми вытекающими из этого последствиями в плане стилизации под фильмы про зомби (я вообще не любитель картин про зомби, так что порассуждать о том, какие цитаты у Гарланд из картин про зомби, я не смогу). Ну или не про зомби, а про... в общем, читайте первый абзац опять.

Бойл, к 2002му году слегка подрастерявший репутацию после хорошего, но обруганного одновременно публикой и критиками "Пляжа", решил снова поавангардить. Резкое начало, не дающее даже воздуха в лёгкие набрать, после которого идёт субтитр "28 дней спустя...", выполняющий тут же и функцию названия, затем — завораживающие кадры пустынных лондонских улиц, по которым бредёт одинокий потерянный парень — всё это как-то сразу настраивает на эдакую ломано-шизофреническую волну. Вдобавок, снятый целиком на цифровое видео, фильм имеет ещё и своеобразную текстуру, местами напоминающую документальные съёмки, местами — засвеченную фотоплёнку.

Не смотря на несколько сюжетных провалов, Бойл отработал на пять — выжать из Гарланда, традиционно автора плохоэкранизируемого (если так можно сказать о писателе, создавшем всего две книги и один сценарий), картину, подобную "28 дням", я так думаю, непросто. Актёры играют просто выше всяких похвал — ну да у них шанса не было плохо сыграть, это в фильме-то, целиком построенном на "камерной", местами даже театральной актёрской игре?! Особенно хорош исполнитель главной роли, мой любимец Киллиан Мёрфи. Это был первый фильм с ним, который мне довелось посмотреть, и только ближе к последней трети я оценил, насколько его детская, безобидная внешность в сочетании с талантом может прямо-таки творить чудеса. Ну и Брендана Глисона стоит упомянуть отдельно. Зотя он был заметен и в "Храброме сердце", и в спилберговском "Искусственном интеллекте", я его запомнил после великолепной роли эпического героя Уолтера МакГинна в "Бандах Нью-Йорка". Жил, Уолтер, правда, через тридцать лет после описываемых в "Бандах..." событий (если кто помнит, у Борхеса о нём был рассказец во "Всемирной истории бесчестья"), но Герберт Эсбери решил, что этот персонаж достаточно колоритен, чтобы взять его к себе в книгу, Скорцезе, соответственно, — в фильм, ну а Глисон отыграл на пятёрку с плюсом. Но это я отвлёкся. Мы вообще о другом фильме говоим. Так вот, в "28 днях" он тоже не подвёл.

О чём этот фильм? Конечно, Бойл, которому, думаю, откровенно скучно было бы снимать просто себе апокалиптическую фантастику, сосредоточивается на психологии, жертвуя зрелищностью (из разряда которой можно вспомнить только пустынный Лондон, горящий Манчестер — сильно издалека — и красноглазых спортсменов в роли инфицированных). Сверху кажется, что фильм о том, как меняется представление человека о мире, да и о самом себе, в ситуации необходимости выживания. Или о том, что "люди убивали во все времена", говоря словами персонажа. Но мне, как неисправивому романтику, показалось, что фильм в первую очередь о "самом важном" — о том, что если рядом с тобой нет человека, который зависел бы от тебя, нет человека, от которого ты бы зависел — то всё остальное, включая и пресловутое выживание, отходит на второй план. Не случайно центральная фраза фильма — "А ты всё-таки дрогнула" — произносится героем, почти уже утратившим человеческий облик его любимой, незадолго до того рассказывавшей, что убивать надо без жалости, а сейчас не успевшей отрубить ему голову своим тесаком до момента, когда поняла, что он здоров. Любой человек дрогнет. Потому что где-то на задворках сознания у него мелькнёт мысль — "стоит ли мне вообще жить дальше, если я сейчас останусь без этого человека?" Вопрос, так сказать, высшей ценности в жизни.

Отдельное "ура" — финальной сцене, вроде бы такой из себя хэппи-эндной, но на самом деле с очень красивой недосказанностью внутри. Ведь самолёт самолётом, но мы не знаем, ни кто в нём находился, ни чего эти люди хотят, ни для чего пилот передал на базу координаты. Может, напалмом их потом?.. Мы не узнаем.

А я оптимист.

(09.06.2007)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "28 дней спустя"

оценка: 3.5

Сюжет фильма банален: какие-то радикалы, решившие спасти бедных шимпанзе, выпускают обезьян из клеток. Шимпанзе инифицированы вирусом ярости и очень заразны: достаточно харкнуть в человека и пиши пропало. За 28 дней британские острова полностью вымирают. Главный герой, провалявшийся в бессознательном состоянии на больничной койке, пропустил все самое интересное (тоже неоригинальный ход — достаточно вспомнить хотя бы "День триффидов"). Пробудившись, он видит перед собой пустой мир.

Я, конечно, ожидал, что фильм будет иметь какое-то отношение к хоррору, но, с другой стороны, понимал, что Дэнни Бойл не в состоянии делать ортодоксальное жанровое кино, — и это здорово. Также, как "Неглубокая могила" — неполноценный триллер и неполноценная черная комедия, так и "28 дней спустя" — неполноценный фильм-катастроф и неполноценный фильм ужасов. Люди, зомбированные яростью, нападают достаточно редко, по непонятной причине объединившись в небольшие группы. Улицы Лондона исключительно пустынны, и куда девались трупы — абсолютно непонятно, словно бригада дворников работала, не покладая рук, все эти 28 дней. Фильм трудно назвать динамичным, скорее, он медитативен, и лишь в финале действие ускоряется. Эта медитативность фильма, пустотность кадра, отрешенность — прям-таки антониониевская, краснопустынная. Но ежели там она символизировала одиночество и смятенность души, какую-то глубоко личную утрату, сугубо индивидуальную депрессию, то здесь, понятное дело, масштаб покрупнее, — и, кстати, "прекрасный" новый мир рисуется довольно убедительно. Все остальное (стычки с инифицированными, стая солдат) выглядит необходимым, но чуть ли не досадным довеском. Я заметил интересную особенность: Дэнни Бойл снимает фильмы о молодом поколении, где-то от 23 до 30. Поэтому старый вояка, вклинившийся в сюжет, выглядит как-то неорганично, во всяком случае, с главными героями он не гармонирует. И благодаря достаточно молодым персонажам, страдающим клинической неопределенностью, фильм напомнил мне пост-апокалиптический роман Дэйва Уоллиса "Молодой мир". Кроме всего упомянутого, саундтрек в фильме охуенный, впрочем, британскому кино последнего десятилетия это свойственно.

(09.06.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: