Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Тит Андроник / Тит — правитель Рима / Titus (1999)


Тит Андроник / Тит — правитель Рима
Средняя оценка: оценка: 3.5
1999. США / Италия. 162 минуты.
Жанр: артхаус / драма / ужасы / экранизация.

Режиссер: Джули Теймор.
Сценарий — Уильям Шекспир + Джули Теймор,
оператор — Лучиано Товоли,
композитор — Эллиот Голденталь.

В главных ролях: Джессика Ланж, Энтони Хопкинс, Алан Каминг, Лаура Фрайзер.
В ролях: Джонатан Рис-Майерс, Гарри Дж.Ленникс, Колин Уэллс, Джеймс Фрейн, Константин Грегори и др.

Награды:
был номинирован на Оскар за костюмы.
Satellite Awards — Золотой спутник за лучшую мужскую роль второго плана (Гарри Дж. Ленникс) (2000).

Интересные факты о фильме:


  • это одна из самых экстравагантных экранизаций Шекспира;
  • когда после смерти Цезаря сталкиваются два принца, их команды поддержки облачены в цвета двух римских футбольных команд — A.S. Roma (желто-красные) и S.S. Lazio (бело-голубые);
  • Джули Тэймор боролась изо всех сил против рейтинга NC-17 (лица до 17 не допускаются) и вырезала часть сцен из оргии ради такого дела. Фильм получил рейтинг R (лица до 17 в сопровождении родителей или опекуна);
  • микрофон, в который говорят выступающие, украшен лого SPQR News, что является сокращением от "Senatus Populusque Romanus", т.е. "Сенат и люди Рима";
  • в телевизионном интервью Хопкинс признался, что работа над фильмом была настолько тяжелой, что он некоторое время думал вообще не сниматься;
  • после того, как был отснята финальная сцена, Хопкинс дал выход гневу, показав известный жест со средним пальцем прямо в камеру.

Версия для печати

Мор: Рецензия на фильм "Тит Андроник / Тит — правитель Рима"

Тит Андроник / Тит — правитель Рима оценка: 3.5

Кинематограф знает немало авангардных экранизаций Шекспира, но "Тит — правитель Рима", несомнено, одна из самых циничных. Уже по поводу первоисточника ходит немало легенд — многие отрицают то, что полная коварства, жестокостей и мести пьеса принадлежит перу Шекспира, другие считают ее пробой пера, бездушной и лишенной таланта, но все сходятся в том, что это одна из самых свирепых вещей драматурга (ознакомиться можно здесь — "Тит Андроник"). Тит Андроник не имел исторического прототипа, он являлся олицетворением патриотизма и здравомыслия накануне гибели Рима, погубленного излишествами, самодурством правителей и хитростью варваров. Вернувшийся с войны полководец, пленивший королеву готов Тамору с сыновьями, приносит одного из варваров в жертву богам победы, а затем отказывается от притязаний на власть, передав ее честолюбивому Сатурнину. Но эта умеренность не приводит к положительному финалу — Сатурнин выбирает в жены Тамору, которая вместе с олицетворением зла мавром Ароном и сыновьями совершает леденящие кровь злодеяния. Тит запускает движок дьявольских преступлений, смазываемых переходящей границы родственной ревностью, страстями, насилием и изощренной местью.

Фильм не умаляет ни один из ужасов пьесы, причем происходящее подается с участием артефактов современности и вольным отношением к времени. Герои разъезжают на машинах, одетые в варварски пышные наряды, готы похожи на панков, а сын Тита играет в солдатики на кухне, увлеченно замазывая пластиковых воинов кетчупом. Но эта свобода не скатывается в фарс, фильм сохраняет пафос и накал, а Хопкинс и другие актеры выкладываются на полную катушку. Напряжение на съемках было столь велико, что сэр Энтони собирался бросить сниматься в кино. Не случилось — отошел, а Джули Тэймор сняла в дальнейшем "Фриду", собравшую порядочный урожай призов. Воинственный кордебалет четко марширующих солдат, качественная цветовая гамма и издевка над героями, — вот компоненты, которые позволили сотворить из "Тита" нечто среднее между экранизацией Шекспира, фильмом категории Б и отвязным авангардом. Именно авторская циничная усмешка сделала картину. Режиссер усмехается и над обесчещенной дочерью Тита, которой отрубили руки и язык. И над сумасшествием упрямого полководца. И над самодовольным Сатурнином, еще не понимающим, что готы с его женушкой во главе разрушат Рим. Удивительно — идет драма почти три часа, но это нисколько не утомляет, потому что найден баланс между серьезностью и скрытой бессердечной улыбкой.




Если посмотреть ролик фильма на Youtube, можно найти прямое сходство с постерами в стиле Grindhouse. Это неслучайно — здесь есть и изнасилование, и убийство, и инцест, и каннибализм. Nazi только нет. С другой стороны, эти большие и страшные слова ничуть не мешают получать удовольствие от решения, выбранного Тэймор, и накаляющихся конфликтов. В ход идет все — Тит отрубает себе руку, мавр зло хохочет (и это один из редких образов абсолютного, восхитительного злодея), Тамора ласкает обезумевшего сына, изнасилованная Лавиния вздымает вверх обрубки, в которые готы издевательски воткнули веточки, Сатурнин устраивает оргию в стиле фильма "Калигула", а кадры при этом то похожи на картины, то на скриншоты из второсортных фэнтези-фильмов. Современный саундтрэк и вставки-видения дополняют картину. Театр должен развлекать или устрашать зрителя, поэтому пьеса Шекспира — типичный пример того, чем держат около экрана. Неслучившимся развратом, грандиозностью мести, кровавой баней, строгими лицами зданий, взирающими на буйство людей. Совершенно потрясающ мальчик — сын Тита, наблюдающий за событиями. Джессика Ланж — коварная мать, некрасивая, но властная. Хорош и мавр Арон. Вся эта бесчестная игра переходит из одной стадии в другую, меняя местами потерпевших и победителей, сохраняя патетичный, драматический, но одновременно и несерьезный тон. Происходящее столь неожиданно для обыкновенного человека, что приобретает черты абсурда, притупляющего сильные эмоции.



Трудно разгадать рецепт "Тита", но бессердечие некоторых сцен заставляет получать от них удовольствие. И лавка с деревянными руками, одну пару которых мальчишка приносит сестре, и психоделически снятый вопль Лавинии, стоящей на болоте, и закатывающий глаза Джонатан-Рис Мейерс, — все это вызывает и ухмылку, и влечение, интерес. Похоже, Джули Тэймор удалось развратить меня своим жестоким театром.

(16.07.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: