Награды:
был номинирован на Оскар за костюмы. Satellite Awards — Золотой спутник за лучшую мужскую роль второго плана (Гарри Дж. Ленникс) (2000).
Интересные факты о фильме:
это одна из самых экстравагантных экранизаций Шекспира;
когда после смерти Цезаря сталкиваются два принца, их команды поддержки облачены в цвета двух римских футбольных команд — A.S. Roma (желто-красные) и S.S. Lazio (бело-голубые);
Джули Тэймор боролась изо всех сил против рейтинга NC-17 (лица до 17 не допускаются) и вырезала часть сцен из оргии ради такого дела. Фильм получил рейтинг R (лица до 17 в сопровождении родителей или опекуна);
микрофон, в который говорят выступающие, украшен лого SPQR News, что является сокращением от "Senatus Populusque Romanus", т.е. "Сенат и люди Рима";
в телевизионном интервью Хопкинс признался, что работа над фильмом была настолько тяжелой, что он некоторое время думал вообще не сниматься;
после того, как был отснята финальная сцена, Хопкинс дал выход гневу, показав известный жест со средним пальцем прямо в камеру.
Мор:
Рецензия на фильм "Тит Андроник / Тит — правитель Рима"
Кинематограф знает немало авангардных экранизаций Шекспира, но "Тит — правитель Рима", несомнено, одна из самых циничных. Уже по поводу первоисточника ходит немало легенд — многие отрицают то, что полная коварства, жестокостей и мести пьеса принадлежит перу Шекспира, другие считают ее пробой пера, бездушной и лишенной таланта, но все сходятся в том, что это одна из самых свирепых вещей драматурга (ознакомиться можно здесь — "Тит Андроник"). Тит Андроник не имел исторического прототипа, он являлся олицетворением патриотизма и здравомыслия накануне гибели Рима, погубленного излишествами, самодурством правителей и хитростью варваров. Вернувшийся с войны полководец, пленивший королеву готов Тамору с сыновьями, приносит одного из варваров в жертву богам победы, а затем отказывается от притязаний на власть, передав ее честолюбивому Сатурнину. Но эта умеренность не приводит к положительному финалу — Сатурнин выбирает в жены Тамору, которая вместе с олицетворением зла мавром Ароном и сыновьями совершает леденящие кровь злодеяния. Тит запускает движок дьявольских преступлений, смазываемых переходящей границы родственной ревностью, страстями, насилием и изощренной местью.
Фильм не умаляет ни один из ужасов пьесы, причем происходящее подается с участием артефактов современности и вольным отношением к времени. Герои разъезжают на машинах, одетые в варварски пышные наряды, готы похожи на панков, а сын Тита играет в солдатики на кухне, увлеченно замазывая пластиковых воинов кетчупом. Но эта свобода не скатывается в фарс, фильм сохраняет пафос и накал, а Хопкинс и другие актеры выкладываются на полную катушку. Напряжение на съемках было столь велико, что сэр Энтони собирался бросить сниматься в кино. Не случилось — отошел, а Джули Тэймор сняла в дальнейшем "Фриду", собравшую порядочный урожай призов. Воинственный кордебалет четко марширующих солдат, качественная цветовая гамма и издевка над героями, — вот компоненты, которые позволили сотворить из "Тита" нечто среднее между экранизацией Шекспира, фильмом категории Б и отвязным авангардом. Именно авторская циничная усмешка сделала картину. Режиссер усмехается и над обесчещенной дочерью Тита, которой отрубили руки и язык. И над сумасшествием упрямого полководца. И над самодовольным Сатурнином, еще не понимающим, что готы с его женушкой во главе разрушат Рим. Удивительно — идет драма почти три часа, но это нисколько не утомляет, потому что найден баланс между серьезностью и скрытой бессердечной улыбкой.
Если посмотреть ролик фильма на Youtube, можно найти прямое сходство с постерами в стиле Grindhouse. Это неслучайно — здесь есть и изнасилование, и убийство, и инцест, и каннибализм. Nazi только нет. С другой стороны, эти большие и страшные слова ничуть не мешают получать удовольствие от решения, выбранного Тэймор, и накаляющихся конфликтов. В ход идет все — Тит отрубает себе руку, мавр зло хохочет (и это один из редких образов абсолютного, восхитительного злодея), Тамора ласкает обезумевшего сына, изнасилованная Лавиния вздымает вверх обрубки, в которые готы издевательски воткнули веточки, Сатурнин устраивает оргию в стиле фильма "Калигула", а кадры при этом то похожи на картины, то на скриншоты из второсортных фэнтези-фильмов. Современный саундтрэк и вставки-видения дополняют картину. Театр должен развлекать или устрашать зрителя, поэтому пьеса Шекспира — типичный пример того, чем держат около экрана. Неслучившимся развратом, грандиозностью мести, кровавой баней, строгими лицами зданий, взирающими на буйство людей. Совершенно потрясающ мальчик — сын Тита, наблюдающий за событиями. Джессика Ланж — коварная мать, некрасивая, но властная. Хорош и мавр Арон. Вся эта бесчестная игра переходит из одной стадии в другую, меняя местами потерпевших и победителей, сохраняя патетичный, драматический, но одновременно и несерьезный тон. Происходящее столь неожиданно для обыкновенного человека, что приобретает черты абсурда, притупляющего сильные эмоции.
Трудно разгадать рецепт "Тита", но бессердечие некоторых сцен заставляет получать от них удовольствие. И лавка с деревянными руками, одну пару которых мальчишка приносит сестре, и психоделически снятый вопль Лавинии, стоящей на болоте, и закатывающий глаза Джонатан-Рис Мейерс, — все это вызывает и ухмылку, и влечение, интерес. Похоже, Джули Тэймор удалось развратить меня своим жестоким театром.