Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Опасная правда / Антитраст / Antitrust (2001)


Опасная правда / Антитраст
Средняя оценка: оценка: 4.5
2001. США. 108 минут.
Жанр: триллер.

Режиссер: Питер Хоуит.
Сценарий: Говард Франклин.

В главных ролях: Райан Филипп.
В ролях: Тим Роббинс, Рейчел Ли Кук, Клэр Форлани.

Награды:

2001 — Лучший режиссёр, лучший фильм — Питер Хоуит (Shanghai International Film Festival).

Интересные факты о фильме:


HTML-код, появляющийся вначале, и обрамляющий титры — это настоящий html-код страницы фильма на имдб.ком.

Название компании NURV (искажённое английское "нерв") расшифровывается, как "Never Underestimate Radical Vision" (Высоко ценимый радикальный подход).

Одна из команд, которые Майло набирает на клавиатуре, когда обнаруживает слежку за программистами — "show -p 1984" — это отсылка к роману Джорджа Оруэлла "1984".

В фильме такое невероятное число отсылок к Microsoft, Apple comp., IBM и даже Google, что я их все перечислять не буду. Персонаж Тима Роббинса сложен из нескольких реальных прототипов, главными из которых являются Билл Гейтс (глава Microsoft) и Стив Джобс (глава Apple).

Камео: режиссёра фильма Питера Хоуита можно увидеть в фильме в роли бродяги, который будит Майло в машине, прикладывая к стеклу картонку с просьбой о подаянии.

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru.


Дмитрий Савочкин: Игра в монополию

Опасная правда / Антитраст оценка: 4.5

Я знаю, что соавторы по "Экранке" съедят меня за такую высокую оценку этому фильму с потрохами. Я и так голливудским блокбастерам регулярно ставлю "выше, чем в среднем по стране" — каждый раз ссылаясь на то, что у меня, мол, есть "свои причины". Первой и главнейшей "своей причиной", конечно, является очень простой критерий: понравился / не понравился. Но 4,5 — оценка очень высокая, и, естественно, если бы я не считал эту картину из ряда вон выбивающейся — я бы столько не поставил.

Внимание! Дальше в тексте в произвольном порядке могут встречаться спойлеры, поэтому если вы не смотрели фильм, но планируете это сделать — прочитайте рецензию после просмотра. Меньше всего мне хотелось бы испортить кому-то просмотр этого фильма, перехвалив его, или рассказав, что убийца — повар.

Фильм двухтысячного года на компьютерную тематику, да ещё и с явными аллюзиями на известные компании и известных людей (пожалуй, ни у кого не возникло сомнений, что Гари Уинстон — это Билл Гейтс; портретное сходство здесь ещё невероятно дополняется пластикой движений, манерой речи и постоянным повторением фраз "это бизнес двоичных чисел — ты либо единица, либо ноль" и "любой парень в гараже с хорошей идеей может нас обойти") никто не характеризовал по-другому, нежели "модный". В действительности, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что как раз на такие фильмы мода прошла ещё к середине девяностых, и явный отсыл к возникновению "Google" — это только фон. Здесь не имелся в виду конкретно Майкрософт и конкретно Гугль — речь просто шла о таком феномене, как парни в гараже, которые могут выйти оттуда с идеей — и перевернуть всё с ног на голову. Именно так когда-то возникли, скажем, Эппл — а сегодня они представляют собой такого же монстра, даже черты Стива Джобса отчасти угадываются в Гари Уинстоне. Да и сам Гугль сегодня — огроменная махина размером незначительно уступающая Майкрософту, и, наверняка, пожирающая людей ничуть не меньше, чем Майкрософт. Более того — зная извечную тягу программеров в оупен-сорсу, в Гугле разработчикам даже разрешают тратить до двадцати процентов рабочего времени на "собственные проекты" — то есть, чаще всего, тот же оупен-сорс. Другими словами, конкурентами компании становятся... собственные сотрудники! Это ли не финт ушами — контролировать не только собственные проекты, но и, опосредованно — конкурентов, ибо они получают у тебя зарплату.

Да и сам Гайри Уинстон — в фильме этого нет, но несложно додумать — тоже начинал наверняка из какого-нибудь гаража. То есть суть здесь не конкретно в Майкрософте, и даже не в гараже. Суть в том, что человек, однажды вышедший из гаража, может захотеть взять все остальные гаражи под свой контроль. Гений, выросший в поле, сможет придумать, как присматривать за полем, вовремя прибирая к рукам других гениев, пока они ещё не встали на ноги, и не начали с ним конкурировать. Вот тот феномен, которому посвящена картина — и с этой точки зрения даже тот факт, что главные герои — программисты, не имеет существенного значения. Просто в сфере высоких технологий все вышеописанные детали куда очевиднее, чем в других.

И вот, развивая эту идею, авторы фильма и демонстрируют то, что в кино, даже в жанровом, встречается чрезвычайно редко — системность подхода. Говард Франклин — довольно средненький голливудский сценарист, никогда не хватавший звёзд с неба. Когда-то он засветился, отметившись младший подавальщиком ручки и бумаги для сценаристки "Романа с камнем" Дианы Томас, потом попал в бригаду, переносившую на экран глыбу "Имени Розы". После этого ушёл в одиночное плавание, довольно слабо впечатляющее, и изобилующее в той или иной степени вторичностью. Но здесь он просто прыгнул выше головы, раскрыв перед зрителем — довольно обстоятельно, но в чрезвычайно высоком темпе — впечатляющую картину тотального контроля, отсылающую и к "1984", и к "Хвост машет собакой", и к "Шоу Трумана". Главный герой — программист Майло Хоффман — живёт обычной программистской жизнью — у него друзья, любимая девушка, коллеги по работе и босс, который на деле кажется совсем не таким страшным, как его малюют. Гибель его друга, который, так же как и он, был приглашён работать в корпорацию, но не принял приглашения, воспринимается, как несчастный случай. Но вот дальше — с одного кадра, переворачивающего всё "вверх дном", начинается история разоблачения, собственного расследования, показывающего, в конце концов, что босс — беспринципный диктатор, знакомые — лгуны, коллеги по работе — убийцы, и даже любимая девушка — бывшая уголовница, нанятая компанией для того, чтобы контролировать его желания. Майло узнаёт, что даже враги Гари Уинстона — антимонопольный отдел департамента юстиции — работают на него. Все компании, которые можно использовать для борьбы с ним, или даже просто обнародования ужасной правды — его партнёры или его собственность. И в конце концов, он узнаёт, что все его сомнения, метания и поиски правды давно известны Гари Уинстону, что всё это было заранее спланировано с целью заставить его быстрее закончить работу над программой. Никаких эмоций, никаких ошибок — сухая рациональность. Есть цель — и не имеет никакого значения, какими именно методами мы придём к этой цели. Вот эта аккуратность, эта точность и выверенность фантасмагорической реальности, построенной вокруг Майло, так меня и поразила в сценарии Франклина. Этот стык нашей с вами, привычной реальности, и сюрреалистической антиутопии, которая кажется всем нам плодом фантазии писателей-пессимистов, а на деле — вот она, прямо рядом с нами, а мы и не заметили...

Я часто говорю, что "Хостел" — это фильм одного кадра. Довольно средненькая по любым меркам картина, в которой есть один эпизод, за который я готов отдаться. Ну, в фигуральном, разумеется, смысле. Типа "если бы я был сценаристом, я бы был готов отдаться за такую идею, чтоб включить её в свой сценарий". (Если вам интересно, о чём я говорю — был в "Хостеле" момент, когда персонаж после пьянки возвращается в отель, откуда его уже выписали, получает ключ, заходит в комнату — и видит других девушек, которые говорят в точности то же, что и первые — в этот момент он понимает, что попал в западню; действительно сильный кадр, впечатляющий). Так вот: в "Антитрасте" кадров, за которые я бы отдался, по меньшей мере пять или шесть штук. Говард Франклин и режиссёр Питер Хоуитт (Хауитт? Хьюитт?) нащупали самую суть, сам нерв сюжетного разворота, то, что называют словом "твист". И эти твисты — красивые, прозрачные, чёткие — сыпятся на голову зрителя, как из рога изобилия. Я не знаю, кто первым использовал в кино твист — не нашёл информации, но "Антитраст" внёс в развитие идеи свою лепту, и лепту значительную.

Первым сильным твистом является, собственно, кадр, когда "начинается кино" — слишком театрально поданный режиссёром, и слишком ожидаемый зрителем (ведь он пришёл смотреть триллер, а не производственный фильм о жизни программистов?). Фраза "секрет не в приборе, а в радиоволне" (The answer's not in the box, it's in the band) раскрывает Майло Хоффману, а вместе с ним и зрителю, что происходит что-то из ряда вон выходящее. Но всё на этом не заканчивается. Следующий кадр, который бьёт по голове — это когда ты видишь, что за Майло всё это время продолжают наблюдать, отлично зная, куда он ходит и зачем. Далее — когда он сидит в детском саду, и видит, что за программистами во всех гаражах по всему земному шару установлена слежка. Затем — когда он видит собственную девушку. Следующий кадр — когда он приходит в департамент юстиции, и видит надпись "ND47" на фото. Затем — когда он находит пакетик с кунжутом в красках своей любимой. Потрясающий момент — в доме Гари Уинстона, когда меняется картина на стене, недвусмысленно указывая, кто зашёл в комнату (вообще, эти меняющиеся картины — потрясающая находка, я уверен, когда-нибудь кто-нибудь ещё придумает, как использовать их в другом контексте). И так далее, и так далее. Кадры, которые словно останавливают действие, фразы, которые бьют зрителя по голове, один за другим, одна за одной.

И, наконец, главная режиссёрская находка — гонка преследования. Сама концепция преследования за годы существования кино видоизменялась значительно. В 1925 году Георг Пабст снял "Безрадостный переулок" — первую картину "новой волны" немецкого реализма. Это был первый фильм, в котором были показаны все ужасы гиперинфляции, разорившей средний класс, первая значительная роль Греты Гарбо, и одна из первых "реалистичных сказок" — где мифологизированные добро и зло обретают понятную всем плоть и кровь — дочь разорившегося чиновника и мясник были персонажами "из этого мира", в отличие от доктора Калигари, Носферату или любых других пост-гофмановких образов. Среди прочего, этот фильм совершил революцию и в подаче "гонки преследования". Один из самых впечатляющих эпизодов — это очередь, стоящая перед мясной лавкой. В этой очереди стоит героиня, у которой в кулачке зажаты трогательные копеечки. И пока очередь перед ней движется — меняется цена на мясо. Один человек прошёл — мясо подорожало. Ещё один прошёл — цена снова выросла. Критики, расхваливающие реализм Пабста в подаче хроники 23 года, реже обращают внимание на потрясающий режиссёркий ход: актриса на самом деле участвует в гонке, просто стоя на месте. Напряжение в сцене создаётся из очереди, которую надо достоять героине с одной стороны, и ценой, которая неумолимо ползёт вверх, гонится за ней — с другой. Мы так и не узнаем, хватило бы у героини в итоге денег, если бы она достояла — Пабст оборвал сцену вторжением мясника и собаки. Но сама концепция гонки, как преследования чем угодно — даже таким абстрактным фактором, как "цена на мясо", осталась ему вечным памятником.

"Антитраст" демонстрирует зрителю впечатляющую анфиладу гонок. Прежде всего, это, конечно, физическая гонка, преследование одним персонажем другого — она в фильме одна, и звёзд с неба не хватает, хотя все эти прыжки по съёмочной площадке передачи о йоге смотрятся довольно необычно и забавно. Затем гонка, в которой один из персонажей должен успеть закончить работу на компьютере, пока второй куда-то бежит или идёт. Таких гонок в фильме несколько, и в основном саспенс в картине на них и построен. Затем и вовсе уж вычурное — гонка, в которой персонаж тестирует еду на наличие в ней кунжута царапанием собственной руки и насенением соуса на рану. Здесь преследователем является собственная девушка героя, которая мягко, но настоячиво заставляет его есть, садять ему на колени и кормя с ложечки, в то время, как собственное тело Майло должно подсказать ему, можно или нельзя есть эту еду. И, наконец, главная гонка в фильме — сцена введения ай-пи адресов спутников, когда герои не просто вводят адреса, чтобы успеть быстрее оппонента, а ещё и пытаются угадать ход мысли друг друга.

Вот этот последний момент — угадывание мыслей противника, попытка думать на один шаг дальше — и есть главное содержание фильма. По жанру это всё же "Триллер-противоборство", битва двух персонажей, из которых побеждает тот, что окажется умнее, или быстрее сообразит, что надо делать. И не смотря на замысловатость некоторых ходов, и общую сложность тематики (всё-таки, высокие технологии среднему зрителю известны довольно слабо), картина ни на секунду не путает, и не заставляет чувствовать себя дураком — что для жанрового фильма большое достоинство.

Наряду с "Врагом у ворот", "Антитраст" — это лучший триллер-противоборство, который я видел в жизни. И наряду с "Мементо", "Идентификацией" и "Луни Тьюнс снова в деле" — один из самых недооценённых фильмов американского кинопрома. Вот, собственно, чем объясняется столь высокая по нашим, "экранковским", меркам оценка этой картины.

P.S. Я хотел ещё написать о переводе названия, но как-то к слову не пришлось. Слово "Antitrust", которое может в английском быть существительным, на русский переводится только приглагательным — "антимонопольный". Этим и объясняется такая чехарда в переводе названия. В общем-то, все известные мне варианты — и "Опасная правда", и "Антимонополия", и "Антитраст" имеют право на жизнь. Права на жизнь не имеет только "Опасная правда Microsoft", во-первых, потому, что нарушает принцип условности самой картины, а во-вторых, по причинам, изложенным вначале этой рецензии. Дело ведь не в майкрософте. Это просто хорошее кино.

P.P.S. И совсем уж к слову не пришлось про актёров. Клэр Форлани мне просто очень нравится внешне (если б она снималась в порнухе, я бы дрочил только на неё), поэтому оценивать её игру я не могу. Рэйчел Ли Кук в этом фильме напоминает мне те прекрасные времена, когда она ещё была худышкой (вы видели, какой она стала коровой в "11.14"?), поэтому я всё время разглядывал её фигуру, и оценивать её игру я не могу. Оценивать игру Райана Филиппа — это просто моветон. Так что оценить здесь можно только старика Тима Роббинса. Он прекрасен. Создать такой убедительный образ Гейтса во всём мировом кино могут пять-шесть актёров, и он, без сомнений, один из них.

(29.07.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: