Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Контроль / Kontroll (2003)


Контроль
Средняя оценка: оценка: 4.5
2003. Венгрия. 105 минут.
Жанр: драма / сюрреализм-авангард / черная комедия.

Режиссер: Нимрод Анталь.
Сценарий: Нимрод Антал,
Оператор : Гюла Падош,
Музыка: группа "Нео".

В главных ролях: Шандор Чаный.
В ролях: Золтан Мучи, Жаба Пиндрош, Шандор Бадар, Жолт Наги, Бенсе Матящи.

Награды:

2004
- Приз зрительских симпатий (Philadelphia Film Festival, Warsaw International Film Festival)
- Лучший актёр — Шандор Чаный (Mexico City International Contemporary Film Festival, Hungarian Film Critics Award, Fringe Report Award)
- Самый популярный фильм (продюсер Тамаш Хатласса), Приз Критиков, Мемориальная награда Шандора Симо — Нимрод Антал (Hungarian Film Week)
- Приз ФИПРЕССИ — Нимрод Антал (Cottbus Film Festival of Young East European Cinema)
- Лучший режиссёр — Нимрод Антал (Copenhagen International Film Festival)
- Лучший оператор — Гюла Падош (Brothers Manaki International Film Festival, Hungarian Film Week, Copenhagen International Film Festival)
- Лучший фильм (Chicago International Film Festival)
- Лучший дебют (Каннский кинофестиваль)
- Приз Моцарта за лучшую музыку — группа "Нео" (Aubagne International Film Festival).

Интересные факты о фильме:

Анталь как-то признался, что этот фильм был в значительной степени вдохновлён "Солярисом" Тарковского.

Персонаж Жолта Наги (Тиби) в одной из сцен нечаянно врезается головой в колонну. В сценарии этого не было, но Анталю понравилось, и он оставил этот дубль в фильме. Кстати, дубль прекрасный.

Жабор Херенди, который играет врача скорой помощи, собирающего с рельсов остатки человека — известный венгерский кинорежиссёр.

Это первый венгерский фильм, отобранный для официального показа на Каннском кинофестивале после двадцатилетнего перерыва.

Жабор Пирош, известный венгерский каскадёр, на два дня уехал со съёмочной площадки "Терминатора-3", чтобы помочь Анталю на съёмках "Контроля".

В конце "побегушек" между Бульчу и Гонзо, когда последнего почти догоняет поезд, использовались каскадёры. Никаких визуальных эффектов в этой сцене не использовали. То есть, если бы парень не успел выпрыгнуть — взяли бы другого каскадёра, и так далее, пока не сняли дубль.

Некоторые голосовые эффекты в музыке во время финальных титров исполнялись самим режиссёром.

В двух местах в фильме на заднем фоне слышно механических голос, говорящий (по-английски) "The next stop is: Concourse A... the color coded maps and signs in this vehicle match the station colors... please move to the center of the vehicle and away from the doors." Это фразы, которые произносил робот в бесплатной подземке аэропорта Атланты (до 1994 года).

Версия для печати

Дмитрий Савочкин: Страшный сон — контролёры в метро.

Контроль оценка: 4.5

Я решил, что сказав "А", надо говорить "Б". Ну, то есть, сказав "Б", надо говорить "А". Короче, раз уж я написал в прошлый номер такую детальную рецензию на второй фильм Антала (или Анталя? Наверное, он всё-таки Анталь, но будем придерживаться принятой транскрипции), я теперь, как честный человек должен на нём жениться написать рецензию и на его первый фильм.

Прежде всего: фильм, конечно, сюрреалистический, но не до такой степени. Старая шутка советского метрополитена "а теперь, граждане, предъявите билетики" в Венгрии не кажется смешной, ибо там в метро действительно есть контролёры. Поездка в будапештской подземке оплачивается, исходя из дальности и направления поездки (так называемые "зоны"), причём до изящного решения лондонского метро (где ты запросто можешь войти в подземку, но не сможешь оттуда выйти, если не заплатил) венгры не додумались. И у них по поездам курсируют бригады контролёров — представителей профессии, которая показалась Анталу достаточно экзотической и ирреальной, чтобы сделать их персонажами своей картины.

По жанру фильм Антала — чёрная комедия, а по типу произведения — не миф, даже, а, скорее, сказка — просто сказка сильно осовремененная и опошлённая. Все сказочные элементы налицо — но поданы они в таком чернушном стёбовой ключе, что поневоле начинаешь смеяться. Думаю, если бы Антал был Шарлем Перро, его Золушка была бы младшей проституткой в борделе, к которой однажды заглянул принц, и получил на память лишь влагалищный колпачок, который бы он затем примерял на всех девушек королевства; его Красная Шапочка несла бы еду бабушке, поражённой лепрой, и посаженной родственниками в яму, а Кот в сапогах напоил бы людоеда, а после этого отрубил ему голову, зажарил и съел. И вот приблизительно такую историю — неизменно сказочную, но при этом очень приземлённую, реалистичную — мы и наблюдаем в его картине.

Подземка для Антала — не просто жутковатое место с быстро несущимися поездами, какой её обычно изображают в Голливуде, не красочная ярмарка Бессона, и не кошмарный ад, показанный в "Криппе". Анталовская подземка — это, прежде всего, социальное дно, фантасмагорическая картина нашей с вами реальности, но в той её точке, где она кажется вывернутой наизнанку. Она забита безбилетниками — людьми, пытающимися прокатиться по жизни даром, и по ней курсируют восстанавливающие справедливость контролёры. Контролёры — это отдельный разговор, каждый персонаж прописан Анталом с нежностью и любовью. Вот "профессор" — старый всезнайка, который может рассказать о чём угодно, но скорее всего промолчит, или съязвит что-нибудь, и пойдёт дальше. Ему не интересны безбилетники, да и сама жизнь ему уже давно не интересна. Лишь толика чёрного юмора поддерживает в нём жизнь. А вот Лечо — вонючка, который больше похож на бомжа, чем на контролёра. Он вообще никогда не моется, и его уже выгнали с целой кучи работ. Этот выполняет свою работу старательно, он чувствует, что находится на своём месте. Муки — молодой здоровяк, который хотел служить в полиции, но страдает нарколепсией, и отрубается, как только начинает нервничать, поэтому быть контролёром в метро — его потолок. Для Тиби это первая работа, ему всё интересно и всё непонятно, и во многом зритель смотрит фильм его глазами. Наконец, Бульчу — загадочный главный герой, глава бригады контролёров.

Не смотря на мощную аллегоричность, и даже притчевость, фильм невероятно бодро и энергично снят — ребята разбираются с безбилетниками (это и менты, которые просто издеваются над беднягами, и пидарасы, и проститутки, и бог его знает, кто ещё), дерутся с хулиганами, гоняются за неуловимым графитчиком, и бегают наперегонки с представителями других контролёрских бригад. Решительно всё в фильме подано через призму мрачного юмора, из-за чего картина становится одной из самых чёрных комедий, что я видел. И даже во время откровенно философских сцен темп действия не снижается.

Сюрреалистические кадры — даже такая феерия, как пьяный водитель поезда, который курит во время перерывов, сутенёр, всё время пытающийся расплатиться за проезд девочкой, или драка группы контролёров с девушкой-медведом — выглядят настолько реальными, что поневоле вспоминаешь Кафку. Да и сам Антал проводит недвусмысленные параллели между Австро-Венгрией кафкианского периода, и современной Венгрией с непонятной и жуткой бюрократической машиной. Неслучайно самыми неприятными персонажами в фильме являются "пиджаки из главка", "Гестапо", как называет их один из персонажей, озабоченные только тем, как они выглядят в глазах общественности. Феерическое наставление "если вы увидите, как кто-то хочет прыгнуть на рельсы, вы должны его остановить" и замечание одного из героев "и что эта хуйня должна значить?" здорово напоминают максимы советского периода и отношение к ним советских людей.

Вообще, картина невероятно насыщена яркими образами и эпизодами, которые складываются не столько в фабулу, сколько в какой-то своеобразный танец — и отделить здесь главное от второстепенного решительно невозможно. Ты никогда не можешь сказать, как дальше будут развиваться события, и о чём тебе будет рассказывать Антал. Кажется, что затравок, оставленных в фильме тут и там, хватит на большой и впечатляющий телесериал.

Но все же в центре картины — не подземка, и не жизнь современного венгерского дна, а драма одного персонажа, Бульчу. В прошлом он, очевидно, происходил из каких-то высших (как минимум — образованнейших) социальных слоёв, но по неведомой зрителю причине поселился в подземке, и никогда не поднимается на поверхность. Здесь подземка является аллегорией внутреннего мира героя, в котором он ищет ответ на некий вопрос. Вопрос, что мучает его всё время, и заставляет ходить по кругу, снова и снова, и не даёт успокоиться. Впечатляющие виды будапештского подземного царства — словно заколдованная дорога, которую герой должен пройти до конца, чтобы понять, наконец, что победить он должен не внешние обстоятельства, а самого себя. Любовь движет героем — хотя в его перевёрнутом, неправильном мире он видит объект своей любви медведем, да ещё и безбилетником. И именно медведь укажет ему путь — путь к столкновению с самим собой. Загадочный маньяк в капюшоне — "темная половина" главного героя, и только пройдя через запредельный ужас, только испытав себя на прочность в решающей, и окончательной гонке, герой сможет переродиться. Он сможет увидеть, что медведь — на самом деле ангел, который звал его вверх, к другим ангелам, и сможет решиться наконец выбраться из добровольного заточения.

Не смотря на чернушность, "Контроль" всё же очень добрый и человечный фильм, снятый с потряющей любовью. Фильм предваряет монолог директора будапештской компании общественного транспорта, отмазывающегося в том смысле, что события и персонажи фильма ничего общего с контролёрами венгерской подземки не имеют, но всё же главный посыл его обращение — что это история о борьбе добра и зла. В которой, естествено, добро побеждает.

P.S. Я все картинки поуменьшал, но финальный кадр с четырьмя эскалаторами, работающими на подъём, показался мне таким романтичным, что я вставлю вам картинку оригинального размера. Наслаждайтесь:

(29.07.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: