Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Навсикая из долины ветров / Kaze no tani no Naushika (1984)


Навсикая из долины ветров
Средняя оценка: оценка: 4
1984. Япония. 116 минут.
Жанр: аниме.

Режиссер: Хаяо Миядзаки.
Сценарий — Хаяо Миядзаки,
оператор — Марк Хенли, Хидеши Кионен,
композитор — Джо Хисаиши.



Награды:
Fantafestival — лучшая короткометражка (1985)
Kinema Junpo Awards — лучший фильм (1985)
Mainichi Film Concours — награда режиссеру (1985).

Интересные факты о фильме:

- был запрещен в Восточной Европе и бойкотировался в Германии из-за того, что организации, связанные с окружающей средой, обнаружили в нем что-то подозрительное;

- Навсикая — имя из "Одиссеи" Гомера;

- в фильме использовалось 263 цвета;

- "ому" означает "царь насекомых";

- "меве" (летательный аппарат Навсикаи) — немецкое слово, означает "ракушка".

Версия для печати

Александр Руденко: Рецензия на фильм "Навсикая из долины ветров"

Навсикая из долины ветров оценка: 4

Я совершеннейший дилетант в анимэ, не насмотрен-с, поэтому моя рецензия, пожалуй, для тех, кто тоже не в теме: всего лишь грубое перечисление так называемых залепух и кое-какие домыслы насчет бэкграунда. Без углубления в темы/идеи, фабулы/сюжеты и всякие детали. Зато, посмотрев два заказанных Жанной Поярковой в разделку этого выпуска япономульта, я твердо решил смотреть анимэ больше и чаще, так что возможно еще наблатыкаюсь, выучу, так сказать, матчасть, вникну в нюансы, прохаваю тему, вкурюсь, систематизирую, классифицирую, разложу по незанятым нейрополочкам то, что нынче для меня киноартефакты, nipponятки, ибо действительно — японские фантасмагорические мультфильмы смотреть гораздо интереснее подавляющего большинства фантафильмов. В них лучше продуманы миры, менее заеложены идеи и сюжеты, а если даже и нет, то подается все изобретательнее и сюрреалистичнее, с массой занимательных деталей. Да и воспринимаются они почему-то, несмотря на то, что мульты, как нечто более серьезное и глубокое, чем большинство фантафильмов. Я уж не говорю про так называемый пирдляглаз.

Итак, чуваки и чувихи, залепухи "Навсикаи", классики от классика.

Это экологическая космоопера о голожопой принцессе-дельтапланеристке и гигантских лечебных насекомых, впадающих в амок, противостоящих сверхдержавам самоочищающегося отравленного мира.

Фильм насыщен стремными растениями и тварями, мельницами, танками, в том числе и летающими, на борту которых рыцари в доспехах, вооруженные пулеметами и кремниевыми мечами. Есть ужасный монстр Божественный Солдат — последний из, — проспавший тысячу лет и опрометчиво пущенный в бой недореанимированным. Вражеская принцесса с полыми металлическими протезами вместо руки, ног и еще чего-то такого, что, по ее словам, несказанно удивит того, кто на ней женится (металлический секель?). Кстати, сзади она жутко напоминает прической-калачом Юлию Тимошенко, да и в повадках что-то проскакивает.

А еще в мультеге звучит душЭвная музыка а-ля "Профессионал" от которой охота, радостно рыдая, обнять до костного хруста первого попавшегося зазевавшегося...

Мультег запретили в соцстранах, наверно потому, что положительный персонаж — принцесса, от которой без ума крестьянство; в ФРГ мульт бойкотировался по настоянию какой-то тоталитарной секты типа "Гринпис", скорее всего, напуганной тем, что люди примут на веру, что природа сама способна разобраться с загрязнениями и этим всяким "Гринписам" не будут отстегивать бабло на их "правильный" терроризм, а в США попросту обезобразили — вырезали 20 минут и перемонтировали. Видимо из зависти.

Кстати, по поводу "голых японских школьниц". Где-то в конце семидесятых-начале восьмидесятых смотрел в кинотеатрах два жутких японских мультега "Бегемотик Гуго" и "Таро — сын дракона". Так вот, в последнем — меня тогда поразило — тоже все были голожопые. Потому что в Японии трусов нет! Там все смельчаки!

(02.08.2007)

Версия для печати


Мор: Хочу дружить с насекомыми

Навсикая из долины ветров оценка: 5

"Хочу дружить с насекомыми", — вот что я сразу подумала, когда увидела громадный панцирь ому, на который вскарабкалась Навсикая. Это не первая для меня работа Миядзаки, но первая, которая так вдохновила. И "Шагающий замок", и "Принцесса Мононоке", и "Мой сосед Тоторо" меня не зацепили, а воздушная легкость, изобретательность в создании насекомых, долина, продуваемая ветрами, такая хрупкая рядом с лесом, заполненным загадочными грибами и тварями, захватила с первых же кадров. Многообразие природы и самопожертвование Навсикаи, готовой на многое, чтобы сохранить жизнь и человеку, и глазастой огромной букахе, подталкивают сделать что-нибудь хорошее. Вытащить паучка из ванны, наблюдая, как он пугливо перебирает лапами; признаться в том, что любишь кого-то, протанцевать пару кругов по пустому коридору, напрыгнуть из засады и улыбаться. Навсикая внедряется в линии мира и шагает по ним, т.к. чувствует неочевидную для других гармонию. Там, где другие живут по правилам, она руководствуется сердцем — и находит ответы на вопросы, которые давно уже разучились задавать. Замечательная фантастическая Вселенная, детально и красочно прорисованная, прилагается.

В "Навсикае" все прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Мир, оставшийся после экологической катастрофы, делится на две части — Мертвые Земли, эдакий причудливый и ядовитый лес, населенный разнообразными насекомыми, и земли, пригодные для обитания людей, площадь которых постоянно сокращается. Но вместо того, чтобы объединиться и искать выход, остатки народов воюют между собой. Только в Долине Ветров все спокойно, здесь люди запрыгивают на воздушную волну — и мчатся на оригинальных летательных аппаратах. Ветер защищает их от вредоносных спор. Мир нарисован невероятно здорово. К сожалению, каждый раз сталкиваешься с проблемой описать хорошее так, чтобы кроме восторженных возгласов оставалась и какая-то информация. Каждое насекомое индивидуально, движения маленького бельчонка анимированы до мельчайших деталей, когда Навсикая занята одним, зверек делает совсем другое. Внимание к мелочам поражает. При этом нет излишней детализации, которая указывает на то, что прорисовка была самоцелью. Мир глубок, но не техничен — он парит, как облако.




О главной героине стоит сказать особо — если не ее выбирать в качестве желательной ролевой модели для детей и взрослых, то кого? Многие называют Миядзаки "японским Диснеем", но это категорически не так — Миядзаки гораздо более душевный, гуманный и серьезный. Красота его работ не глянцева, — перед нами реальные проблемы, стоящие перед миром. В жестоких и бессмысленных войнах человечество лишается последнего шанса выжить. В мире нелюбопытных людей, совершающих свои поступки автоматически, не задумываясь, лишь внимательность и доброта Навсикаи позволит примирить совершенно разных существ и разных людей. Трудно переоценить личный пример героя — в "Навсикае" принцесса-воительница отказывается от своих планов, видя перед глазами подвиг сострадания.

Фильм смотрела, с первых же кадров осознав, что оторваться не получится. Со всех точек зрения замечательная вещь.

(03.08.2007)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Науська из долины наусек, или ленточные черви против Юлии Тимошенко

Навсикая из долины ветров оценка: 3

Хаяо Мияджазки — самая яркая иллюстрация тезиса Алексея Нгоо, что творческих людей надо держать в ежовых рукавицах. Обладая исключительной, феноменальной фантазией, Миядзаки никогда (кроме одного раза, когда у него над душой стояли суровые продюсеры — так возникли бесподобные "Унесённые призраками") не умел с ней совладать. В итоге всё многообразие его миров и видений предстают перед зрителем набором ярких картиной, практически никак не связанных и не организованных (а если они как-то и организованы, то так, что лучше б он их не организовывал).

Сюжет "Навсикаи" угадывается чрезвычайно плохо — если бы я не прочёл его заранее на обложке ДВД, я мог бы и не разобраться, в чём суть дела. Коротко фабула вяглядит так. В пост-апокатиплическом мире большую часть планеты захватил гигантский лес, растения в котором выбрасывают в воздух ядовитые споры, а в ветвях у них тусуются гигантские насекомые разных феерических конфигураций. Люди вынуждены ютиться на небольших полянах или долинах, где нет ядовитых спор, организуясь, как это всегда у Миядзаки, в какие-то подобия феодальных государств. Два больших королевства устроили войну друг с другом (оба они хотят уничтожить лес, так что из-за чего война, я не понял — может, за право первенства в уничтожении леса?), а посередине между ними оказалось маленькое герцогство (типы государств я предлагаю сам, по понятным европейцам аналогиям, в фильме все государства — "принцессаты"), называемое "долина ветров" и возглавляемое принцессой с невероятно неподъёмным для евроейского уха именем (наверное, самый аутентичный вариант — "науська" с ударением на букву "ь"). Только эта прицесса знает, что лес уничтожать нельзя, ибо всем нам будет пиздец, а надо придумать, как этот лес вылечить.

Вот так, если коротко. На деле это выглядит каким-то неразборчивым нагромождением образов, имеющим очень мало общего с сюжетными построениями полнометражных фильмов, к которым привык лично я. Видеоряд, конечно, поражает. Гигантские многоглазые насекомоподобные крабы, на манер дюновских червей живущие под землёй, и защищённые непробиваемой бронёй — это только начало. Дальше идут какие-то самолёты неведомых конструкций, керамические мечи в сочетании с танками, летающие ленточные черви, и так далее, и тому подобное. Вообще, конечно, фильмы Миядзаки смотрят на ради сюжета, а именно ради такого вот визуального пиршества. С другой стороны — после "Унесённых призраками", где феноменальная фантазия создателей была подкреплена добротно, по-европейски склёпанным сюжетом, очень хотелось увидеть что-то подобное и здесь. Но увы. Даже моя жена, поклонница Миядзаки, сказала, что фильм слишком уж сложный для того, чтобы она могла в нём сориентироваться.

В качестве отдельного, приятного лично мне, бонуса, в фильме оказалось невероятное число параллелей с Украиной. Начиная с битвы могучих государств на территории маленького, зажатого между ними (вечный украинский бич), у некоторых персонажей были совершенно хохляцкие причёски (постриженные под горшок тонзуры, и могучие, в пол-лица, усы), да ещё и одна из враждующих принцесс сзади оказалась вылитой Юлией Тимошенко (прошерстил весь интернет, но скриншотов более качественных, чем Вы видите слева, не нашёл). Точь-в-точь как её изображали в комиксе "Ю против Я и Путипута". Не знаю, имел ли Миядзаки в виду какие-то параллели, или они случайно получились, но вышло здорово.

Советовать или не советовать — тут вопроса нет никакого. Фильм, конечно, стоит посмотреть, просто как очень яркое произведение одного из самых развитых направлений в мультипликации. Но прежупреждаю — понравится не всем.

(06.08.2007)

Версия для печати


Феликс Зилич: возлюби ближнего — заведи глисту

оценка: 4.5

На улице было примерно +36, когда я увидел на полке большого рыжего таракана. Таракан сидел на центральном талмуде Блаженного Августина и изо всех сил пытался слиться с его красной псевдокожаной обложкой. Таракан сидел там явно уже минут двадцать, так как именно столько времени я ощущал на своем затылке чей-то взгляд и медленно от этого закипал. Сука, сказал я таракану и стукнул по стеклу кулаком. Сука тот час перескочила на том Иоанна Римлянина и попыталась скрыться за частоколом из мемуаров античных авторов. Игра в Кинг-Конга длилась совсем недолго. Примерно две минуты я вытаскивал книги с полки и бросал их на пол. Сука убежала.

Сука убежала — написал я в ЖЖ и лег спать. Когда на улице +38 ты уже не можешь нормально работать. Ты можешь только смотреть телевизор, пить теплую хлорированную воду из под крана или спать. Сука убежала. Найду суку — убью. Все тараканы — суки.

Мой сон был прерван примерно через полчаса. На термометре было +40 в тени, на часах — полвторого пополудни, а в дверном глазке — старый бородатый калмык в очках с роговой оправой и с черным помповиком в руках. Вот сука — подумал я еще за пару секунд до того, как заряд помповика оставил в стальной двери большое рваное отверстие. Вот сука — не тебе же дверь чинить. Это только подумал, а сказал совсем другое.
- Товарищ Миязаки, какого, спрашивается, хуя?!
Второй выстрел был мне ответом. Почему-то происходящее меня ни капли не удивило и даже не напугало. Я знал, что за первой бронированной дверью есть вторая, а за второй — третья. Но все равно… какого хуя?

В это время за дверью была застрелена соседка Анна Григорьевна. Я сразу же зачислил это к собственным достижениям. Типа, баба с возу — день удался. Погибший при этом соседский котенок был сразу же причислен к мученникам и к жертвам японской анимации.
- Он не понимает по-русски — пронеслось в голове в следующий момент. Он не понимает по-русски — значит, у него должен быть сообщник. Сообщник, который знает где находится на карте мира скромный город Шамора.

Идея отступить из коридора в комнату была неудачной, так как сообщник не заставил себя ждать. Сообщник сидел со “снайперкой” в доме напротив и реагировал на каждое движение в зале. Из-за этого весь коридор был усыпан битыми стеклами. Пришлось снова возвращаться в коридор и одевать кроссовки, одновременно еще и обкладывая хуями человека за бронированной дверью.

Личность снайпера к этому времени уже не вызывала сомнений. Только один из знакомых мне отечественных аниматоров получил еще в школе корочки КМС по стрельбе. Я достал из мусорного ведра газету и написал на ней маркером послание — “НЕ УБИВАЙТЕ МЕНЯ! Я ХОРОШИЙ! МНЕ ДАЖЕ НРАВИТСЯ ЕЖИК В ТУМАНЕ” Послание было приклеено спустя пару минут к остаткам неразбитого стекла. Спустя еще пару минут очередная пуля пробила букву М в последнем слове, а в соседей комнате настойчиво зазвонил телефон.
- Товарищ Норштейн, какого…
- Слушай внимательно, — человек в трубке прервал меня на полуслове, — Мы приехали с Хаяо на похороны Татарского и поняли, что должны теперь исправить этот мир. Исправить и избавить его от всякой швали, которая с каждым днем ведет его к Апокалипсису.
Все аниматоры — психопаты. Прижимая трубку у уху, я отполз к шкафу с зимней одеждой и открыл нижний ящик. Уже лет двадцать там на нижней полке хранится набор “Телескоп для первоклассника”. Я вытащил из коробки подзорную трубу из желтого пластика и прижал ее к левому глазу. Окно снайпера найти было несложно.
- Ты должен спасти мир от Апокалипсиса. Ты не должен убивать животных. Возлюби ближнего — спаси планету!
Должен — не должен. Возлюби ближнего, спаси таракана, заведи глисту.

Я видел снайпера, видел брошенную им на подоконнике винтовку, видел список смертников на чайном столике. Забавно, что в этом списке я был далеко не первым. Среди уже вычеркнутых предшественников я сразу нашел несколько знакомых имен. Это было хорошей подсказкой и последним шансом на выживании. К этому времени в общем коридоре Миязаки уже расправился со второй дверью, и, хотя у него уже давно кончились патроны, старик бодро пытался выбить косяк прикладом. Могу поспорить, что в свое время деда учили на камикадзе. Настоящий человек-пуля.
- Юрий Борисыч, я сдаюсь.
Аля-алю, Зилич начинает переговоры.
- Юрий Борисыч, я обещаю вам, что буду до последней капли крови бороться за спасение нашей планеты. Прямо сейчас я отправлюсь в свой кабинет и напишу хороший отзыв на “Навсикаю из Долины Ветров”. Честное пионерское, но только скажите товарищу Миязаки, чтобы он сегодня меня не убивал.

Через пять минут все было кончено. Я сидел за своим компом и быстро набивал текст про Навсикаю.

В псевдодокументальном мультфильме студии Gainax “Otaku no Video” есть замечательная сцена, посвященная премьере миязаковской “Навсикаи”. В этой сцене толпа хардкорных отаку ночует возле дверей кинотеатра, надеясь попасть на первый утренний сеанс. Рано утром какой-то случайный прохожий видит стоящих в очереди помятых подростков и сразу же обращается к ним с вопросом “А что дают?” Когда он узнает о том, что…

(06.08.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: