Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Забриски Пойнт / Zabriskie Point (1970)


Забриски Пойнт
Средняя оценка: оценка: 3
1970. США. 110 минут.
Жанр: драма / исторический.

Режиссер: Микеланджело Антониони.
Сценарий: Микеланджело Антониони, Франко Россетти, Сэм Шепард, Тонино Гуэрра, Клэйр Пеплоу,
Оператор: Альфио Контини,
Композиторы: "Pink Floyd", Джерри Гарсия,
Продюсер: Карло Понти.

В главных ролях: Марк Фречетт, Дария Халприн.
В ролях: Харрисон Форд, Г.Д.Спрэдлин, Билл Гэрэуэй, Род Тейлор, Ли Дункан.

Интересные факты о фильме:

Во время съемок ФБР внедряло агентов в съемочную группу; места съемок осаждали консерваторы и громко клеймили Антониони за сжигание американского флага; шериф Окленда (штата Калифорния) обвинил Антониони в том, что тот прибыл разжигать народные бунты. Рейнджеры Долины Смерти поначалу запретили Антониони снимать фильм в долине, т.к. небезосновательно опасались, что он устроит там оргию, а гос.управление штата начало следствие по делу о предполагаемом "анти-американизме" и нарушении занятного закона Мэнна, принятого в 1910 года и запрещающего транспортировку женщин через границу штата "для безнравственного поведения, проституции или распущенности".

Возмущались даже анти-правительственно настроенные студенты, считая, что Антониони их "распродает".

Музыкальная композиция для фортепиано, написанная Ричардом Райтом из "Пинк Флойд" для "сцены насилия", не была использована в фильме и впоследствии вошла в альбом "The Dark Side of the Moon" под названием "Us and Them".

На раннем этапе съемок Антониони встретился с Джимом Моррисоном, чтобы тот написал песню для саундтрека. "Doors" написали тему "L'America", которую Антониони отклонил.

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru.


Владимир Гордеев: Забройски пинт

оценка: 3.5

На что рассчитывала студия "Метро-Голдвин-Майер", выдавая финансовый карт-бланш Карло Понти и Микеланджело Антониони? На то, что Микеланджело выдаст взамен "Blow Up 2", снабженный стандартными атрибутами молодежной культуры в виде кислотного электропрохладительного теста, поминок по Дж.Ф.К., чего-то вроде гонзо-журналистики, стадионных девах в коротких юбках и полчищ хиппи, протестующих против войны во Вьетнаме? Вышла ошибочка. Антониони никогда не был рупором эпохи, но был ее свидетелем. Причем настолько бесстрастным, вернее, себе на уме, что заставить его бегать с плакатами — затея, смерти подобная. По фильму "Забриски Пойнт", беспомощному идеологически, вполне очевидно, насколько Антониони углубился в себя, насколько ему неуютно в Америке. Впрочем, и там, в Америке, его любимое занятие — снимать Пространство — дало о себе знать. Неинтересный сюжет совершенно уступает величественным планам пустынь и каньонов, на фоне которых люди выглядят досадным недоразумением. Начальные сцены, состоящие из затяжной болтовни политически активных студентов и снятые ну чиста в "Догма-95-style", удивляют какой-то фантастической бессмысленностью. Эта бессмысленность наталкивается на полное отсутствие идеологической подоплеки. Бессмысленность не осуждается и не анализируется. Какое-то утверждение вроде "споры бессмысленны перед лицом властьимущих" только проскальзывает. Но проскальзывает так быстро, так мимолетно, что в памяти не остается ровным счетом ничего. Потом следует некая заварушка, оканчивающаяся убийством полицейского, и главный герой, без вины виноватый, улепетывает из своего кампуса в пустыню. Хороший революционер!

Но неинтересны Антониони все эти юные метания. Плевать он хотел на чаяния американского народа, которому, в свою очередь, непременно хотелось, чтобы метания их взрослеющих отпрысков (которые и являются основными вкладчиками в процветание кинобизнеса) были запечатлены таким мастером синематографа, как Антониони.

Вместе со своим героем, к которому Антониони совершенно равнодушен, режиссер уходит в пустыню. С ним следует модная группа "Пинк Флойд", чуваки из которой, похоже, чувствуют себя так же неуютно в ролях композиторов для американского кино, как Антониони в роли рупора эпохи сексуальной революции и всеобщей раскрепощенности под эгидой звездно-полосатого флага. Арт-рок, программ-рок, психоделический рок — это всё-таки приблуда типично британская. А здесь подошло бы какое-нибудь кантри. Ведь несмотря ни на что, герои фильма — хорошие ребята, в душе республиканцы, и любят кантри.

Фильм с очень приличным по тем временам бюджетом — 7 млн. долларов, полностью провалился в американском прокате. И дело вовсе не в том, что героиня фильма в финале воображает, как было бы пиздато взорвать весь этот денежный, матримониальный, ублюдский мир к чертовой матери.

Антониони снял проходную, но совершенно оскорбительную сцену. Герои фильма, наебавшись вдосталь в раскованной донельзя общине хиппи, подымаются наверх из песчаного карьера. На гребне карьера, на краю шоссе, стоят два биотуалета. Вообразите себе бескрайнюю пустыню — и два биотуалета посреди ней. Вот и все достижения американской культуры!

Здесь же идёт намек и на всю хиппарскую "раскованность".

А вот стёб как раз оплачен не был. Не был он оценен и американской публикой. Большинство гораздо более "хамских" сцен были вырезаны, но "осадок" остался. Хотя лично я бы с интересом посмотрел, например, на аэроплан, который тянет за собой баннер "FUCK YOU, America!"

…Через 10 лет Годфри Реджио снимет усовершенствованную версию "Забриски Пойнт" — документальный фильм "Койаанискатци". Музыку к этому без преувеличения гениальному фильму напишет Филипп Гласс…

(08.08.2007)

Версия для печати


Алексей Нгоо: Мелкобуржуазный™ бунт визионера

оценка: 3

Фильм рассказывает о кареглазой™ биксе по имени Дайариа™ (привет Бивису), которая едет по выжженной равнине, населённой лишь ящерицами-пидорасами пустыни™ в Феникс к богатому папику (в исполнении на минуточку™ Митча Бреннера из хитчкоковских "Птиц™"). В то же самое время молодящийся анархист-индивидуалист, устав от бесконечных собраний студенческой партъячейки решает завязать с меньшевистской болтовнёй и стать акционистом. Он покупает себе рэвольвер, но после того как во время революционной ситуации в универе кто-то грохает полицейского, а его харизма, заснятая случайной камерой появляется во весь голубой в репортажах с места событий, он решает, что доказать что не верблюд всегда успеет и по старинной революционной привычке угоняет розовый самолёт и летит строго на северо-восток™ к канадской границе.

По пути в Страну Свободы, внизу, на потрескавшемся пустынном хайвэе он замечает кареглазую™ биксу в потрёпанной "Победе" и подобно долбаному Винсенту Галло из "Аризона-дрим" разыгрывает перед ней сценку "Кари Грант спасается от самолёта" из хитчкоковского же "На север через северо-запад", вызывая в биксе бурю восторженных эмоций своей тонкой кинематографической ирудицией.

Сжёгши в хитчкоковских виражах весь мазут, революционер-акционист сажает самолёт под сучковатым саксаулом на бензоколонке и ждёт кареглазую™. Та выжимает из своего допотопного дредноута максимальные 15 миль в час и скоро нагоняет его, второпях любовного пыла завязывает отношения™ и они едут строго мимо Феникса в Долину Смерти. Там, на берегу высохших миллионы лет назад озёр (не смотря на полное отсутствие воды, жадные белые отобрали даже эти бесплотные земли у несчастных индейцев-каваиису) бикса выкуривает пахитоску с джунгарскими шишками™ и её пробивает на потрахаться. Она осёдлывает революционного кобелька, и они весело скачут в пыли на дне высохших миллионы лет назад озёр, обильно воскрешая к жизни хипарские призраки, которые устраивают в их больном от секса и шишек сознании настоящую пыльную оргию — предаваясь в сухой мелиоративной грязи утехам плоти.

После эротического отрыва, восхищённого иракской красотой пустыни революционера охватывает настоящая мелкобуржуазная™ истерия. Он выкидывает из своего револьвера все пули, что символизирует отказ от революционной борьбы и, наплевав на заветы анархо-синдикализма, решает вернуть угнанный самолёт владельцу, как бы отныне признавая частную собственность и прочие липкие либеральные ценности. Однако, глубокое сидящее уркаганское прошлое всё же не даёт ему предаться истерии гладко, как на мази — и они с подругой хулигански выкрашивают самолёт в british rasing green™, рисуют на крылах буфера и прочую фрейдистскую атрибутику, после чего кареглазая™ бикса снова уезжает в Феникс, а бывший бомбист улетает в LA в надежде тихонько посадить самолёт на краю поля травы и раствориться в толпе клерков и торчей.

Однако всё выходит не так, как он задумал. Скорые на руку американские копы прямо на лётном поле из соображений самообороны™ расстреливают его под весёлые щелчки фотокамер, кареглазая™ бикса слышит это в прямой радиотрансляции и суровой ниткою дороги давит из себя слезу за слезою. Добравшись до садоводства посреди аризонской пустыни, где папик держит шикарное бунгало, сошедшее со страниц бондианы, она в самоубийственном отчаянии бросается в фонтан, а после наблюдает как папик впаривает лохам высохшие озёра под видом шикарных морских курортов. В этот момент в неё вселяется революционный дух погибшего товарища, и она проникается глубокой ненавистью к продажному миру чистогана. Впрочем, заряда хватает ненадолго, уверенно проехав на своём дредноуте метров пять прочь от цитадели капитализма, она в сомнениях останавливается и задумывается — холодильник, плойка и тостер не хотят сдаваться они шепчут её просыпающемуся сознанию, что без них её жизнь будет не жизнью. В отчаянии бикса выбегает из машины, как бы вопрошая у мира — что же мне выбрать — бомбизм или вещизм? И тут подсознание заботливо шлёт ей луч революции — она представляет себе, как взрывается бунгало папика, как взрываются предметы, книги, холодильники, садовый инвентарь, журнальный столик, глиняный гномик — разрушив в воображении мир вещей, бикса освобождается от вязкой власти предметности и уезжает в закат Америцы во имя диктатуры пролетариата™.

В целом фильм выглядит не совсем удачным попурри на тему Годара. При том, что сам является глубокой почвой для последующего обширного цитирования ван Сентом. "Джерри" в эдаком разрезе выглядит каким-то "Забриски Пойнтом-2. Иногда они возвращаются" — те же метафизические блуждания по пустыни, положенные на ненормативную смерть одного из героев в конце фильма (удивляет, что за безхребетная слабость заставила ван Сента отказаться от вязки младшего Афлека со старшим Даймоном). При обилии хвантазие можно было бы даже предположить, что начинается "Джерри" с того, что младший Афлек и старший Даймон приезжают поглядеть на место, где сошлись в а-эрогенном угаре Дайариа и её боевой камрад, а после хипповские пустынные лешие путают им тропки и герои загинают в непролазном мелкотравье. Ну и конечно сцена обсуждения классом гомосячества в "Слоне" отчаянно алавердует первым пятнадцати минутам "Забриски Пойнта".

Главный герой навязчиво фиксируется на Мишеле Пуакаре, ступая за ним шаг в шаг, с той лишь разницей, что всё больше дразница, чем реально любит. Во взгляде его — опустошение и непонимание, во всклокоченных волосах — сны о революции. Одевается он не в пример Пуакару нестильно и неброско, не крутит губы перед портретом Хампфри Богарта и не смолит монтекристы за рулями угнанных иномарок. Антониони же навязчиво фиксируется на Годаре, который в составе "Группы Дзиги Вертова" был одним из теоретиков вакханалии майской революции 1968 года. В диалоге с французским мастером мегафона он, однако, гнёт визионерскую кривую — любуется красотой природы и красотой человеческой фактуры, а в конце скатывается в правоцентристскую риторику "мэйк лав, нот вар", помноженную на "лив фаст, дай янг" (интересно, почему этому принципу совсем не следуют режиссёры, а одни лишь актёры — за исключением Питера О'Тула, который уже дряхлым стариком снялся в "Калигуле" у Тинто Брасса и совсем уж паровозиком-облачко в "Звёздной пыли" Мэтью Вона) не хватает только портрета Грызлова на бампере возвращаемого в LA самолёта. Бунт против власти превращается у Антониони в лояльный бунт против вещей. Его герой, отказавшись играть с биксой в интересную игру "кто больше надавит жуков и гадов" (победивший убивает проигравшего) убивает не полицейского, а свой револьвер, а вместо смены политической системы он предпочитает сменить цвет самолёта. Громогласно заявленный им в самом начале акционизм, готовность к террористической деятельности на проверку оказываются подростковыми понтами, которые выстреливают из него вместе с очередной порцией эякулята.

Можно было бы назвать фильм "Взросление мелкого буржуа", если бы не трагическая гибель главного героя от оскалившихся копов в конце. С другой стороны — можно предположить, что это Дайариа вместе с эякулятом высосала из него пролетарский пафос, оставив пустую оболочку, которой оставалось лишь глупо погибнуть на взлётной полосе. А сама же, оплодотворённая недалеко от домика семьи Мэнсонов революционной идеей пошла вынашивать детя-горе, вшивая очерёдный стежок в кинематографический ковёр самолёт. В зависимости от того, кого признать активной стороной в этой паре, фильм видится либо как предвозвестник "Чужого" — камрад заряжает подругу инопланетной политической риторикой, либо как аллилуйя суккубам — она вытягивает из него политическую силу, обрекая на прозябание в региональных законодательных собраниях.

Сейчас, в году 1428 хиджры "Забриски Пойнт" со своей хипарской идеологией и наивным артроком выглядит скучным анахронизмом. Любование ландшафтами, разрушающимися вещами или дискутирующими подростками кажется вычурной претензией. Наверно было бы лучше, если Антониони не вёлся на поводу у революционной ситуации и не вылазил бы прочь из слоновьей башни собственного визионерства. Попытка совмещения бунта и позиции наблюдателя не удалась. Наблюдатель так и не въехал — чем же бунт красивей металлического забора. За наблюдателя канал Нгоо.

(10.08.2007)

Версия для печати


Мор: Рецензия на фильм "Забриски Пойнт"

Забриски Пойнт оценка: 3

Писать про "Забриски Пойнт" сложно — дело в том, что фильм не вызывает во мне совершенно никаких эмоций. Дестракшн-медитация над взрывом приятна настолько, что переходит в гармонию микромира, которую можно наблюдать под микроскопом, однако цельная конструкция не воспринимается ровным счетом никак. Она как кем-то пожеванная жвачка или красивая открытка из места, в которое не хочется. Люди любят говорить, что это фильм о любви, но совершенно очевидно, что это не так. Фильм о поисках свободы в любой ее форме, но свобода получилась у Антониони настолько размытой, что, избегая всякой конкретики, он сумел избежать бунта в бунтарской, вроде бы, работе. Если желание свободы от общества Антониони удается показать более или менее убедительно, то свобода отношений, находящаяся в торжестве красивых случайностей, в способности слиться с природой, избежать рамок, найти спутника в первом встречном, вышла у него гораздо хуже. Заброшенный, иссохший, но удивительно красивый уголок природы мертв, и это как тонущая статуя Венеры у Феллини в "Казанове". Взяв на главную роль актера-радикала, использовав музыку и создав напряженную обстановку, Антониони в итоге снял совершенно мертвую работу. После нее не хочется бежать на баррикады, после нее не хочется царапать чьи-то плечи, впиваться в чьи-то губы, не хочется купить ружье, прочесть книгу, взорвать дом, — после нее, в сущности, вообще ничего не хочется. "Забриски Пойнт" при наличии стольких псевдореволюционных раздражителей абсолютно социален. Последняя песня так и вообще низводит "Забриски пойнт" на уровень какой-то ностальгической картины о молодости и ее неисповедимых путях.

Сцена секса, в котором люди приближаются к животным по естественности игр и реакций, резвятся в пыли иссохшего каньона, тоже пытается быть декларацией свободы. Но в какой-то миг наступает момент, когда смотреть на это уже неприятно. Ползающие друг по другу хиппи превращаются в копощащихся в грязи людей из "Фандо и Лиз" Ходоровского, мистерия оборачивается подобием оргии. Индивидуальность становится лишь безликим отражением сотен таких же элементов, валяющихся в пыли. То же происходит и с концовкой. Она полностью преломляет хипповский перфоманс, который некстати наложился на путь молодого радикала. Крупные, замедленные планы взрывающегося в клочья буржуазного мира, происходящие в голове у Дарьи, драматургия вещей, о которой так много писал в свое время Эпштейн, — это так красиво, что кажется, можно застыть и вечно наблюдать за полетом тряпок, огрызков салата, обломков, брызг. Но в определенный момент наступает пресыщение, и проблема режиссера, по-моему, в том, что он этого момента не ощущает. Последний кадр с Дарьей сводит феерию внутреннего бунта к обыденности. Девушка может заключать в себе взрывы, но, уже выбравшись из нее, взрыв не способен уместиться в банальной загорелой фигурке.

Нашла информацию о том, что, продолжая линию молодежного бунта, Антониони сделал концовку, в которой парень выписывает в небе "Fuck you, America!", но ее сочли антиамериканской и запретили. Останься она — и фильм был бы зарисовкой, завихрением сливок на кофе, летучим облаком. Собственным ярким надгробьем. Безнадежно мечтательной и бесполезной картиной, — но вполне себе цельной. Собственно, одно это говорит о сущности "Забриски Пойнта" больше, чем мое личное от него впечатление.

(12.08.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: