Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Скандальный дневник / Notes on a Scandal (2006)


Скандальный дневник
Средняя оценка: оценка: 3.5
2006. Великобритания. 92 минуты.
Жанр: драма.

Режиссер: Ричард Айр.
Сценарий: Патрик Марбер,
по роману Зои Хеллер "О чем она думала: Заметки о скандале",
Оператор: Крис Менжес,
Композитор: Филип Гласс.

В главных ролях: Кейт Бланшетт, Джуди Денч, Том Джорджсон.
В ролях: Майкл Малони, Джоанна Скэнлэн, Шон Паркес.

Награды:
МКФ в Берлине — Приз зрительских симпатий "Тедди".
Evening Standard British Film Awards — лучшая актриса (Джуди Денч).
Премии ассоциаций критиков: Vancouver Film Critics Circle, Dallas-Fort Worth Film Critics Association Awards, Phoenix Film Critics Society Awards, Vancouver Film Critics Circle — лучшая актриса второго плана (Кейт Бланшетт)..

Версия для печати

Александр Руденко: Blanchett & the Banshees

Скандальный дневник оценка: 4.5

Может оно и к лучшему, когда на фамилию режиссера и сценариста внимание обращаешь постфактум, отсмотрев уж фильм, от которого не ждал какого-то ого-го на основании того, что Айр снял "Айрис", а Марбер написал "Близость" и адаптировал "Безумие" МакГрата (писателя "Паука") о любви жены главврача дурдома к пациенту. Поэтому фильм просто припечатал: прекрасно выписанные и раскрытые актерами (ну, фамилиё тьоток на главролях изначально сюрпризом не являлось) характеры (эдакие скандальные кинотипажи, которые в большинстве кинослучаев — пиши-снимай-играй другие — наверняка превратились бы в карикатуры) помещенные в нестандартную, пусть и отдающую "желтизной" ситуацию (опять же, киноопасную — шаг вправо-влево — безвкусица, китч); сама структура повествования, операторская работа, музон — всё в не в бровь, а в Гласс. Бланшетт большей частью показывается через восприятие втюрившейся Денч: она аж светится вся гирляндою, Бланшетт, словно с йолки снятая, будто киловаттку зохавала (особенно, сцена, где светлячки-ноги и нерешительная темная рука старухи — эффектно), она, то спинку выгнет, оголив сэксуальное пузико, то ручкой эдак волосы трогает — энджэл. А потом, когда оказывается, что она — нихуяссе, мерзавка какая! — преображается в фурию, в Сиуси из зе баншиз, от которой фанатела в молодости ("Это же классика! Чему я тебя учила?" — на винилку "Kaleidoscope", которую мусолит с кривой люмпенской усмешкой наебавшийся отрок-соблазнитель).

На Денч, страдающую от одиночества из-за сафической наклонности и горе-от-ума в коллективе стандартных школьных тичеров — очередной отличной иллюстрации к шовианскому афоризму про "кто не знает, тот учит", — инфатильных мужичков и тупых теток из пэгэтэшных педучилищ ("Ее отец известный экономист, придумал инфляцию!"), — в момент, когда с "веником" в руках, перед "первым свиданьем", нерешительно топчется, как девочга, у порога, ищет звоночег — аж смотреть страшно, хоцца закрыть глаза — а вдруг щастливую, замолодевшую бабусю подстережжот какое-то унижэнье и сопереживающему зрителю станет больно и невыносимо сие созерцать. Прекрасно передает Денч ревность, эгоизм, жестокость наконец-то с кем-то закорефанившейся психоодиночки. Образ раскрыт на "это пять!"

И Бланншетт хороша в роли недосоциализировавшейся экс-полубунтарки, полухудожницы, утонченно ваяющей красивые мисочки с тридцатью двумя различными узорчиками, дочки богатея "придумавшего инфляцию", сдуру выскочившей замуж за вотцыгодящегося дядю и родившая ему дочь и дауна. Ах, как она беснуется, прочитав титульный скандальный лытдыбр, в толпе алчных до чужого горя вампирофф-папарацци! Беснуется, затравленно, под конец фильма, в кульминации — с подведенными a la Siouxsie глазами, в красных одеждах, — прям как забойная Red Light с щелчками фотовспышек под конец ее любимого альбома.

Конечно, во всяком кино не без уродства и малину испортили кое-какие притяжки-натяжки, в угоду развитию действия, вроде непонятной реакции мамы мальчика да и, собственно, доведения скандала "до ручки" — одно дело сплетни, но как дошло до суда непонятно — мальчика под пытками заставили признаться? Ну, да ладно, это минус пол-звьоздочки, не больше.

Обсасывая нюансы взаимоотношений персонажей, здесь можно написать целый талмуд, да закончился крапаль специальной, выращиваемой Нгоо для рецензентов нашего интернет-издания, травы... Впрочем, это ж по роману фильм — уже все написано до нас, а что касается визуальной подачи, то я, выбирая скриншоты, чуть ли не покадрово заново пересмотрел фильм, и, растерявшись от одного только мимического изобилия и всяких там чудесных планов, выбрал наобум, взял первые-попавшиеся. См. кино!
Лица

(01.09.2007)

Версия для печати


Мор: Кто-то вообразил себя Вирджинией Вульф

Скандальный дневник оценка: 2.5

При наличии сильных актерских работ (режиссер рекрутировал Джуди Денч, способную сыграть что угодно, и Кейт Бланшетт, которая хороша даже в таком мусоре, как "Бандиты") мы видим картину ни о чем. Пустота, полость открывшегося глазам пространства даже ужасает. "Скандальный дневник" не скандален, неярок, театральное прошлое режиссера отлично видно — хорошо прописанные диалоги, но крайне бедное воплощение действия, отсутствие понимания того, как из кинематографической ткани можно лепить стрелу прямо в сердце. Такая же недоделанность, назавершенность присутствовала и в "Красоте по-аглийски". С интересом вовлекаясь в сулящее многослойную драму полотно, на выходе мы остаемся ни с чем, понимая, что время было потрачено зря. Обман вызывает раздражение. "Скандальному дневнику" место в ряду распродаж CD, где лежат неудачные фильмы с известными актерами, которые на заре своего интереса кинематографом я принимала за Находку. Самая, наверное, удачная и одновременно сигнализирующая о провале сцена — это курящая в ванной Денч, рассуждающая об одиночестве старости. Попытка заняться множеством проблем одновременно, заполнив голема, обернулась катастрофической поверхностностью абсолютно во всем.


Пожилая авторитетная учительница Барбара увлекается новенькой Шебой, справедливо посчитав, что брак со стариком и двое детей, один из которых — даун, — неподходящая жизнь для красавицы-блондинки. Одиночество Барбары разделяет кошка и дневник, с которым она делится замыслами, поэтому о том, что будет происходить, мы узнаем за шаг до происходящего. Желчные комментарии преподавателя в начале фильма весьма уместны. Проблема в том, что Шеба воспринимает Барбару лишь как жилетку, а на деле увлекается 15-летним пареньком, который смело спрашивает у нее: "Вы сосете?". Барбара начинает ревновать, принимает свой страх перед одиночеством за страсть, а затем предает Шебу. Причем демонстрируется и тоска Шебы по уходящей молодости, когда она, словно Сьюкси Сью фотографировалась в готическом прикиде. Юность прошла, ее место заняло подтирание соплей толстому пацану и игра в мать с вздорной дочерью, поэтому секс с учеником становится яростным выходом из положения. Ее трудно не понять, как трудно не понять и старушку Денч, которая хочет вместо кошки держать у себя луноликую красавицу.

Но... Большое "но" заключается в том, что думать не над чем. Перед тобой храбро выкладывают все карты, рассказывают, чем закончится партия, поэтому остается по инерции досматривать, желая сюрприза в конце. А никакого сюрприза не будет. Мелочность жизни выдается за глубокий конфликт, копошения от жены к школьнику, от кошки к Шебе отыгрываются блистательными актрисами, которым негде развернуться в куцем сюжете. Пустая драма третьего эшелона, загримированная монологами актрис.


(02.09.2007)

Версия для печати


Алексей Нгоо: Лесбийская любовь и педофилия в средней школе.

Скандальный дневник оценка: 4

Движителем сюжета фильма является неправомочное сближение двух видов педофилии, тонко разведённое в "Южном парке". В десятом эпизоде десятого сезона один из второстепенных персонажей, Айк, вступает в половую связь со своей учительницей. Кайл, брат Айка, недовольный этической подоплёкой вопроса, идёт в полицию и рассказывает, что "one of the teachers is having sex with a student". Эта фраза, с непроставленными акцентами подымает полицейских в ружьё и наполняет решимостью найти и наказать педофила. Однако когда выясняется, что грамматически бесполый the teacher — это симпатичная учительница, а вовсе не уродливый мужик, чувство полицейских из ненависти превращается в зависть, они принимаются смаковать новость. Они завидуют маленькому Айку и не собираются предпринимать никаких действий, потому что, по их мнению, учительница не делает ничего предрассудительного.
Some young boy is having sex with Miss Stevenson?
И действительно, секс с учительницей — коллективная подсознательная мечта любого гетеросексуального юноши, нашедшая многократное выражение в массовой культуре — от сцены в "Нежном возрасте" и пестни "Ну что, красавицо, ну что не нравицо" до популярных поисковых запросов вроде "развратные училки". Полицейским, самим бывшим подростками сложно поверить в то, что солодковая мечта их юности может быть преступной. Ведь речь в любом случае идёт не растлении, а награждении — опытом, вниманием. Энтони Киддис, потерявший невинность в 14 лет со взрослой подругой матери (в деталях могу ошибаться) вызывает что угодно, только не сочувствие. Апологетикой подобной точки зрения подробно занимались создатели "Американских пирогов" — устами Пола Финча они привели все доводы "за" в частности и про то, что вино с годами становится лучше (а с веками, кстати, превращается в уксус).
Yes.
Оборотная сторона модели отношений "учитель-ученик" — развращение учителями-мужчинами школьников и школьниц вызывает совсем иные чувства. В том же "Южном парке", который, не смотря на обилие гомофобских, юдофобских, расистских и прочих шуток, по сути, является глубоко толерантным орудием борьбы с действительностью, единственная маргинальная фокус-группа, которая так и не подверглась оправданию и не привлекла симпатии, были бойлаверы. Их логические построения, которые обычно в конце серии должны оправдать анти-героев эпизода были безжалостно разрушены недоумевающим Кайлом "Dude. You have sex with children" — де, какие после этого могут быть с вами разговоры — фтопку однозначно. И потом ему ещё поддакнул Стен: "Yeah. You know, we believe in equality for everybody, and tolerance, and all that gay stuff, but dude, fuck you".
Nisssse. Nnice.
В свете описанного выше неодинакового отношения общественности к различным подвидам связей "учитель-ученик", яростное судебное преследование, которому подвергается героиня Бланшетт за роман с 15-тилетним учеником выглядит странно. Обоим участникам романа было хорошо, вреда другим их роман не принёс, не пострадало ничего кроме пресловутой "профессиональной этики" недалеко ушедшей от круговой поруки, но при этом они виновны. Похоже на различные извращённые средневековые придури — вроде совецкой статьи за мужеложство или целибата. При чём взгляд создателей фильма — намеренно саркастичен и в иные моменты даже по-саузпарковски гротескен — героиня Бланшетт жената на мужуке, которого все принимают за её отца, а домогающая её героиня Денч и вовсе походит на ейную бабушку. Создатели предлагают ответить нам на заковыристый вопрос — почему преступен возрастной разрыв между двумя молодыми прекрасными персонажами, а другие два, в которых второй стороной выступает некрасивая по-определению старость — нормальны? Ведь если красота — мера вещей, то отношения симпатичной учительницы и симпатичного ученика должны быть априори оправданы красотой, а вот за одну мысль о сексе, рождающую в голове ужасной пенсионерки, нужно карать безжалостно и дико — потому что это есть попрание красоты безобразием.
What?! No, you don't understand...
Вобщем воцаряющаяся к концу фильма истерия, по своей бессмысленности и неоправданности походит на истерию одного из самых плохих фильмов в истории кинематографа — "Самаритянки" корейского режиссёрами Кима. Характерно, что и там и там речь шла о сексе с пятнадцатилетними школьниками/школьницами (при чём и там и там сексуальная инициатива исходила от школьников). Складывается впечатление, что речь идёт о каком-то системном баге, который раз за разом вызывает замыкания в мозгах взрослых режиссёров. И вот вместо того чтобы снимать фильмы, бичующие бойлаверов, расистов или сайентологов, они набрасываются на по-сути высосанную из пальца проблему и рвут жопы в попытке загнать подростков внутрь некого гетто, границей которого должен быть возраст.
You sure they've had sex?
Впрочем, думается мне, что надуманная антипедофильская истерия в "Скандальном дневнике" — это дань социальному заказу. Действительная точка зрения создателей фильма выражена в намеченном выше язвительном вопросе — чем связь двух молодых людей более преступна, чем связь молодого и старого, и в бесноватой, рассчитанной на неприязнь зрителя реакции мужа героини Кейт Бланшетт. Узнав о романе жены, он брызжет слюной, ненатурально закатывает глаза и того и гляди его схватит подагра, паралич и столбняк в одном лице. Вместо того чтобы подумать головой и понять, что отношения его жены с пятнадцатилетним подростом ничем не угрожают семье, потому что ветренному подростку априори скоро надоест такой роман, он рвёт и мечет и ревёт как белуга в сезон половой активности. Подобное поведение, несовместимое с понятием адекватности показывает нам как на самом расставлены акценты в фильме — секс без принуждения между учительницей и учеником может быть неприятен лишь психопату.
Yeah!
Фильм очень украшает игра Джуди Денч и Кейт Бланшетт, актрис в чьих актёрских талантах сомневался только ленивый. И хочу открыть вам тайну — набросанная выше педофильская тема идёт в фильме фоном и развил я её только ради того, чтобы приплести "Южный парк", который заставил меня остановиться и задуматься над тем, что, в сущности симметричные фразы "учитель занимается любовью со школьницей" и "учительница занимается любовью со школьником" вызывают совершенно разные спектры эмоций — негативные в первом случае и положительно-сочуственные во втором. В прицеле же кинокамер — чувственный дуэт двух превосходных актрис. Денч играет старую школьную учительницу-грымзу под именем Барбара Колетт, Бланшетт — новенькую училку-блонду над именем Шибе Харт. Барбара является практикующей лесбиянкой. В Шибе она намётанным глазом нащупывает себе удобную жертву и начинает ненавязчиво подкатывать к ней, героически совмещая напористость авангарда лесбийской тяжёлой техники с мягкостью и неприметностью полупрозрачного намёка. Словно гроссмейстер психологических шахмат она душевными разговорами и чуткостью опутывает Шибе паутиной своего внимания, и педофилия в картине выступает лишь решающим, кульминационным козырем в ведомой ею партии "затащи Бланшетт в краватку". Застукав Шибе с пятнадцатилетним оболтусом и разыграв сцену ужаса и непонимания, Барбара берёт Шибе в окончательный психологический плен, обещая той никому не говорить о порочной связи в обмен на обещание Шибе прекратить это гетеросексуальное безобразие.
Has she performed oral sex on him?
Дальше страсти накаляются по вольфрамовой спирали матча за чемпионскую корону между Фишером и Карповым. Барбара блефует, рискует, темнит, идёт ва-банк, но одинх не выходит у ней каменный цветок. Во-первых, потому что расставленная ею паутина имела текстуальный изъян — она была системно изложена в её дневниках. Однажды Шибе эти дневники нашла и послала похотливую старушенцию куда подальше. Во-вторых, потому что, вообразив, что, поставив натуралку в предельную ситуацию, она на манер древних алхимиков, превращавших свинец в золото, сможет превратить натуралку в гомосексуалистку, не учла самого главного. Так можно сделать с эгоистом или одиноким человеком — короче тем, чья жизнь вьётся вокруг себя самой. Когда же человек связан множеством связей с семьёй, то каким бы нежным, рыхлым и податливым он не казался, семья будет манить его с настойчивостью северного магнитного полюса, манящего стрелку компаса. С подобной физической привязанностью нелепо бороться средствами психологии. Вот только понимание этого одинокой Барбаре даётся с огромным трудом. Она меряет мир по своей мерке и всё пытается то отрезать тому ноги, то растянуть шею. И хотя в действиях её сквозит эгоизм, холодность и жестокость, её по-хорошему жалко, потому что душа её в сущности чиста и жаждет любви, а эгоизм — лишь следствие её одиночества. И хочется, чтобы финальная сцена фильма явилась для неё началом долгой прекрасной жизни (ведь, спросив новую жертву про наличие семьи, Барбара признаётся, что прежняя ошибка научила её многому).
I think so.
А вот ещё интересные пять копеек в копилку стихийного антисемита. Главную героиню картины зовут Шибе, что есть дерриватив от аглицкого имени Батшеба, которое паруске звучит как Вирсавия. Так вот, Вирсавия — это женщина, которая изменила своему мужу Урии с царём Давидом, а потом стала царю Давиду женой, и родила ему Соломона. У киношной Шибе, также изменяющей мужу, также есть дитя — милый даун Бен. В этом невольном сближении культового персонажа еврейской истории и носителя лишней двадцать первой хромосомы есть что-то обидное, правда? Нгоо;).
...Nice. Nisssse. Nisssse.
Людмила Гурченко в роли Сиукси Сиупысы — а, кстате, да. к чему возникла в фильме сиукси сиу я так и не понял. видать уровень не тот...

(02.09.2007)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Перо и планшетт

оценка: 3.5

Барбара врет, прикрывая лицо рукойГустой как тромб фильм, сгусток драматических коллизий. Пожилая и суровая историчка Барбара (Джуди Денч), которой год до пенсии, тяготится одиночеством. Она мечтает о подруге, которая скрасила бы печальные годы ее угасающей жизни, и тут директор приводит на педсовет "прекрасную незнакомку" — новую преподавательницу искусств Шебу (Кейт Бланшетт). Однако, Шеба не разделяет стремления Барбары к чрезмерно тесной дружбе — то есть такой, когда рука к руке, уста к устам. Шеба западает на своего ученика Стива. А Шеба — женщина семейная. У нее двое детей. Дочь, ровесница сына, и маленький Бен — отвратительный на вид толстый мальчик. Муж Шебы — невзрачный и старый, по возрасту подходящий Барбаре. Вероятно, у него тоже есть только одно желание в жизни: дотянуть кое-как до смерти, с очаровательной и еще молодой женой под боком. Но в Барбаре, помимо этого желания, еще кипит неподдельная страсть. Поэтому порочный роман Шебы с учеником, о котором Барбара случайно узнаёт, вызывает в ней приступы хорошо контролируемого гнева. Она решает воспользоваться этой тягостной тайной, действует то кнутом, то пряником: шантажирует и в то же время подставляет дружеское плечо. Но страсть съедает даже металл. В конечном итоге, на эшафоте общественного порицания оказывается не только Шеба, но и "железная леди" школы.

Вчера я обсуждал фильм с коллегой по экранке Александром Руденко. Он отметил, что давненько не видел такой удивительной актерской игры. Да и действительно, достаточно стандартный по изобразительному решению фильм держит в напряжении исключительно засчет дуэта Джуди Денч — Кейт Бланшетт. Барбара и хитрая, и коварная, и вероломная. В какие-то моменты она определенно заслуживает презрения, но вместо этого неизменно вызывает жалость и сочувствие. Это высший шик. Посмотрите, как точны движения Денч! (Вот, например, вы можете видеть на скриншоте, как Барбара беседует с Шебой о какой-то серьезной проблеме. То, что она прикрывает рот рукой, показывает, что она лжет). Денч не только убедительна в этой роли, но и позволяет зрительскому восприятию находиться в странном подвешенном состоянии, когда трудно судить, трудно ставить оценки. Актеры, которые ниже мастерством, как правило ставят на своем персонаже однозначное клеймо, они играют не людей, а типажи. В этом, безусловно, им "помогает" и режиссер. Ричард Айр, постановщик фильма, своим актерам не мешал. Поэтому Денч — великолепна, но и Бланшетт хороша, играющая добренькую, слабохарактерную, но порывистую размазню. Вот почему в конце фильма Шеба исчезает с поля зрения (скорей всего, отправляется в тюрьму), а Барбара клеит на лавочке новенькую глупышку. Эта старая вкрадчивая лиса всех нас переживет! При помощи безусловно искреннего дневника (на протяжении фильма идет закадровый текст — Барбара зачитывает нам свой дневник) Денч 90 минут с успехом обманывает зрителя — точно так же, как Барбара обманывала Шебу.

(03.09.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: