Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Антонио Гауди / Antonio Gaudí (1984)


Антонио Гауди
Средняя оценка: оценка: 3.5
1984. Япония. 72 минуты.
Жанр: документальный.

Режиссер: Хироси Тэсигахара.
Композитор — Тору Такемицу, Синдзи Хори,
оператор — Риу Сигава, Юничи Сегава и др.

В главных ролях: Барселона.


Версия для печати

Мор: Сюрреалистический тандем

Антонио Гауди оценка: 3.5

Можно ли снять сюрреалистический фильм, взявшись за документалистику? Легко. Сюр в фильмах японского режиссера особого свойства — в достоверно показанных жизненных сценах и присутствует ощутимый абсурд. Будь то мужчина, живущий в дыре в земле или надевающий фальшивое лицо герой — все снято очень реально, серьезно, тщательно, но эта концентрация реальности в ненормальных условиях и смещает точку сборки. "Антонио Гауди" — это фильм о Барселоне, какой ее увидел легендарный архитектор. Лучший тандем представить трудно — увлекающийся сюрреализмом Тэсигахара Хироси и произведения высокомерного, не знающего ограничений Гауди, который при финансовой поддержке любящего смелые решения покровителя создал массу удивительных зданий, завершив карьеру чудовищем Собора Святого Семейства. Саграда Фамилья мало напоминает храм — это гигантский инопланетный корабль, приземлившийся в центре города, или неизвестный монстр, поражающий с первого взгляда. В юности в одном из дисков-клипартов мне попалась фотография собора — и проняла до глубины души. Мне странно было думать, что в мире скучной архитектуры и безвкусных дворцов может существовать что-то подобное. Да, собственно, я и не думала о Соборе Святого Семейства ни как о соборе, ни как об архитектурном творении. Для собора в творении слишком мало святости, он, скорее, с другой стороны — святотатство, воплощение католического фанатизма с его концентрированным грехом, сумеречное существо. Передо мной стояли врата в Ад, в другое измерение — не больше и не меньше. Я тогда не знала, что передо мной, но твердо себе уяснила, что если зайти в такие врата, выйти можно в какое-то совершенно другое место, планете Земля не принадлежащее. Остальные творения Гауди не столь впечатляющи, но называть их "домами" язык не поворачивается.

Недавно я читала "Интеллектуалы у власти" Мишеля Фуко, где попалась статья про паноптикум Иеремии Бентама ("Око власти") и рассуждение о дисциплинирующей, управленческой функции архитектуры. Честно говоря, до прочтения этой статьи я даже не задумывалась о том, почему дома строят так или иначе, так что Фуко расширил мой кругозор. Паноптикум Бентама — это такое устройство тюрем, больниц и других учреждений, где око тюремщика, находящееся в центре, может обозревать все камеры одновременно, может иметь доступ к любому помещению. В свое время сочинение Бентама выглядело революционно, потому что устройство помещения служило властным целям, позволяло прозревать пространство, не давало преступнику места даже для мысли о новом преступлении. В те времена казалось, что это не пытка, а возможность предотвратить преступный образ мышления. Далее Фуко рассматривает планировку дома до 18 века, пространство внутри которого было недифференцированным, т.е. есть комнаты, где едят, где принимают гостей, но где — неважно. В 19 веке с устройством рабочих поселков комнаты приобретают функциональное назначение, пространство обособляется. Фуко обращает внимание на то, что стоило бы написать целую историю архитектуры учреждений, того, как само устройство здания служит определенным целям, настраивает на нужные интонации мышления.


Возвращаемся к Гауди. Архитектурные творения Гауди выбиваются из разряда функциональных, в результате чего они не только становятся произведениями искусства, но и прорывают грань привычного, показывая, что круг не замыкается на тех примерах, что всегда перед глазами. В каком-то смысле произведения Гауди революционны, удивительны; они пробуждают мышление, дают возможность помечтать, перенестись в сказочный мир. И особенно интересно то, что этот мир находится прямо на улицах Барселоны. Прямой угол Гауди считал порождением недалекого ума. Самого архитектора увлекали всевозможные кривые, в результате чего дома становились похожи на непонятных существ, на колышущиеся волны, на копну ракушек или сборку из костей. Архитектура Гауди недобра, но не однообразна, что при наличии таких тусклых городов, как тот же Питер, делает ее особенно ценной. И тут трудно отделить оценку фильма от оценки пользы содержащейся в нем информации. Те, кто о Гауди и знать не знали, должны кино посмотреть. Те, кто об архитекторе осведомлены, могут заинтересоваться методами Тэсигахары Хироси. Дело в том, что Гауди проектировал не только нестандартные фасады, — он принимал участие в проектировке внутреннего убранства, деталей вплоть до мебели. Гауди даже собственноручно отливал решетки! Не говоря уже о том, что к проектам, чертежам относился очень скептически, предпочитая свободный ток фантазий. Каждый из предметов, покоев — это воплощение идеи. Впервые вижу, что архитектура может служить столь пластичным средством для декларации определенных внутренних сюжетов. Хироси монтирует крупные планы деталей с видами зданий, водит по спирали, погружает в загадочные комнаты, не давая ни одного объяснения. В итоге мы попадаем в удивительный круговорот странных интерьеров, сказочных сооружений. (Существует американская версия фильма, где дотошные американцы добавили подписи под каждым из зданий в духе турсправочника. Так вот в оригинале этих надписей нет, мы просто плывем в пространстве). Ближе к середине картины режиссер добавляет жизни, показывая обычных испанцев, живущих на улицах города. Не боясь и не оглядываясь, они сосуществуют рядом с архитектурными созданиями.

Гауди брал идеи у природы, не желая повторяться и строить по обычным канонам. Однако с храмом Саграда Фамилья получилось еще более интересно. Храм в честь Иосифа заказал торговец книгами Бокабелла, но проект, предоставленный первым архитектором (Франческо дель Виллар), был обычным, ничем не выделялся из остальных. Спустя год проект отдали Гауди, который полностью его переработал. Начатый в 1882 году собор не закончен до сих пор! Сам архитектор на вопросы о необычно долгой длительности работ отвечал: "Мой клиент не торопится".

Антонио Гауди начал с того, что постился пятнадцать дней, чуть не погибнув. Его помощник говорит, что таким образом Гауди хотел очиститься от грехов молодости, когда вел светскую, довольно свободную жизнь. После работы над Саграда Фамилья архитектор сильно изменился, он хотел создать "последнюю святыню христианства", поэтому каждый элемент собора буквально насыщен христианскими мотивами, изображениями сюжетов и персонажей, не говоря уже о символизме этажности, внутренних помещений. В декоре использованы тексты литургий, цитаты из Библии. Интересно, что в годы гражданской войны каталонские анархисты уничтожили модель собора и чертежи, поэтому архитекторам пришлось буквально заново учиться нужным вещам. Дорогостоящий проект продолжается до сих пор, причем в девяностые группа испанских архитекторов заявила, что строительство нужно бросить, ведь каждый блок требует индивидуальной подгонки из-за эксцентричных замыслов Гауди. Тем не менее, работа над проектом продолжается до сих пор.

(21.09.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: