Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Синий бархат / Blue Velvet (1986)


Синий бархат
Средняя оценка: оценка: 3.5
1986. США. 120 минут.
Жанр: детектив / драма / криминальный / нуар / ретро / триллер / черная комедия.

Режиссер: Дэвид Линч.
Сценарий: Дэвид Линч,
Оператор: Фредерик Элмс,
Композитор: Анджело Бадаламенти,
Продюсер: Дино Де Лаурентис.

В главных ролях: Кайл Маклахлан, Изабелла Росселлини, Деннис Хоппер.
В ролях: Лора Дерн, Хоуп Ланж, Дин Стокуэлл.

Награды:
МКФ фантастических фильмов в Авориазе, Франция — Гран-при.
Boston Society of Film Critics Awards — лучший фильм, режиссер, оператор, актер второго плана (Д.Хоппер).
Fotogramas de Plata — лучший иностранный фильм.
Independent Spirit Awards — лучшая актриса (И.Росселлини).
Joseph Plateau Awards — лучший иностранный фильм.
Los Angeles Film Critics Association Awards — — лучший режиссер, актер второго плана (Д.Хоппер).
МКФ в Монреале — лучший актер (Д.Хоппер).
National Society of Film Critics Awards, USA — лучший фильм, режиссер, оператор, актер второго плана (Д.Хоппер).
МКФ в Каталонии — Sitges — лучший фильм, лучший режиссер..

Интересные факты о фильме:

  • Изначально роль Джеффри предлагали Вэлу Килмеру, но тот отказался, сказав, что это "какая-то порнография". Крис Айзек отклонил предложение примерно по той же причине. И только актеру Маклахлану было пох.
  • Некоторые актеры, которые рассматривались на роль Фрэнка, находили образ Фрэнка чересчур импульсивным и эксцентричным. И только Деннис Хоппер сразу заявил: "Я готов сыграть Фрэнка. Потому что я и есть Фрэнк!"
  • Дэвид Линч сначала предлагал роль Дороти Ханне Шигуле, потом — Хелен Миррен, и только лишь случайно встретив Изабеллу Росселлини в одном нью-йоркском ресторане, понял: это то, что надо.
  • Продюсер Дино де Лаурентис взялся за прокат фильма только потому, что все остальные компании отказались.
  • Дэвид Линч предлагал роль Сэнди Молли Рингуолд, но мать молодой актрисы запретила ей сниматься в этом фильме.
  • Изабелла Росселлини рассказывала, что Дэвид Линч не мог удержаться от смеха, когда снимали сцену с изнасилованием. Он ржал безостановочно, во время нескольких дублей. Изабелла удивилась и обиделась. Когда впоследствии Линч показал ей эту сцену, актриса тоже нашла ее невероятно смешной.

    Версия для печати

    Купить лицензионный диск на Ozon.ru.


Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Синий бархат"

оценка: 5

Синий бархат / Blue Velvet (1986)В 1990-м году мне в руки попался болгарский журнал, посвященный кино, типа нашего "Советского экрана". Мне на долгие годы запомнился последний разворот журнала, в котором была объемистая публикация: американские критики выносили вердикт 80-м годам. В списке 20 лучших американских фильмов (но был также и европейский "хит-парад", в нем, к слову, лидировал фильм Акиры Куросавы "Ран") третью строчку занимал "Синий бархат". Через шесть лет мне в руки попал новый артефакт — это был компакт-диск с американской энцикопедией "Синемания’96". Он содержал ревью титулованных критиков: Молтина, Эберта, Каел и составителей диска, а также 20 отрывков из классических голливудских фильмов. Самым лучшим и впечатляющим (после эпизода из "Челюстей", где Рой Шайдер базарит с капитаном судна и при этом, не глядя, бросает совком рыбу-приманку за борт) был эпизод из "Синего бархата". Синее небо, белый палисад, розы колышатся на ветру, благостные дети переходят дорогу, пожарники, едущие на своем драндулете на вызов, приветливо и по-документальному нагло машут руками в камеру. Пожилой благообразный мужчина поливает газон своего ухоженного участка земли. Потом он внезапно хватается руками за шею и падает. Веселая собачка с веселым гавканьем весело прыгает на нем и пытается укусить струю воды, прыщущей из шланга, который валяеца рядом. В поле зрения появляется серьезный младенец. Далее камера перемещается ПОД ЗЕМЛЮ. Там со зловещим скрежетом медленно и мрачно ворочаются жуки…

Синий бархат / Blue Velvet (1986)Когда еще через пять лет я, наконец, посмотрел "Синий бархат", то увидел и понял: эта сцена является прологом "Синего бархата" и в полной мере содержит в себе концепцию как этого фильма, так и последующего фильма Дэвида Линча, телесериала "Твин Пикс". Линч изображает благостный провинциальный мирок, по сути дерёвню, то есть минимальную административную единицу государства, где, в следствие минимальности, всё должно быть элементарно и просто. Деревня — это такое место, где никогда не кипят страсти; это место, далекое от суеты мегаполисов. Сюда в своих мыслях и фантазиях стремятся городские жители, чтобы обрести гармонию. Но, как говорится, ЧУ! Оказывается, что в доме по соседству есть мрачные тайны. Там царит порок! За аккуратными фасадами ухоженных домиков таится настоящее зло, способное погубить тебя.

Линч изображает смерть в современном Эдеме, изъеденную червоточинами сельскую пастораль. Идеальный фрагмент: главный герой фильма, Джеффри Бомон, идет через лесную зону в больницу к отцу (этот благообразный джентльмен, упавший наземь, является его отцом). Сначала взгляд Джеффри падает на сарай. Потом на камень, который он подымает и бросает в пустую бутылку возле сарая. Этот бросок говорит о том, что Бомон хочет попасть в бутылку и разбить ее, как и все, что сделано человеческими руками, что нарушает безупречность природы. Бомон не попадает в бутылку, но на обратном пути повторяет попытку. В поисках камня он натыкается на человеческое ухо — вещь, инородную не только для леса (человек тысячи лет назад покинул лес), но и для человеческой среды (разумеется, что люди не разбрасываются своими ушами по доброй воле).

Синий бархат / Blue Velvet (1986)Джеффри начинает расследовать "дело об ухе" отнюдь не потому, что хочет поиграть в Шерлока Холмса, а потому, что хочет восстановить всемирную гармонию (как в целом, так и в частности — в человеческой среде). Встретив в полицейском участке равнодушного следователя, который буднично говорит: "Да, это действительно человеческое ухо", Бомон понимает, что полиция не имеет (или забыла) никаких представлений о всемирной гармонии и потому неспособна эту гармонию восстановить.

Затем Линч идет еще дальше: ему недостаточно аккуратных фасадов, он показывает, что "червоточинами" изъеден и сам Бомон. Идеализируя Бомона до персонажей комиксов, внезапно Линч ошарашивает зрителя одной характерной сценой. Мало того, что Бомон тянется к "униженным и оскорбленным", пренебрегая хорошими пасторальными девочками (внешне неприятная Лаура Дерн, чья уродливость особенно заметна в сцене ее рёва), так он их еще и пиздит! Сцена, когда Бомон наносит удар по скуле Дороти Вэланс, а потом, не удержавшись, бьет женщину вновь и вновь, попросту гениальна! На Линча поистине снизошло какое-то озарение, когда он прописывал эту сцену в сценарии. Она является ключевой.

Во-первых, этой сценой Линч доводит до совершенства свою мысль о несовершенстве мира. Джеффри Бомон предназначен спасти Дороти Вэлэнс от зла, персонифицированного в маньяке Фрэнке Буте (Деннис Хоппер), который нещадно ее терроризирует, держа в заточении ее мужа и сына (для того, чтобы хотя бы изредка встречаться с ними, Дороти должна терпеть избиения и сексуальные притязания Фрэнка, заявляющегося набегами). Но что в результате: Джеффри точно так же, "набегами", посещает Дороти. Он ее трахает и, в ключевой сцене, избивает. А потом горько плачет, проснувшись поутру в своей кроватке, глядя на стену, где висит, начиная с детских его годов, какая-то фигня. Детство закончено, мальчик, говорит ему эта фигня, висящая на стене. И это поистине какая-то достоевщина!

Синий бархат / Blue Velvet (1986)Но Дэвид Линч — это Дэвид Линч, а не Достоевский. У него все гораздо хуже. Просьба Дороти, после которой Джеффри начинает ее бить, звучит так: "Ударь меня! Ударь!" Хороший мальчик Джеффри, предназначенный спасти Дороти, то есть, "сделать ей хорошо", не может удержаться от такой мольбы и бьет ее (потом Джеффри видит в этом кайф и бьет её снова, после чего осознаёт, что стал ровнёй Фрэнку). Эта сцена недвусмысленно намекает на то, что причиной всех бед является Дороти. Это она, выступая на сцене ночного клуба, "развратила" Фрэнка, и это она сейчас развращает Джеффри. Но что есть разврат? Разврат — это то зло, которое заключено внутри человеческих душ. Это то "зло", которого каждый средний человек, нравственный провинциал, стесняется и может заниматься "им" только за фасадами своих домов. Тем самым Линч отрывается от внешних атрибутов (заборчики и стены домов, за которыми творится ТАКОООООЕ) и показывает человеческую начинку, проводя скабрезную параллель между человеком и бездушными предметами.

Синий бархат / Blue Velvet (1986)Уникальная особенность "Синего бархата" заключается в том, что фильм трудно поместить в рамки какого-либо жанра. Его нельзя назвать "драмой", "криминальным триллером" или "черной комедией", хотя эти определения определенно просятся на язык. Я считаю, что фильм Дэвида Линча "Синий бархат" — образец кинематографического постмодерна. Это цельный, идеально продуманный киношедевр, в котором Дэвид Линч мастерски простебывает такие жанры, как "нуар", "подростковое кино", "детектив" и т.д. А еще вернее, не простебывает, а натягивает их, как волчью шкуру, на костяк сюжета. И под этим лоскутным одеялом идея о тотальной порочности чувствует себя довольно уютно. Вы помните саркастический финал, когда Джеффри делает окончательный выбор и "возвращается" к героине Лауры Дерн, своей ровеснице. Он мирно сидит в саду в кресле: камера показывает сверхкрупным планом изгибы его уха. Джеффри преодолел порок и вернулся в среду, в которой вырос. Теперь он — потенциальная жертва, каковой стал муж Дороти. Хэппи-енд.

Симпатии Линча очевидны: "развратная" Изабелла Росселлини (она же Дороти Вэлэнс), которая двадцать лет была "лицом" парфюмерной конторы "Ланком", стала супругой Линча почти сразу после съемок фильма. Вероятно, Линч воображал, что женится на персонаже своего фильма, — ибо брак продлился недолго.

(04.10.2007)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Пятый элемент

оценка: 3.5

В 1986 году Дэвид Линч понял то, на понимание чего у Люка, например, Бессона, уйдёт ещё десять лет: всё дело в бабе. И Дэвид Линч решил всем нам это объяснить, сняв фильм по сюжету, который Люк Бессон у него через десять лет стырит: о борьбе четырёх главных стихий, в которой побеждает стихия пятая. Только Линч не стал грубо называть эту стихию "Бабой", а придумал хитровыебанную комбинацию: он назвал стихию "Голюбым вельветом". Но, думаю, все поняли, что он на самом деле имел в виду.

Картина начинается с взаимодействия двух "тихих" стихий: воздуха и воды. В первой сцене нам показывают, как эти две стихии, работая в паре, создают ловушку для отца главного героя Маклахлана. Вероятно, речь идёт о какой-то старой борьбе между этими стихиями и всем кланом Маклахланов, но это Линч, как истинный мастер, оставляет за кадром. Итак: отец Маклахалана пытается повелевать стихией воды, однако в этот момент на него нападает стихия воздуха, и совместными усилиями они его почти убивают. Но не до конца — и это обстоятельство сыграло важную роль в дальнейшем повествовании.

Проведать больного отца приезжает младший Маклахлан, который, разумеется, знал о вражде своего клана со стихиями, и о попытках отца повелевать стихией воды (увы, как мы уже увидели, неудачной). Он не знает, какая именно стихия стала причиной плачевного состояния его отца, и не знает, что делать, когда, прогуливаясь по полю, видит ухо земли. Недолго думая, молодой Маклахлан отрывает у земли ухо, видимо, решив, что именно стихия земли виновата в болезни отца, что, как мы знаем, неправда. И с этого момента начинаются настоящие неприятности.

Далее нам показывают, собственно, пятую стихию, однако неподготовленный зритель может об этом и не догадаться. Мы видим бабу, которая поёт песни про голюбой вельвет. "She were blue velvet" ("она была голюбым вельветом") — поёт она, давая зрителю недвусмысленный намёк (Есть альтернативная версия аудирования песни: "She (whore) — blue velvet", но, поскольку эту рецензию могут читать дети, я не буду объяснять, что это значит). Эту бабу видит и Маклахлан, и, думая, что она сможет прояснить для него ситуацию с его отцом и его болезнью, а также с взаимоотношениями стихий, следует за ней. Однако здесь его подстерегает первая опасность: пробравшись к ней в дом, он попадается к ней в ловушку, и она начинает повелевать им. Маклахлан вроде бы и не против, чтобы им повелевала баба, но сама ситуация кажется ему новой и непривычной. Как вдруг в момент повелевания приходит ещё один человек.

Как мы понимаем уже через несколько кадров — это не кто иной, как самый настоящий повелитель воздуха. Он носит его с собой в балончике и повелевает им в рот. Придя в дом, он сначала повелевает бабой, а затем, уже в следующей сцене, через какое-то время, изъявляет желание повелевать и Маклахланом, причём, вероятно, тоже в рот. Он отвозит Маклахлана к повелителю света, который повелевает светом себе на лицо и тоже поёт песни, правда, не про голюбой вельвет, а про какую-то более понятную зрителю стихию. В этот момент зритель понимает, что всё это на самом деле — заговор четырёх стихий против рода Маклахланов, и что зря молодой Маклахлана оторвал у земли её ухо. Не смотря на то, что нам это нигде более в кадре не показано, мы понимаем, что обида безухой земли на Маклахлана сыграла свою роль в подковёрных играх стихий.

История заканчивается, в общем-то, достаточно буднично и очевидно: при помощи пятого элемента, бабы, она же голюбой вельвет, Маклахлан побеждает стихию воздуха, убивая её повелителя, сажает в тюрьму повелителя света, а также видит уже убитым ранее в разборках стихий повелителя земли, у которого больше, так же, как и у земли, нет уха. Остаётся только вода, которая, судя по всему, видя, что силы не равны, ретировалась. Все зрители слышат песню про голюбой вельвет, и думают о том, как этот сюжет стырит через десять Люк Бессон.


Не смотря на число элементов, стихий и пальцев у меня не ноге, этот фильм, конечно, не дотягивает до пяти баллов. Давайте-ка посчитаем: земля, воздух, свет, и голюбой вельвет, который можно считать за половинку. Итого: три с половиной балла.


P.S.: поначалу я хотел назвать эту рецензию "Подростки для Твин Пикса", но потом решил не уподобляться одному из рецензентов "Экранки", которому везде мерещится Твин Пикс. Вот уж что-что, а Твин Пикс к этому фильму не имеет ВООБЩЕ никакого отношения.

(08.10.2007)

Версия для печати


Мор: Рецензия на фильм "Синий бархат"

оценка: 3

"Синий бархат" — это дурная эстетика патологии, но не в прямом, а в затуманенном, чисто линчевском духе. Фильм распадается на две дольки, в одной из которой зачаток детективного сюжета в духе "нуара", в другой — превосходно изображающий падкого на "интересные эмоции" парня Маклахлан. Изменения его лица, хитрые глаза, загорающиеся блеском предчувствия каверзы, — это единственное, что при втором просмотре "Синего бархата" мне было хоть сколько-то симпатично. Он еще молод, выглядит, словно мальчишка, и очень энергичен. Нуар, триллер, мелодрама, садомазохизм и эротика слились в поцелуе на ложе из мягкой ткани. Первое знакомство с фильмом (несколько лет назад) меня поразило высочайшей концентрацией напряжения, вовлечения в подсматривание и сам ход расследования. Однако теперь "Синий бархат" вызвал только скуку. Линч иронизирует над благовоспитанным юношей, движимым жаждой терпких и опасных чувств, потому что знает, что эта тяга вскоре иссякнет. Концовка — символ этой иронии.

(08.10.2007)

Версия для печати


Александр Руденко: Внимание: язык данной рецензии — мат-перемат

Синий бархат оценка: 3

Скучный, неровный, наивный сатирический памфлет уровня журнала "Крокодил". Но красивый, нуаристый. Все эти игры со светом и тенями прекрасны. Фирменные линчевы шумы и гулы бросают в дрожь. Плюс сочный цвет. Цветной нуар. Этакий оксюморон. Ракурсы, опять же. Поначалу даже что-то хичкокианское улавливается. Ну, на худой конец, скажем так: раннебрайандепалмовское ардженто. Но визуальный ряд быстро примелькивается, хичкокианское улетучивается и в действие вступают садомазокукрыниксы. То, на чем еще можно сосредоточиться, чтобы не заснуть — вот этот персонаж по имени...

Э-э, блядь! Не пяльтесь, блядь, на меня своими блядскими зенками! Это, блядь, я, Фрэнк Бут. Да, я, блядь, в этом фильме бог, царь и блядь — я, Фрэнк Бут, блядь. И в этой, блядь, рецензии, блядь, я тоже, блядь, главный, блядь. Я, блядь, говорю "блядь" в каждой, блядь, фразе, и только один, блядь, персонаж, блядь, скажет здесь "блядь", да и то по моей, блядь, команде, блядь! И это, блядь, какая-то блядь! Короче, блядь, какая-то блядь, рассказывай, давай, дальше ты, блядь. Пока этот, блядь, писака куда-то уебал. И не забудь, блядь, по моей, блядь, команде, блядь, сказать: блядь!

Какая-то блядь: Нет, блядь, я отказываюсь, блядь!

Ты чё, блядь! Я сколько раз, блядь, приказал тебе произнести "блядь", блядь? Один, блядь! Только я, блядь, Фрэнк, блядь, Бут, блядь, имею блядское право произносить "блядь" столько, блядь, раз, сколько, блядь, захочу, блядь! Потому что я, блядь, Фрэнк Бут, блядь, названный так, блядь, как звали убийцу Линкольна, блядь. А на улице Линкольна, блядь, живет одна блядь, которую я ебу, блядь, потому что блядский муж и блядский сын этой бляди, у меня в заложниках, блядь. И я отчикал блядское ухо блядскому мужу этой бляди, а какой-то, блядь, пиздолиз, блядь, нашел его, блядь, облепленное блядскими муравьями и, блядь, понеслось, блядь. Этот блядь, пиздолиз, блядь, даже ебал, блядь, эту мою блядь!

Вижу, пока я отлучался поссать, самый помпезный персонаж фильма уже наметил в рецензии основные сюжетные линии фильма и даже ввел в повествование какую-то блядь по имени "Какая-то блядь". Что ж, продолжим... Действительно, в фильме сквернословит лишь этот персонаж, причем в каждой фразе и лишь раз обсценное словечко слетает с губ другого персонажа, да и то по велению этого монстра. Что еще можно сказа...

Блядь, заебал, блядь! Иди на хуй, блядь, со своими, блядь, рецензиями!

Ой, да не очень-то и хотелось писать! Скажи спасибо, что вообще два часа пялился на тебя в этой тягомотине!

Блядь! Не пялься на меня своими блядскими зенками!

Слушай, Фрэнк, заебал уже своей фразой про блядские зенки, вошедшей в первую двадцатку лучших кинофраз всех времен и народов! Сам пошел на хуй! Подыши гелием, или чем ты там дышишь через эту свою кислородную маску, закуси кусочком синего бархатного халата своей бляди и успокойся. Не хочешь, чтоб люди на тебя смотрели в этом кино и не надо. А то в интересных фактах уже пишут, что ты ролевая модель! Не хватало еще, чтоб молодежь брала с тебя пример! Нет, ну вы только посмотрите на него!

Блядь! Не пяльтесь на меня своими блядскими зенками!

(09.10.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: