Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Два капитана 2 (1993)


Два капитана 2
Средняя оценка: оценка: 3.5
1993. Россия. 70 минут.
Жанр: комедия / сюрреализм-авангард.

Режиссер: Сергей Дебижев.
Сценарий: Сергей Дебижев,
Операторы: Сергей Астахов, Наум Аврунин, Дмитрий Маас,
Композиторы: Борис Гребенщиков, Сергей Курехин.

В главных ролях: Сергей Курехин, Борис Гребенщиков.
В ролях: Элеонора Мовилло, Тимур Новиков, Сергей "Африка" Бугаев, Дмитрий Месхиев.

Версия для печати

Алексей Нгоо: Вставай, сука, Колчак приехал

оценка: 4

Однажды я был подростком и шёл по Невскому проспекту, а потом завернул на канал Грибоедова и упёрся в Курёхина. Я остановился, удивлённый, а он прошёл мимо и кажется даже не заметил меня. Наверно я уже был к тому времени мёртвым. Из глубины моего теперешнего настоящего поразительно мне кажется поразительным, что я будучи простым прыщавым подростком уже знал кто таков Курёхин и поди слушал его "Оперу для богатых" и "Музыкальное введение в историю: Полинезия" последнее — один раз, потому как не фанат фортепианной сюитистики.

В "2 капитанах 2" он был практически такой же как тогда, на углу канала Грибоедова — похожий на деда Ленина, с гифами, распространившимися по всей стране и с добрым прищуром. Я смотрел "2 капитана 2" и всё поминал добрым словом какую-то песню "Крематория" про то, что "как жаль что она умерла".

"2 капитана 2" особенно интересно смотреть в этом году после недавней шумной премьеры "Первых на Луне" — другого упражнения на Ниве псевдодокументалистики. Смотреть и думать — коли все дифирамбы которые поются "Первым на Луне" собрать и умножить пропорционально качеству фильмов, то "2 капитана 2" вообще можно было бы похоронить под грудой никому не нужных слов умиления и восхищения. И тут есть две причины. Первая — наивная народная апология гомосексуализма "всё познаётся в сравнении", вторую открыл Бахтин, штудируя "Гаргантюа и Пантагрюэля". Как водится, он вдруг вскочил, заулыбался и закричал "смех — всему голова". Смеющийся человек — живёт, а серьёзный умирает, с фильмами таже история. Особенно наглядно этот пример демонстрируется посметрием Курёхина. Как человек он давно умер, а как протоплазменное смеховое тело и до сих пор живее всех живых. И тут же задом на перёд совсем наоборот — тело Ленина всё ещё с нами, но вот изъеденная многотомной серьёзностью душа давно витает в эмпиреях, несмотря на утверждения тенденциозных советских учёных, которые околдованные странными идеями Циолковского, Вернадского и Н. Ф. Фёдорова всерьёз готовились оживлять мертвецов и наследовать с ними прекрасный новый мир коммунистического будущего. Стыковка Курёхина и Ленина в эфире Тихого Дома (превратившая Ленина в культ, сделавшая его действительно живее всех живых (потому что мы живы, пока о нас говорят) и — кто знает — не стоившая ли жизни Курёхину, отдавшего свою витальность Ильичу) была предначертана судьбою. Также Курёхин утверждал, что Петроград — это новая Атлантида. А вдруг чрез две тысячи лет Курёхин окажется новым планктоном Платоном.

А вот Гребенщикова не видал. Когда ходили на Пушкинскую 10 и шлялись там по субботам с этажа на этаж, в поисках нового искусства (в память запала скульптура почти в некрореалистичной (почему некрореалистичной? потому что слово красивое и модное) манере — деревянный чурбачок в виде лица, искажённого дикой яростной гримасой, назывался чурбачок "Отец" — Юфит с Фрейдом за ручку скрываются вслед за ёжиком) я задерживался около каждой двери и пытался по истечению ионов понять за какой из них Боб (который, как известно из слов Африки, Бог и от него сияние исходит). Но вот беда, было уже сильно после 85 года и "Детей Декабря" которыми БГ закончил свой земной творческий путь и умерев как автор продолжал жить как мvроточивая икона (да-да, раньше Миро писался именно как мvро. Буква v называлась ижица, и даже существовала такая весёлая поговорка "фита, ять и ижицы — розга к телу ближется", кодировавшая наивный гомоэротизм 19 века). Он до сих пор каждый год мvроточит в Ленсо. Вот только ионами на Пушкинской не пахло. Почему-то.

Собственно это к тому, что в фильме "2 капитана 2" происходил какой-то чудовищный эксперимент с жизнью и смертью, а именно: ещё живой Курёхин с уже не живым Гребнем крутились юлой вокруг личности живого трупа Ленина, а Толубеев за кадром комментировал всё это малопонятным бредом. Тут самое время вспомнить мертвяков Хармса, говоривших бессвязной тарабарщиной (которой желчный Хармс наверняка стебал Хлебникова и прихлебателей с их "заумью") и — дальше — традиционные представления о мире мёртвых как о мире с изуродованной, переполюсованной семантикой. В смысле: нам кажется, что текст Толубеева — бред потому что мы находимся в иной семиосфере. А если умереть и просмотреть фильм ещё один раз, то заметки о швейцарских военно-морских силах или о голых вдруг станут прозрачны как рисовая бумага (кстати забавный эпизод — как покойников одевали наизнанку, так и карта Петрограда над которой колдуют капитаны лежит "наизнанку", ногами в верьх. Отчего мы видим скорее Город Мертвых, на который совершается агрессия сил света с востока (стороны солнца), чем реальный Петроград, в который морские ветры задувают с запада (стороны мёртвых)).

Сам факт чорно-белой плёнки вырывает нас из обыденной реальности. А в мире простых дихотомий вроде "сырое-варёное", "жизнь-смерть", "чорное-цветное", "мущина-женщина" обыденной реальности как оргии жизни противостоит реальность смертная. Особенно хорошо говорить об этом в нынешнем году, когда все запечатлённые на старинных чорно-белых кадрах уже умерли. И вот с фотокарточек смотрят на нас мёртвыми глазами мёртвые люди. А вы говорите "Другие". А вы говорите "шьямалан". Лучше подойдите к зеркалу и пять раз скажите "Кэндимен" — будет весело! Поэтому вполне логично предположить, что создатели "2 капитанов 2", играющие с изображениями мёртвых людей и говорящие мёртвым языком — сами мертвы. Как мертва Мария Склодовская-Кюри, игравшая с ураном или мертвы те многочисленные средневековые игроки с амальгамами (кстати в средние века заворот кишок лечили давая страдающему выпить стакан ртути. Парадокс в том, что помогало. Ртуть своей тяжестью продавливали кишки и разруливала все косяки, при этом не вступала ни в какие реакции, не задерживалась в организме и вреда не приносила!!!).

А теперь давайте вспомним опять Бахтина. В самом начале введения к своей вечной книге (которая попыталась сбросить с пьедестала другую вечную Книгу, чтобы заменить её третьей Книгой) он в частности утверждал, что смеховой средневековой культуре было свойственно потешаться над смертью, потому как только смехом смерть и можно преодолеть. Юмористическое, а подчас и сатирическое отношение к умиранию позволяло человеку смотреть на процесс легче, примиряло его с ним. Вот как Литвинова пыталась заклясть смерть жанром залихватского интервью в "Нет смерти для меня", так в средние века её (не Литвинову) заклинали смехом и весельем. Типа, всё смертное серьёзно до безобразия, и даже больше — оно не понимает юмора как такового. Вы когда-нть видели весёлых зомби? Готика — это культура тотальной серьёзности, потому что даже слабая ухмылка способна разрушить пафос умирания и всего такого (кто был самым милым существом в странном путешествии Алисы по мёртвым землям её снов — Чеширский кот). Недаром тупые весельчаки вроде Остина Пауэрса или Джеймса Бонда в сто раз эффективнее любого израильского спецназа.

В конце оказывается, что коллектив создателей "2 капитана 2" в своих играх со смертью попытался на современном материале повторить успех книги Рабле. И нужно сказать, что им то удалось. Мы совершили путешествие по загробному чорно-белому миру и вернулись в финале в исходный пункт живыми. "Вставай, сука, Колчак пришёл" — так абсурдистски прокомментировал в контексте фильма начало и конец герой Курёхина. Потому что смерть побеждена настолько, что даже Каплан растворилась в кинодействе так и не произведя заветного выстрела. Так в мире мёртвых Ильич остался живым.

Забавно будет поговорить об этом фильме чел через сто, когда никого из участников не останется, и можно будет запросто спекулировать о картине, смонтированной мёртвыми людьми из плёнок с других мёртвых людей. И ещё забавнее лет через тысячу, когда никакого человечества не останется. В беспощадной пустоте этот фильм-путешествие станет хитом сезона. Ленина я кстати тоже не видел, хотя проходил мимо его домика в Москве, где всё ещё прячется его тело.

(03.11.2006)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Пятнадцать голых баб

оценка: 4

"Два капитана 2" — любительское кино, почти что артхаусное… хотя — нет, артхаус — это слишком серьезно, артхаус означает, что человек, который заморочился постановкой, пристально глядит, приложив ладонь козырьком ко лбу, вдаль за горизонт, где маячат паруса фестивалей независимого кино. Этот человек втайне надеется заполучить положительные отзывы двух или трех прогрессивных критиков и несколько непрестижных, но одинхер радующих самолюбие наград. И очень надеется, что рядовая публика его не поймет — ведь это сразу поставит его в ряд непризнанных гениев, обогнавших время. Дебижев, БГ и Курехин к таким перцам не относятся. Вряд ли их интересовало признание фестивалей, но вряд ли их интересовало и признание публики. Ребяты чиста прикалывались ради собственного удовольствия. Как неслучайно прикололся Умберто Эко, написав "Имя розы". Но Эко прикалывается и по сей день, а вот Дебижева что-то не видать — к сожалению.

1991 год, как венец перестройки страны, мозгов и вектора творческого потенциала этих мозгов, выглядит тектоническим разломом между прошлым и будущем. Тогда, в одной из передач "Пятого колеса" на питерском ТВ, которую вел Сергеей Шолохов, Курехин свидетельствовал, что Ленин был грибом и радиоволной, а в 1993 году, когда в России произошли еще одни хорошо известные всем исторические события, эта идея оформилась в новую мифологию, отраженную в фильме "Два капитана 2". Я хотел сперва написать, что ноги пелевинского романа "Чапаев и Пустота" растут из фильма Дебижева, но понял, что это не так. Или, во всяком случае, не совсем так. Оба текста — кинотекст (великолепно, кстати, прочитанный актером классического театра Юрием Толубеевым) и литературный текст схожи в своей глумливости не потому, что кто-то с кого-то передирал, а потому, что такова участь каждой революции. Оценка отошедшей эпохи неизбежно приобретает отрицательный знак. Поэтому неинтересно сравнивать "Двух капитанов", имеющих приставку "2" (уже в заголовке обозначается вторичность, присущая всякому постмодернисткому произведению), с "Чапаевым и Пустотой". Гораздо полезнее сравнить "Двух капитанов-2" с "Броненосцем "Потемкин". И сравнение будет не в пользу первого фильма, несмотря на приближенность "освещаемых" эпох, революционно-морскую и приморскую тематику и общую заточенность под кинохронику (причем фильм Дебижева скомпилирован из реальной кинохроники процентов на 80). Просто шедевр Эйзенштейна — поистине модернистский, а гротескная комедия абсурда, снятая Дебижевым и двумя капитанами-композиторами, фильм постмодернисткий. То есть Эйзенштейн видит будущее и чувствует свежесть и новизну, а Дебижев — нет. Он отрицает как прошлое, так и будущее. Повис, короче, в той самой пелевинской пустоте.

Но фильм сделан талантливо. Это очень смешное кино, большинство цитат из которого сразу стало крылатыми (по-крайней мере, среди питерских зрителей). Но кино не слишком-то сбалансированное. Кульминацией является появление в кадре Гребенщикова в образе рефлексирующего офицера с гитарой. и поющего: "…когда пятнадцать баб резвятся у пруда" — перекличка с "Пятнадцатилетним капитаном" (при этом в кадре резвятся ровно 5 баб, и не у пруда, а у моря). А потом фильм полностью превращается в клип, закадровый текст пропадает, замененный на невнятную поэзию БГ, и это изрядно утомляет.

(04.11.2006)

Версия для печати


Мор: Колбаска, вызывающая оргазм у неживых предметов

оценка: 2

"А из печени школьного учителя сделал колбаску, вызывающую оргазм у неживых предметов".

Диктатура пролетариата в лице Гордеева предложила этот отечественный артхаус для "Киноразделочной", а потому пришлось подчиниться и осилить до самого конца. По этому поводу — град камней. Сильно во мне желание размазать данный "кеноопыт" по стене, так что приступим. Курехин и Гребенщиков монтируют кадры старых фильмов и хроник, чтобы появиться в военных костюмах и сказать свое веское слово по поводу русской истории, в которой обнаруживают особое племя людей, Калинин перевозит кокаин, а пули отравляют в змеином яде. Фильм можно отнести к тем типам шуток, которые понимаются только тогда, когда настраиваешь свой мыслеприемник на особую волну. А для этого нужно довериться авторам и сместить точку сборки. Меня же и Гребенщиков, и Курехин раздражают, а здесь эти два реликта кухонной рок-философии, апологеты самиздатов и предметы культа демонстрируют фактуру и плоско острят.

В итоге, с одной стороны, такая бесстыжая мистификация, нагромождение бессмысленных парадоксов и близкая к фантастике альтернативная история мне близка, а с другой стороны, все это держится на весьма сомнительном юморе Гребенщикова и Курехина, которые меня не радуют. Гребенщиков в нашей стране то же самое, что Алла Пугачева, — достояние народа, и его профиль самозванца-гуру в бирюльках вызывает у меня только желание сморщить нос в ответ. Курехинские эксперименты также оставляют меня равнодушной. Меня не радует его музыка и его киноопыты ("Лох — победитель воды" тому пример). И поэтому я сталкиваюсь с ситуацией, когда хорошая идея отвязной псевдодокументалистики испорчена неподходящими людьми. Хохмы про вирус коммунизма? Или пидора на рее? Или подводную лодку с кокаином, Калинина и Каплан? Остаюсь безучастной. Есть разница между сатирой и хулой. Вообще тонка грань между острословием и пошлостью, но тандем Курехин/Гребенщиков даже эти полюса умудрился передвинуть в сторону самолюбования. "Объедки были постоянным предметом большевисткой пропаганды". Что тут еще скажешь? В ту же копилку отношу шутки над звуками, издаваемыми эмблемой-львом. Их тут еще и две! Не говоря уже про пидоров.

Возможность для Курехина и Гребенщикова примерить портки эпохи и похвастать эрудицией, а заодно сформировать музыкальный киноспекталь и поразвлечься. Наблюдать за этим — это как наблюдать за пьяными речами какого-нибудь приятеля. И, уж конечно, фильм сильно выиграл бы, если бы из него вырезали непременные песни БГ и голых баб. Почему-то кривлянья Мела Брукса, танцующего в обличье инквизитора, меня не коробят, а даже веселят; бородатый же Гребенщиков и профиль Курехина — бесят. Наверное, тут дело в претензиях. У белобрысого старика их нет, и это вызывает симпатию.

Из плюсов стоит отметить актрису, играющую Каплан, и разрезанного Курехина, чьи части тела бродят по экрану в разные стороны. Если оценивать мои впечатления в целом, то фильм оставил меня равнодушной. При том, что меня легко можно представить с цигаркой в уголке рта, бряцающей песню про нагих теток, а в другом настроении я могла бы кино и похвалить. Но сейчас я считаю, что заслуживающих внимания моментов в часе, с позволения сказать, зрелища набралось, дай Бог, минут на пять. Я отвергаю и их из-за безвкусной благодарности заводу шампанских вин и тибетским монахам.

(06.11.2006)

Версия для печати


Феликс Зилич: Не забудем Эда Вуда!

оценка: 4

Сценарий для рекламного трейлера.

Заставка ЦПШ. Черный экран. Тревожная музыка.

Голос за кадром: Он хотел поставить великое кино, но у него не было денег.
Крупным планом лицо Сергея Дебижева, которого играет Джонни Депп. Джонни Депп (в смысле — Сергей Дебижев) нервно застегивает на себе пуговицы форменного офицерского пиджака.

Голос за кадром: Он хотел сказать людям правду, но правительство ее заныкало.
Крупным планом нога Деппа. Он завязывает форменные армейские шнурки.

Голос за кадром: Он жил в суровое время и не мог этого исправить.
Десятисекундная нарезка из хроники. Кто-то ебет в жопу Горбачева в Фаросе. Кто-то зеленый закидывает танки на Останкинскую телебашню. Ельцин, примеряющий Шапку Мономаха. После этого люди в масонских капюшонах пьют водку в Беловежской пуще. Последний кадр — генерал Павлов с воплем “Джеронимо” выпрыгивающий из окна своего кабинета. Камера провожает его до асфальта. Затем звук “бумс!” и черный экран.

Экран светлеет. Крупным планом лицо Деппа с завязанными глазами. Камера отьезжает. Мы в лесах под Питером. Мы видим, что Джонни Дебижев в окружении людей в хаки, лиц которых нам не видно. Джонни на коленях. Дуло “макарова” упирается ему в затылок.
Человек-макаров: Ты снимешь нам великое кино?
Джонни: Кто вы?
Человек-макаров: Ты снимешь нам великое кино?
Джонни: Я сниму вам великое кино.
Камера поднимается, и мы видим лицо человека с “макаровым”. Это БГ.
Человек-макаров: А матросы там будут?

Черный экран. Большой кабинет с видом на Кремль.
В кабинете двое. Джонни и человек с папкой.
Человек-папка: Вы хотите сказать, что все это будет в картине.
Джонни: Разумеется.
Человек-папка: И тонущие корабли?
Джонни: Да.
Человек-папка: И покушение на германского посла?
Джонни: Будет.
Человек-папка: И даже второе солнце?
Джонни: Мы над этим работаем.
Человек-папка: И сколько денег вы хотите под этот проект?
Джонни: А сколько у вас есть?
Черный экран.

Мы в подвале типичной питерской коммуналки при свете нервически раскачивающейся лампочки мощностью в 75 ватт. На ящиках сидят Джонни, Курехин и Бг. На Бг очки от солца и беретка Че Гевары. У Джонни чемодан с деньгами. Все трое курят.
Бг-Че: Говоришь, тебя тоже зовут Сергей?
Джонни-Сергей: Зовут.
Бг-Че: Примета есть такая. Если оказываешься между двумя тезками, то нужно загадать желание.
Пауза. Все смотрят друг на друга.
Бг-Че: Загадал?
Джонни-Сергей: Да.
Бг-Че: Прекрасно.
Бг достает “макаров” и убивает Курехина.
Бг-Че: Теперь точно сбудется.
Джонни поднимается с табуретки, пытаясь очистить брюки от брызгов крови.
Джонни-Сергей: А вы о чем вообще загадывали?
Бг-Че: Чтобы отдать все деньги тибетскому ламе.
Джонни-Сергей: И что теперь?
Бг смотрит на труп Курехина.
Бг-Че: И теперь мое желание сбудется.
Черный экран.

Съемочная площадка в пяти метрах от крейсера “Аврора”. К Джонни Дебижеву, который нервно ходит по причалу с рупором в руке, подходит старушка с авоськой.
Авоська: Сынок, а что за кино снимаете?
Режиссер: Про революцию, бабуля.
Авоська: А называется как?
Режиссер: Броненосец “Потемкин” Два.
Авоська: А почему тогда здесь, а не в Одессе?
Джонни смотрит на старушку удивленно.
Режиссер: Блядь! Действительно! А почему здесь?
Джонни три раза бьет себя рупором по голове.
Режиссер: Придумал! Снимаем, бабуля, вовсе не “Потемкина”, а… Два Капитана… эээ… Два.

Черный экран. Большие белые буквы.
ДВА КАПИТАНА ДВА: ИСТОРИЯ ОДНОГО ФИЛЬМА.

Мы снова на съемочной площадке.
Крупным планом лицо бабки с авоськой.
Авоська: Сынок! А нахуй?!

Черный экран. Большие белые буквы.
СМОТРИТЕ В КИНОТЕАТРАХ СТРАНЫ.

(07.11.2006)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: