Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Они живут по ночам / They Live by Night (1948)


Они живут по ночам
Средняя оценка: оценка: 5
1948. США. 95 минут.
Жанр: криминальный / мелодрама / нуар.

Режиссер: Николас Рэй.
Сценарий — Чарльз Шнии, Николас Рэй, Эдвард Андерсон,
композитор — Ричард М. Джонс, Вуди Гатри.

В главных ролях: Кэти О'Доннелл, Фарли Грэйнджер, Ховард да Силва.
В ролях: Джей С. Флиппен, Хелен Крэйг, Уилл Райт, Гарри Харви, Йен Вульф и др.

Интересные факты о фильме:

- Фарли Грейнджер сам порекомендовал Кэти О'Доннел режиссеру.

- ходили слухи, что ради общей достоверности Николас Рэй заставил Кэти О'Доннел некоторое время поработать на заправочной станции.

Версия для печати

Серджио Леоне: Рецензия на фильм "Они живут по ночам"

Они живут по ночам оценка: 5

Николас Рей начинал с разного уровня и качества фильмов. Среди них был гениальный "В укромном месте" и посредственный "Постучись в любую дверь" (имеющий мало общего с искусством), который стал политическим (и, в общем-то, лишним) эпилогом к гениальным и новаторским "Они живут по ночам".

Кажется, Орсон Уэллс говаривал, что все, что он хотел когда-либо сказать в кино, он сказал каноническим "Гражданином Кейном". Как бы то ни было, после "Они живут по ночам" Николас Рей мог смело уходить из режиссуры. Ибо это был не просто дебют: Рей уместил в него все… Только в один фильм.

Здесь были съемки с ручной камеры в автомобиле — коронные приемы новой волны. И бунт против общества. Любовь и противостояние миру и системе. Все, что мы видим в "Джонни-гитаре", "Бунтовщике без идеала" и "Опасной территории" или "В укромном месте", или любом другом фильме режиссера Рея. Он это сказал сразу: резко и прямо. В совершенном noir — "Они живут по ночам". Наверное, было бы правильнее интерпретировать название в прошлом времени — "Они жили по ночам": история изначально предопределяет фатальный конец.

На первый взгляд, история любви пары преступников, ведущая свою родословную со времен "Бонни и Клайда", умело экранизированная впервые Фрицом Лангом — "Ты живешь только раз", с чересчур эмоциональной Сильвией Сидни и имбецильно правильным и молодым Генри Фондой, — не нова. Заимствовав завязку сюжета у предыдущих работ, Рей подошел к задаче настолько мастерски и профессионально, что фильм захватывает с первых и до последних кадров. Чего стоит, например, снятый с вертолета автомобиль героев, несущийся по дороге (именно Рей впервые применил этот трюк в кино, из-за чего немедленно попал в кинословарь), или (со слов режиссера) импровизации съемки с ручной камеры из салона автомобиля, где главный герой увозит своих компаньонов с места ограбления.

По сюжету: трое уголовников бегут из тюрьмы: один из них 20-ти летний Фарли Грейнджер — просидевший в тюрьме семь лет убийство. Бандиты укрываются на заправке у одной из своих бывших знакомых, а Артур Боуерс (Фарли Грейнджер) или просто "Бой" — в первый раз в жизни знакомится с девушкой. Когда его подельники уже готовят ограбление банка. Заполучив добычу, Арт покидает своих друзей, которые организовали побег из тюрьмы, держа путь на юг, в Мексику. Однако старые друзья не отпускают Арта, а полиция уже начинает разыскивать пару беглецов… Ситуация накаляется, и "Бой" решает расстаться с беременной и больной подругой, однако поздно — его уже сдали полиции…

Последний раз увидеть любимую: ночь, двор, его ждут полисмены в кустах… Этакий импровизированный путь на эшафот. И вместо того, чтобы сдаться (уже ставший каноническим жест из финала "Полицейского"), он лезет в плащ за револьвером и падает замертво от пулеметной очереди. Впервые режиссер показывает положительных героев, изначально находящихся по ту сторону закона. Такого не позволял себе даже Годар — бандит оказывается приличным человеком, мечтающим о счастье, а не о грабежах и убийствах.

Через год Рей снимет политически коньюктурный "Постучись в любую дверь", где адвокат в исполнении Хемфри Богарта будет доказывать судье, что преступника из молодого парня сделало общество(прокурору с изуродованным лицом и присяжным). Тем самым объяснив посыл дебютного фильма.

"Они живут ночью" — один из самых пронзительных и красивых film-noir, с любованием атмосферой и эстетикой ночи — обители молодых влюбленных. Отсюда Годар позаимствовал эпизод Безумного Пьеро — поездка героев Карины и Бельмондо на угнанной машине перед въездом в море… А Фарли Грейнджер, видимо, сыграл свою единственную удачную роль в жизни. Кэти О'Доннел удивительно похожа, в т.ч. ментальностью и манерой игры, на Николь Стефан Мелвиля, равно как Фарли Грейнджер — на Эдуарда Дермита из "Ужасных детей", отчего иллюзия создания "Мельвилевского мирка" наводит на странные параллели.

А в 1950-том режиссер Джозеф Льюис снимет свою интерпретацию "Бонни и Клайда", наполненную насилием и сексуальной энергетикой "Gun Crazy", где главную роль будет играть Джон Далл — партнер Фарли Грейнджера по Хичкоковской "Веревке". Для обоих актеров эти однотипные роли стали знаковыми. И, вероятно, лучшими в их кинокарьерах.

(21.10.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: